От Марат Ответить на сообщение
К Марат
Дата 16.01.2001 15:22:52 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Про арийцев у того же Абакумова

Приветствую !

КТО ЖЕ ТАКИЕ ЕВРАЗИЙСКИЕ АРИИ?
http://www.abakum.newmail.ru/news2/ariana.html

Вот уже около 200 лет значительная часть общественности стран "круга европейской цивилизации" интересуется т. н. "арийской проблемой". Этот интерес то возрастал, то ослабевал в зависимости от той или иной специфики данных хронологических рамок. В 1-й пол. 19-го столетия (в силу тогдашней "юности" науки сравнительного языкознания) ещё не была установлена жёсткая система степеней родства древних и современных индоевропейских наречий между собой, хотя сама наша лингвистическая семья уже была чётко определена. Отсюда родилась легенда об арийстве германцев //это правда?//. К концу 3-й четв. XIX в. лингвисты установили отсутствие непосредственной преемственности носителей западных индоевропейских языковых групп с древними ариями, но живучесть этой легенды выразилась не только в ложных идеологических построениях вожаков "третьего рейха", но и на всем обыденном этническом самосознании образованщины Америки и Сев. Евразии. В момент формирования в нач. III тыс. до н. э. 1 племенной группировки под самоназванием арья, германцы уже более десятка веков жили раздельно с непосредственными предками героя проблемы. Имя языковых пращуров всех индоевропейцев (в 5-м тыс. до н. э.) нам неизвестно, но оно было по мнению филологов иным 2.

Наиболее уродливо мифологизированные и даже мистифицированные 3 формы приобрело обсуждение арийской проблемы, к сожалению, в 1990-х гг. на Украине и в России. Хотя объективно (и в наибольшей степени) это тема общественности последних двух государств.

Арии (или древнейшие индо-иранцы) начали функционировать под своим собственным именем только тогда, когда они уже отделились от предков хетто-лувийцев, иллиро-пеласгов, праэллинов, балто-славян, албано-фракийцев, армяно-фригийцев, прагерманцев и других древних подразделений нашей языковой семьи. Распространение индо-иранских (арийских) языков во II и I тыс. до н. э. в Передней, Средней и Южной Азии среди преимущественно автохтонного населения и ассимиляция оставшейся на своей прародине части ариев (гунно-тюрками, славянами и финно-уграми) в течение Новой Эры ещё более усложнило рассматриваемую проблему, за которой стоит феноменальное и весьма яркое этногенетическое явление.

Исторические документы ещё застали во 2-й четв. І тыс. до н. э. на степных и лесостепных просторах Восточной Европы и Казахстана собственно поздних ариев - киммерийцев и различные северо-сакские (скифо-сарматские 4) группы. В дальнейшем вторые ассимилируют первых. Основную массу же сако-сарматов в 1-й пол. I тыс. н. э. вытесняют гунно-протоболгары. Этих, в свою очередь, позднее "сдвигают" огузо-печенеги. Последних же в 11-12 вв. теснят кыпчаки (половцы). Здесь не затронуты менее массовые или локальные миграции (в т. ч. и т. н. "татаро-монгольская"). Cкифо-сарматский биологический генофонд был преимущественно "смыт" последовательностью целого цикла гунно-тюркских, а затем и тюркско-монгольских переселений. Корни северомонголоидного компонента казахов следует искать в центральной Монголии и в Туве (прародинах гуннов), а относительно светлоглазого и шатенного европеоидного - как в Джунгарии //Агент – обрати внимание!!! :))//и Ганьсу (среди жунов и дисцев данных регионов I тыс. до н. э.) 5, так и у (более автохтонных) саков западносибирских степей.

Скифо-сарматские же эмигранты сыграли огромную роль в Восточной Европе. Сюда из Казахстана последовательно отправлялись (1600 - 3100 лет назад) носители хвалынской археологической к-ры (12 - 8 вв. до н. э.), "царские скифы", сколото-катиары, савроматы, "царские" сарматы, языги, роксоланы, аорсы, сираки, сполы, росии, аланы и аланорсы. Скифо-сарматский компонент по этнографическим, лингвистическим и археологическим данным сыграл колоссальную роль в формировании восточных славян и значительной части восточных финнов.

