Данные, что Вы приводите - устаревшие и взяты из книжки Платонова, к которой надо подходить ооочень осторожно.
>>>Хотел спросить: в связи с уточнением Леонида Вы относите данный фактор только к советским подводникам или вообще ко всем?
>>В большей части к нашим, еще больше - к ВВС флота (поскольку со своей колокольни смотрю - со стороны авиации), а если обобщить - к практике заявления потерь противника, которые порой в разы не соответствуют реальности, что, как ни прискорбно, тяжело объяснить лишь объективными причинами (трудность наблюдения результатов атаки, специфика боевых действий и т.д.)
>
>Не совсем согласен (на счет разов, правда об этом чуть ниже. А для советских подводников необходимо добавить еще одну причину – уровень боевой подготовки. В результате целого «букета» ее недостатков, количество официально боеготовых ПЛ, т.е. в первой линии, было крайне незначительно (СФ-2 ед, КБФ - 2 ед. ЧФ -19 ед.)! Остальные находились во второй линии (СФ – 8, КБФ – 53, ЧФ- 11), на оргпериоде (СФ – 4, КБФ – 4, ЧФ –2) и вне линии т.е в ремонте.
>>На память, если не ошибаюсь, в 1941 году из серьезных посудин КБФ утопил реально лишь 2 тральщика, потеряв уйму кораблей и самолетов, заявляя по ходу дела о потопленных крейсерах, эсминцах и пр.
Е:
Реально были потоплены "раумбот" R-69 и штурмбот.
>Данные по результатам боевого применения советских ПЛ в 1941 году. Суда, потопление которых, на настоящий момент, не подтверждено бывшими противниками отмечены знаком «?».
>I. КБФ
>1. К-22 9.10.41 у о. Лоппа артиллерийским огнем потоплен тр. «Вейдинген» (210 брт), на выставленных лодкой минах 9.12.41 подорвался и затонул тр. «Штейбек» (2184 брт).
Е:
Это не КБФ, а СФ!!! У Платонова эта атака числится 9.12.1941, кстати, а в других источниках отсутствует вообще и не подтверждается. Подтверждается потопление артогнем К-22 двух норвежских рыболовных дрифтерботов 11.12.1941.
Е:
Реально 16.10.1941 Щ-323 потопила одной торпедой транспорт "Балтенланд" (3784 брт; бывший эстонский "Таут Мила") с грузом пиломатериалов, а 17.10.1941 дважды атаковала одиночными торпедами транспорт "Паула Фаульбамс" (1885 брт), в результате чего транспорт оказался на камнях (по одним данным - выскочил на камни, уклоняясь от торпеды, по другим - получил попадание торпедой и выбросился специально, чтобы не затонуть). В итоге транспорт был разрушен штормами.
3.11.1941 Щ-323 вообще ничего не топила, а 5.11 безрезультатно выпустила 4 торпеды и 20 45-мм снарядов по неустановленному судну, которому удалось уйти.
>7. С-4 10.08.41 у Мемеля потоплен тн. «Кайя» (3223 брт).
Е:
Нет. Был атакован конвой, обе торпеды - мимо.
>8. С-11 19.07.41 у Паланги потоплено судно минной разведки «Шифф-11» (1784 брт).
Е:
Это старая байка про якобы потопленное судно с №11. На самом деле безрезультатно был атакован прорыватель минных заграждений "Sperrbreher-11".
>Всего: 18 судов и боевых кораблей противника погибло, 2 получили повреждения. Из этого количества предположительно уничтожено (нет подтверждения) 4 судна и повреждено 1. 7 судов подорвались на минах (6 уничтожено, 1 – повреждено).
Е:
И смотрите что реально получается на Балтике. Достоверно в 58 выходах на коммуникации ПЛ КБФ потоплены максимум: ПЛ U-144 (Щ-307) и два транспорта (5769 брт, оба Щ-323). Предположительно, торпедой ПЛ С-6 22.08.1941 был также потоплен шведский мобилизованный сторожевой катер HJVB-285 (56 брт).
На лодочных минах погибло 2 судна (2463 брт) и 2 малых тральщика, причем "Порккала" был позже поднят.
При этом было потеряно 27 ПЛ.
>II. СФ
>1. Д-3 26.09.41 в р-не Конгс-фьерда потоплен тр. (?), 27.09.41 в Тана-фьорде потоплен тр. (?), 11.10.41 в Конгс-фьорде потоплен тр. (?).
