От Алексей Мелия Ответить на сообщение
К ЖУР Ответить по почте
Дата 06.12.2003 01:14:58 Найти в дереве
Рубрики WWII; 1941; Версия для печати

Подготовка промышленности

Алексей Мелия


>1) «Все 10000 предприятий, построенные за две с половиной предвоенные пятилетки, были нацелены на оборонное производство, и будучи не всегда рентабельны как автомобильные, комбайновые, тракторные, они были эффективны как артиллерийские, авиационные, танковые.»

Автор неверно все сводит к предприятиям: "Все наши новые предприятия закладывались как производства двойного назначения -- мирного и военного."

Не отдельные предприятия, а экономика в целом строилась с учетом функционирования в военное время. И мобилизационная подготовка не сводилась к подготовка к выпуску узко военной продукции. Экономика должна была, и удовлетворять требования армии, и обеспечивать собственную устойчивость. Перед глазами был пример первой мировой, поэтому в одной из предвоенных работ писалось: "нужно отказаться от лозунга "ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА".

До войны исходили из изолированности СССР во время войны, но пожалуй значительно важнее то, что люди составлявшие и утверждавшие планы не рассчитывали на устойчивость социально-экономической системы которая была продемонстрирована в годы Великой отечественной войны. Мобилизационное планирование исходила из опыта Первой мировой войны, опыт гражданской войны не был в должной мере осмыслен и использован.

Соответственно не предусматривалась и такой уровень использования ресурсов для снабжения армии.

Танки вместо грузовиков выпускать не планировали, в связи с тем, что существующие мощности автопрома все равно не удовлетворяли мобилизационную заявку по грузовикам. Вот выпуск легковых автомобилей, кроме пикапов, должен был сильно сократится, по последнему известному плану на 70%, но от общих объемов автопрома это составляет не такой уж большой процент. Производство тракторов также должно было остаться на уровне мирного времени.

По машиностроению сокращался выпуск оборудования для легкой промышленности, сельхозмашиностроение кроме тракторов по основным наименования в два раза. Пассажирский транспорт (пас.вагоны, троллейбусы, трамваи, метровагоны) примерно в два раза. Сокращался в четыре раза выпуск коммунального оборудования.

Сложные изделия же, например танки, старались не закладывать в программы предприятий не выпускавших их в мирное время, хотя были исключения. Так Уралвагонзавод некоторое время имел план выпуска танков БТ начиная со второго квартала войны, правда в небольших количествах. Основной же его продукцией во время войны должны были оставаться вагоны, в виду "огромной их роли в военный период".

Вот выпуск корпусов снарядов и мин действительно старались запланировать, где только можно, в том числе за счет использования мощностей вспомогательных цехов. Но это производство лимитировалось производством пороха на кадровых военных заводах, а использование гражданских предприятий в производстве пороха должно было быть незначительным (выпуск вискозного пороха на предприятиях производящих искусственный шелк).

В целом же гражданская промышленность в годы войны должна была:

1) обеспечить мобилизационное развертывание вооруженных сил, сохранив производственный потенциал (Из промышленно для армии изымались прежде всего кадры и автотранспорт). Кроме того в период мобразвертывания армии в несколько раз сокращаются народнохозяйственные перевозки и предприятия должны работать используя мобилизационные запасы.

2) обеспечить устойчивость социально-экономическую устойчивость страны, то есть удовлетворить основные потребности населения, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей промышленности.

3) обеспечить интенсификацию работы кадровой военной промышленности и переход гражданских предприятий на выпуск военной продукции (сырье, материалы, оборудование, инструмент, электроэнергия и топливо).

4) перейти на выпуск военной продукции в тех случаях, когда выпускаемая предприятием гражданская продукция не является дефицитной во время войны и организация производства не требует длительного времени, а также в тех случаях, когда на предприятии имеются вспомогательные мощности, позволяющие выпускать военную продукцию наряду с основной продукцией. Особая ситуация в химической промышленности - мобилизационные мощности по БХВ законсервированы и не работают в мирное время.



В годы войны привлечение гражданских предприятий для выпуска военной продукции был значительно большим. Частично это объясняется зарубежными поставками, но прежде всего героизмом советского народа, сумевшего сделать то, что до войны считалось невозможным.

Предвоенная мобилизационная подготовка во время войны конечно сыграла свою роль, но эту роль особенно на уровне предпритий не стоит преувеличивать. Но благодаря наличию такой подготовки во всех цепочках управления знали во первых то, что должны перейти на режим военного времени и знали структуру такого перехода, что очень немаловажно, но это касается прежде всего центральных органов.

На предпритиях, по моему мнению, огромную роль сыграла, не специальная мобилизационная подготовка, а то что тот режим в которм предпрития работали в 30е годы вполне соотвествовал режиму военного времени:

организация производства зачастую с нуля при отсутвии не только квалифицированных, но зачастую и просто грамотных кадров;

практическое отсувие конкуренции сбыта готовой продукции и наличие жесткой конкуренции в получении ресурсов необходимых для производства (кадры, оборудование, сырье, материалы, топливо) - эта особенность советского экономического механизма прекрасно соотвествовала условиям работы военного времени;

отношение к производственнуму процессу не как к духовному служению ведущему к достижению высокой цели. Вряд ли это можно отнести ко всем работникам промышленности, но те кто верил создвали определенный настрой.

http://www.military-economic.ru