Пока сетка проверяется на краки))) Каким должен быть исторический фильм в идеале
Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
Не будем рассматривать исключительные случаи, когда исторический фильм должен нести идеологическую нагрузку, например во время войны или в предвоенное время ("генрих V" с Лоуренсом Оливье, "Александр Невский"). Рассмотрим обычные коммерческие проекты)))
Такой фильм, без сомнения, должен приносить прибыль. Следовательно, он должен привлекать зрителей. Поэтому многие известные исторические события либо однозначно экранизации не подлежат, либо, само собой разумеется, историческая достоверность при постановке будет в той или иной степени принесена в жертву зрелищности. Скажем, если делать фильм ТОЛЬКО о Ледовом Побоище, придется ставить довольно скучную атаку нескольких десятков рыцарей в сопровождении может быть пары сотен сержантов, конных стрелков и т. д. на в несколько раз превосходящие силы русских. Зрелище на несколько минут и привлечет только знатоков. Следовательно, в экранизации таких моментов допускаются определенные искажения действительности в пользу зрелищности. Какие же требования все-таки предъявил бы я к ИДЕАЛЬНОМУ историческому фильму?
1. Персонажи должны хотя бы приблизительно соответствовать эпохе (чем дальше она от нас отстоит, тем большие искажения допускаются). Имеются в виду: поведение, мотивация поступков, отношение к религии, в идеале - хорошо бы и лицо не было обезображено клиразилом и джиллетом. Весьма близок к идеалу здесь "Хозяин морей", кстати, весьма успешный в коммерческом отношении, "13-й воин", "И на камнях растут деревья". Антипримеры - "Троя", песня всех времен и народов "Первый рыцарь", каскадерское угребище "Граф Роберт Парижский". Конечно, тут будут натяжки, допущения, тем более необходимые, чем дальше отстоит от нас эпоха, но, по-крайней мере, крестоносец должен быть глубоко религиозным головорезом или циничным ублюдком, но никак не персонажем с обложки МенсХелф))) Кстати, на мой взгляд, если зритель увидит, что мотивы поступков героев несмотря на современные, но именно похожи, и не везде, если это правильно подать, добавив для контраста поступки, который с современной точки зрения кажутся нелепыми и неприемлимыми, фильм от этого выиграет.
2. Если ставится фильм, описывающий конкретное историческое событие, сюжет должен быть максимально близок к тому, что на сегодняшний день известно об этом.
Реальные собития и без того отличались драматизмом, совершенно необязательно менять местами героев и негодяев, приписывать реально существовашим людям поступки и помыслы, радикально отличающиеся от тех, что нам известны. Пусть даже большинство зрителей понятия не имеет, что Венцингеторикс, к примеру, был достаточно неглупым полководцем, без сомнения патриотом и достаточно харизматичным вождем, снимать фильм, представляющий его кровожадным чудовищем, основным мотивом которого является ненависть к римлянам из-за того, что ему в свое время, скажем, отказала дочь Гая Юлия Цезаря (губастая брюнетка в исполнении какой-нибудь безмозглой топ-модели) - недопустимо
3. Если сознательно не ставится цель подчеркнуть, что фильм не описывает конкретное событие конкретной эпохи, а просто представлет взгляд режиссера на неких абстрактных людей, живших в весьма приблизительную эпоху, следует уделить внмание достоверности одежды, жилья, оружия, доспехов и предметов быта настолько, насколько это можно сделать бех вреда для зрелищности. Скажем, если мы ставим фильм о фермопильском сражении, мы, конечно, не сможем изобразить спартанцев, идущих в бой прикрытыми лишь щитами, в красных плащах, а то и практически голяком, но, по-крайней мере, нужно сделать так, чтобы их мечи не были подозрительно похожи на каролингские, а доспехи не выглядели так, словно их вытащили из запасников, где хранился реквизит к "Гладиатору". Аналогичным образом, если снимается фильм о временах, когда мог жить реальный Артур, причем именно с точки зрения показа крушения римско-кельтской культуры Британии под ударами варваров, бацинеты и полные наручи на всадников дружины Артура будут, мягко говоря, недостоверны)))
Конечно, все это просто мечты, интересно и с размахом показать другую эпоху задача, которая большинству режиссеров просто не по плечу, да и зритель, в основном, крайне не требователен к достоверности того, подо что он кушает обжаренные в масле зерна кукурузы, но появление таких фильмов, как "Хозяин морей" или "император и убийца" внушает определенную надежду)))