Древний "андроновский" (степной евразийский) 6 расовый тип (одна из ветвей североевропеоидов) был по данным палеоантропологов широко представлен в Древней Руси 7. Эту же человеческую "подпопуляцию" мы видим на шедеврах греко-скифского портретно-бытового искусства V - IV вв. до н. э. (Солоха, Чертомлык, Гайманова могила и др.) 8. Персонажи этих сцен по физиономическим характеристикам находят полное соответствие как среди современных великороссов, украинцев и белорусов, так и (по палеоантропологическим реконструкциям) у древнерусского населения 9. "Андроновский" тип не единственный из светловолосых в восточном славянстве, но историко-эстетически так сложилось, что именно он считается "классически-русским".

Мощный скифо-сарматский (восточно-иранский) лексический пласт обнаружен в белорусском, украинском и русском языках лингвистами, начиная с А. И. Соболевского 10. С его работы "Русские местные названия и язык скифов и сарматов" в 1910 г. "арийская проблема в восточном славянстве" дебютировала. Впоследствии к общепризнанным ранее открытым лексическим "староиранизмам" (топор, собака, хорошо, год, огонь, смерд, степь и т. д.) исследования ведущего ираниста 2-й пол. нашего столетия В. И. Абаева 11 и других языковедов вскрыли огромную "подводную часть айсберга" словарного фонда скифо-саков у нас (слово, дело, вина, могила, жрец, вопить, вещать, жевать, хранить, чара и множество иных). Восточноиранского происхождения и ряд раннесредневековых славянских племенных наименований : северяне 12, анты, поляне, хорваты, бужане, сербы и др.

В данный перечень входит и сама Русь. Одни исследователи данный этноним возводят к роксоланам, иные же - к аорсам. Оба эти мощные племенные потока вышли из глубин Казахстана.

Значителен скифо-сарматский вклад в религиозные верования восточного славянства и, соответственно, в древнерусский языческий сонм богов. Такие его персонажи как Сварог (Сварга), Огонь Сварожич (Агни), Вий, Карна и др. - явные индо-иранцы. Тот же "этнос" преобладает и в Верховном Пантеоне богов князя Владимира Святославича. Даже академик Б. А. Рыбаков, весьма осторожный в признании сако-скифского влияния на Древнюю Русь, и тот признает 4-х из этой "шестерки" иранцами : Хорса, Даждьбога, Стрибога и Симаргла 13.

Скифо-сарматским этнокультурным наследием можно объяснить значительный компонент трупоположений в погребальных обрядах языческой Руси. Потомки праславяно-венедов, балтов, фракийцев, кельтов и германцев (среди "элементов" тогдашнего восточного славянства) сжигали своих покойников.

Несомненна культурно-хозяйственная и этнографическая преемственность "русичей" с сако-скифским миром.

Восточные славяне - одна из немногих земледельческих групп Средневековой Европы осуществлявших пахотные работы на конной тяге 14. Это же было свойственно и оседлой части сев.-вост. иранцев (четырем земледельческим племенам Геродотовой Скифии, гелоно-будинам, буртасам, "осевшим на землю" аланам, саяно-алтайским динлинам). Большинство остальных индоевропейцев применяло воловью тягу на пашне. Как ни у какого другого "лесного" народа у восточных славян опоэтизирована в фольклоре (особенно в песенном) степь. Значительные элементы декоративно-прикладного искусства, одежды, народной архитектуры, песенно-хореографического творчества, обрядовых действий и пр. восходят к сарматам, скифам, племенам срубной и андроновской археологических культур. Восходящие к сакам Сибири "звериный" и полихромный стили в древнерусском декоративном искусстве явно преобладают над праславянским "птичьим" 15.

Самая значительная этно-культурная и антропологическая преемственность к скифо-сарматам среди славян наблюдается у южно-великороссов и украинцев-"схидняков". Наиболее иранизированная финская группа - мордва-эрзя. У последних даже Волга именуется по скифски - Ра(в).