Е:
Д-3, хотя и стала Гвардейской и Краснознаменной, реально вообще не добилась ни одной подтвержденной победы.
>Всего: 15 судов погибло, из них 8 предположительно. Три – погибли на минах.
Е:
Забыли еще знаменитый артиллерийский бой К-3 с немецкими сторожевиками 03.12.1941, когда был потоплен охотник Uj-1708.
Реально ПЛ СФ в 1941 г совершили 74 похода и, совершив 53 торпедных и 10 артиллерийскх атак, потопили только 3 транспорта (6442 брт), 3 рыбацких дрифтербота и 1 корабль ПЛО.
>2. Щ-211 у м. Эмине 15.08.41 потоплен рум тр. «Пелес» (5708 брт).
Е:
Да, только не 15, а вечером 14 августа.
Там же 29.09.41 поврежден тр. (?) и 30.09.41 потоплен итал. Тр. «Суперга» (6154 брт).
Е:
На самом деле в обеих случаях атаке подвергался один и тот же танкер "Суперга", который в результате атаки Щ-211 29.09.1941 переломился и сел на грунт, а на следующий день был добит той же лодкой.
Е:
На самом деле - турецкая шхуна "Каянак Дере" (85 брт).
5.11.41 у м. Курубурун потоплен итал. тр. «Торчелло» (3336 брт).
Е:
Да.
>4. Щ-215 18.11.41 потоплен тур тр. «Енидже» (300 брт).
Е:
Да.
Кроме того, М-35 26.10.1941 огнем 45-мм орудия потопила немецкий десантный паром "зибель" SF-25. Щ-211 17.11.1941 торпедой повредила румынский танкер "Ойтуз" (2628 брт).
>5. Л-4 «Гарибальдиец» на выставленных минах 15.09.41 погиб тр. «Шипка» (2304 брт).
Е:
Да.
>6. Л-5 «Чартист» на выставленных минах 10.10.41погиб рум зн. «Реджеле Кароль 1».
Е:
Да.
Кроме того, на советских лодочных минах, выставленных Л-5, 19.09.1941 г погиб болгарский пароход "Родина" (4159 брт).
>Всего: 7 судов и кораблей погибло, 2 повреждено (1 предположительно), 2 судна погибли на минах.
Е:
Реально ПЛ ЧФ в 1941 г совершен 101 (!) выход на коммуникации противника, при этом реально потоплено 3 судна "оси" (15294 брт), 1 десантный паром и 2 нейтральных турецких швали (415 брт). Один танкер поврежден, на лодочных минах погибли румынский минзаг и 2 болгарских судна (6463 брт).
>>Грустно это.
>Это не так грустно. Грустно то, что в 41 году 28 советских ПЛ погибло в ходе боевых действий. При этом 5 лодок (С-1, М-71, М-80, М-81, М-83 все КБФ) были взорваны личным составом из-за невозможности дать ход и уйти из Либавы. 4 лодки находились в ремонте, а пятая (М-83) успела выйти в поход, но вернулась на базу 25.06.41 из-за неисправностей. В этот день в городе уже шли уличные бои, в т.ч. в р-не гавани. Лодка расстреляла по врагу весь боезапас и была взорвана буквально на глазах у противника.
>Драматическая судьба ждала лодку С-3. Она тоже находилась в ремонте, но имела ход, хотя и не могла погружаться. Приняв на борт часть команды уничтоженной С-1, 25.06.41 лодка попыталась прорваться в Усть-Двинск. В р-не м-ка Ужава была атакована немецкими торпедными катерами. Находясь в надводном положении в течение 1,5 часа отражала атаки катеров арт. огнем, пока не потеряла почти всех офицеров и расчеты орудий. Попыталась выброситься на берег, но получив попадания двух торпед разломилась и затонула. Уцелевший личный состав был расстрелян в воде немецкими катерами.
>Да, чуть не забыл - в это количество (28 ПЛ) не входят М-49 и М-63 из состава ТОФ, которые погибли в августе 41 подорвавшись на минах своего заграждения на подходах к Владивостоку.
Е:
В 1941 г погибли не 28 советских лодок, а 36 (вместе с двумя тихоокеанскими "малютками"). Так что действительно грустно.
>В заключение хочу добавить, что наши подводники, учитывая их уровень подготовки и сложившуюся в 41 году ситуацию (особенно для КБФ), получили боевой опыт и нанесли врагу определенный урон, принижать значение которого нельзя. В 42 году они сумели добиться больших успехов.