>Помогите разобраться - с одной стороны староверы вроде отрицательно относились ( и относяться) к "государевой службе", а с другой стороны имелась огромная масса казаков-староверов, которые этой службе посящали практически всю свою жизнь.
>Так какое-же в реальности у них отношение к службе в армии, или отрицание службы относиться только к наиболее радикальным релегиозным фанатикам?
1. Старообрядцы были разные. Белокриницкое согласие (центр - епископство в Австро-Венгрии), беглопоповское согласие (служат священники, переманеные из Православной Церкви) и беспоповское согласие (русский протестантизм, с "начетчиками" вместо благодатных священников).
Для большинства была характерна позиция "В благочестии царя мы сомневаемся, но за его благополучие молимся".
Т.е. само по себе "древлее благочестие" лояльности и службе не мешало. И, скажем, среди казаков старообрядцев было много. Были и офицеры. В то же время часто разного рода бунты и социальные движения шли под знаменем "истинно православной веры". Но это скорее удобное знамя, нежели требование веры.
2. Старообрядцы имели ограничения в правах, в том числе и по службе, практически отмененные при Петре Третьем (приравнены к иноверным христианам), и особо усилившиеся при Николае Первом. В 1801 году было основано "единоверие", при обрядах старых признавшее главенство Синода и самого царя. На них ограничения не распространялись.
3. Купечество не призывалось по рекрутским наборам, возмещая это налогами. Крестьяне-старообрядцы призывались на общих началах, от службы не отказывались.
4. Отказывались молокане, духоборы, хлысты и т.п. - но они не старообрядцы (хотя и раскольники). Это скорее вид протестантской мистики...