Существенен восточно-иранский слой среди названий водоёмов (гидронимов) на Руси 16. Сюда входят Днепр, Днестр, Дон, оба Буга, Хорол, Рось, Сула, Артополот, озера Саки и Донузлав, обе Самары, Сура и мн. др. Специалистам известно, что наименования рек и прочих водных объектов - один из самых архаичных элементов географических названий. Cкифо-саки, в свою очередь, являются последним этапом мощнейшего этно-социального явления, именуемого археологами "степной бронзой" (ямная, катакомбная, полтавкинская, синташтинская {"аркаимская"}, срубная, андроновская и некоторые другие культуры III - нач. I тысячелетий до н. э.).

Будучи довольно-таки ранним ответвлением древнеиндоевропейской общности эти племена распространились на огромных территориях. Зона их расселения охватывала колоссальную степную полосу от низовьев Дуная и до верхнего Енисея. Развитие такого археологического гиганта не случайно. Данное крупномасштабное явление наверняка отображает (по крайней мере на ранних этапах) функционирование сопоставимых ему по территории племенных союзов.

По мнению большинства археологов и многих специалистов других дисциплин основным этно-лингвистическим элементом в населении "степной бронзы" и были древние индо-иранцы (арии). Данный этнос в своем развитии расселился также далеко на юг, освоив во II и в нач. I тыс. до н. э. значительные пространства Средней, Передней и Южной Азии. Уступая левантийцам и индостанцам численно, арии сумели распространить широко свои языки, но сами практически "растворились" среди местных южноевропеоидов физически. У современных индо-иранцев юго-запада и юга Евразии преобладают аборигенные расовые типы. Cкифо-сарматы, в целом, потомки тех ариев, которые остались на своей прародине, именовавшейся согласно "Авесте" - Арьянам Вайшья (Арийский Простор) 17. Позднее, в эпоху Средневековья и при других этно-исторических обстоятельствах, ту же зону назвали Деште-Кыпчак (Поле Половецкое).

Хотя сведения о местонахождении Арьянам Вайшьи в священной книге зороастрийцев весьма сжаты, но авторы ранних частей "Зенд-Авесты" (10 - 7 вв. до н. э.) трактуют данную географическую территорию как огромную, c прохладным климатом, находящуюся к северу от региона их деятельности (Средней Азии) 18. А это зона археологических к-ур "степной бронзы", исходной для которой и древнейшей была ямная (III тыс. до н. э.), занимавшая восточноевропейские и крайние западноказахстанские степи. Районом же первоначального формирования ямников на рубеже IV-III тыс. до н. э. (батайский этап) по мнению ряда специалистов явилось междуречье Волги и Урала //???// 19.

Именно сюда, на земли будущего яицкого казачества, 5000 лет назад переселилась группа индоевропейцев. Говорили они тогда на общем с предками балто-славян языке. Лишь позднее, вследствие территориального размежевания, лингвистические судьбы индо-иранцев и других восточных индоевропейцев (т. н. "сатемовцев") разошлись. Называла себя данная этническая группа ариями. Именно здесь, на берегах Яика, cформировалась и отсюда распространилась по широким просторам Евразии крупнейшая из ветвей индоевропейских народов. Культуры "степной бронзы" дают яркую картину их последовательности, четко характеризуют сочетание центростремительных и центробежных этнополитических тенденций в ходе их циклических смен. Определенными (хотя и поздними) этапами данного развития явились киммерийское, а затем сменившее его скифское объединения.

Территории, занимаемыми ранними индо-иранцами, были огромны! Так, например, исходная и древнейшая из к-ур "степной бронзы", ямная (III тыс. до н. э.) из своего "батайского очага" (нижневолжско-яицкого междуречья) распространилась весьма широко. Она, в пору своего расцвета, заняла всю восточноевропейскую степь и частично лесостепь. Обширнейшая же из данной археологической общности - андроновская к-ра 16 - 8 вв. до н. э., которая распространилась почти на весь Казахстан и нек. др. регионы Зап. Сибири. Единые сначала арии (что подтверждает и сравнительное языкознание) распадаются на пра-"ведийцев" и иранцев. Последние ассимилируют затем большую часть первых, а также древнейшее население Казахстана, ряда иных районов южной Сибири, северо-запада нынешнего Китая и в пр. местах. Часть индо-ариев расселяется в Передней, Средней и Южной Азии, распространяя там свой язык (ведический санскрит) и его диалекты. Cледом за ними на Средний Восток хлынули различные ответвления иранцев. Тенденция к макроэтничности на Великой Евразийской равнине обусловилась рядом хозяйственных, географических, социальных и культурных особенностей региона и населявших его народов. Она с переменным успехом продолжала проявляться и в последующие эпохи, доминировала в Новое Время, но там уже не было языковых потомков ариев.

А сохранилась ли физическая преемственность?

Все выше перечисленные факторы свидетельствуют о весьма весомом индоиранском наследии вост. славянства. Да и невозможно такое обстоятельство, что крупнейший на территории бывшего СССР в бронзовом (а затем и в раннем железном) веке этнос почти бесследно исчез или чуть ли не весь эмигрировал!

Несомненно, часть скифо-сарматов была ассимилирована в I тыс. н. э. гунно-тюрками и добавила североевропеоидный компонент смешанной южно-сибирской расе, характерной казахам, киргизам, ногайцам, калмыкам, народностям Саяно-Алтая, значительным группам других народов СНГ, Монголии и Китая 20. Какая-то часть потомков ариев действительно ушла в Центральную и Западную Европу, а другая на Северный Кавказ (мы уже абстрагируемся и от ранних индо-арийских и иранских переселенцев II - I тыс. до н. э.).

Однако исторически неизбежно, что очень значительное количество преимущественно североевропеоидного ("светлошатенного") населения Великой Степи в I тыс. н. э. перебралось под натиском гунно-тюркских кочевников в ближайшую к ним лесо-лесостепную полосу Восточной Европы, где и было ассимилировано славянами и финно-уграми. Подобные перемещения отмечены археологами, а одно из них даже попало на страницы "Истории готов" Иордана. В данном раннесредневековом источнике отражен эпизод бегства значительной части скифо-готского населения во главе с Винитаром (Витимиром) в "Край антов" 21. Археологически это выглядит как резкое усиление распространения элементов лесостепной черняховской к-ры на сев. часть Среднего Поднепровья в кон. 4 в. н. э. В данном случае налицо хронологическое совпадение свидетельства письменного документа (как, впрочем, и данных нек. др. тогдашних исторических свидетельств) с метаморфозами стратификаций групп материальных памятников тех лет. Местная киевская археологическая к-ра трансформируется под воздействием этого и других процессов в новую - колочинскую 22.

Поздние арии оказались как бы между гунно-тюркским "молотом" и угро-финской, славянской и готской "наковальнями". И не только кочевники, но и оседлые скифо-сако-сарматы (динлины, буртасы, поздние cполы и росы, ряд иных) преобразовались в неиранскиие этнические подразделения. Последним арийским вкраплением в Русь явились различные группы cредневековых (гл. о. донецких) аланов. В течение 9 - 15 вв. данная народность неоднократно оказывалась в ассимиляционном контакте с восточным славянством 23.

Значительны (а в ряде случаев и эпохальны) хозяйственные и технические достижения евразийских ариев.

Хотя приручение коня произошло ещё у предшественников "степной бронзы" - племен энеолитической среднестоговской к-ры (общих, повидимому, языковях предков индо-иранцев, албано-фракийцев, балто-славян и армяно-фригийцев), но запрягли это животное в колесный транспорт где-то на юге Восточной Европы - древнейшие арии (кон. III тыс. до н. э.) 24. Незадолго до этого было изобретено колесо - наивыдающееся техническое открытие этих "титанов Евразии" 25. В нач. II тыс. до н. э. племена "степной бронзы" сконструировали боевую колесницу, а ещё через 2-3 столетия - оседлали коня 26. Переселение же в этот период индо-иранцев в Переднюю, Cреднюю и Южную Азию придало новые социально-экономические импульсы указанным регионам, хотя и не без временного разрушения некоторых местных высокоразвитых по тем временам структур 27.

В конце II тыс. до. н. э. на западе Арьянам Вайшьи (у киммерийцев), а в 9-8 вв. до н. э. и на ее востоке (у скифо-сако-сарматов) возникли первые на планете очаги отгонного кочевого скотоводства 28. Этот новый тогда хозяйственный уклад постепенно распространился на большую часть иранцев евразийской степи, хотя ещё при Геродоте в пятом столетии до н. э. 4 из 6 собственно скифских племен были оседлыми 29. Степная постарийская среда 30 во 2-й четв. I тыс. до н. э. генерировала изобретение баллистических наконечников стрел, а 2-3 столения спустя и стремян.

Одна из достаточно ранних групп данной общности (носители синташтинской к-ры) явилась основателем первых среди автохтонов умеренной климатической зоны Евразии (трипольцы, судя по всему, пришлый в "субарктике" этнос 31) протогородов на Южном Урале (17 - 16 вв. до н. э.). Обнаружившие эти древние поселения археологи именуют их соврменными наименованиями местностей Аркаим, Устье и нек. др.), но можно попытаться идентифицировать самый известный из данных древних объектов с каким-либо топонимом из ранних текстов Авесты. Особенно это касается преданий о деятельности героев-предков на землях прародины иранцев - Арьянам Вайшьи. Весьма вероятна идентификация археологического Аркаима с полулегендарной раннеавестийской Варой 32.

Характерна метаморфоза самого этнонима арии. Первоначально, повидимому, данный термин нес в себе определенную внутри-родоплеменную социальную нагрузку (избранные, отборные). Ушедшая же (возможно) на левый берег Волги-Ра (где-то в 30 в. до н. э.) ватага восточно-индоевропейских "молодцев" также считала себя таковыми. Трансформировавшись впоследствии в этническую группу, арии-"апостаты" сумели закрепить за собой в качестве самоназвания эту древнеиндоевропейскую лексему.

Аналогичный процесс произошел в 15-м веке н. э. в среде кыпчаков поздней Золотой Орды. Одна из восточных групп "вольных людей" (первоначально на территории Западного Семиречья) постепенно преобразовалась (в процессе своего расширения) в народ под тем же названием - казаки (казахи) 33.

Арийский фактор не всегда являлся исключительно позитивным 34. Жрецы древнейших индо-иранцев одними из первых на планете стали употреблять (для экстатических форм волхования) "взбадривающие" средства. По Ригведе и Авесте известен один такой напиток - сома (хаома) . Cпециалисты предполагают, что это либо хмель, либо какое-то приготовление из мухоморов. Постепенно к употреблению бодрящих напитков подключились и т. н. "воины". В позднеарийские времена знать киммерийцев, а затем и скифо-сарматов освоила виноградную "продукцию". Общеизвестен факт "спаивания" спартанского царя скифским посольством на рубеже 5-6 вв. до н. э.

Арийских корней и т. н. "веселие Руси есть пити", что отразили и арабо-персидские источники. Значительная часть русской этно-социальной верхушки была скифо-сарматского аристократического происхождения. "Алкоголизм", впрочем, и у поздних ариев не стал массовым явлением. Это развлечение вплоть до конца этно-лингвистического существования сако-сарматов оставалось монополией жрецов и "воинов". Рядовые кочевники и земледельцы, ославяниваясь, не несли данной пагубной привычки "простой чади" Руси. Иные (кабацкие!) процессы пошли у восточных славян с XVI в. уже как преимущественно социальные.

Серьёзнейшим негативом "арийства" явилось зарождение в его среде (с кон. І тыс. до н. э. у сарматов) кочевнической системы захвата людских ресурсов оседлых народов для продажи в средиземноморское и левантийское рабство. В эпоху Римской Империи г. Танаис (на Дону) был одним из крупнейших невольничьих рынков тогдашней ойкумены.
--------------------------------------------------------------------------------

C u