|
От
|
Чобиток Василий
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
04.04.2001 11:57:35
|
|
Рубрики
|
WWII; Танки;
|
|
Re: Про физику резиновых шин
Привет!
>>Все же похоже Вы физику данного процесса не представляете. Если даже отбросить такие важные в данном процессе факторы как влияние неровностей местности на каток и абразивность твердого покрытия дорог,
>
>===Так, подробнее про абразивность. У вас с Исаевым танк на колесах постоянно юзом идет? Чтобы неведущие катки проскальзывали, это я не представляю, какие маневры вытворять надо. А если нет юза, нет и износа- нет?
Вы действительно не хотите представить себе физику процесса.
Я так понял, что про ведущие катки говорить не нужно - уже хорошо.
Исключим юз и буксование и рассмотрим износ без них.
Перейдем к передним поворотным каткам. Какие по Вашему нагрузки испытывает поворотный каток в момент поворота? А распределение кривизны движения по пути Вам известно?
Суть в том, что при движении на колесах крайне трудно добится идеально ровного движения вперед, даже при движении по ровной дороге водитель постоянно доворачивает руль для удержания машины на траектории (это известно любому автолюбителю). А поперечные нагрузки на управляемые колеса при повороте очень значительные - хотябы представьте себе силы инерции, которые необходимо преодолеть, чтобы изменить направление движения танка. Все это происходит за счет поперечных сил на управляемые колеса.
Уже было бы достаточно, что в любом случае идет износ ведущих и управляемых колес, однако остановимся и на двух опорных на борт.
Вы теорию движения колесных машин не изучали? Из нее известно, что для машин с передними управляемыми колесами в повороте за счет того, что радиус кривизны движения по продольной оси машины различен и неуправляемые колеса относительно траектории их качения расположены под углом (возмите любое колесо и попробуете его прокотить чуть в сторону относительно его направления). Поэтому колеса задних неуправляемых осей испытывают поперечные нагрузки но не проскальзывают по поверхности за счет эластичного изгиба надувной шины. Для трехосных и многоосных машин это явление выражено значительно сильнее. В тоже время, ненадувные литые шины не обладают достаточной эластичностью и в повороте кроме того, что испытывают поперечные нагрузки, так еще и трутся о поверхность за счет проскальзывания. Возмите любую игрушечную машинку без поворотных осей и попробуйте рукой провести по поверхности - она хорошо идет вперед, но сопротивляется, когда ты пытаешься ее повернуть. То же самое происхидит с задней тележкой трехосного грузовика.
То же самое и еще в большей степени происходит с БТ, у которого три неповоротных оси равномерно распределенных по длине корпуса (т.е. не две рядом расположенные задние оси как у грузовика).
Любой поворот, даже с достаточно большим радиусом, вызывает не только поперечные нагрузки на все катки, но и приводит к поперечному проскальзыванию.
Вспомните четырехосные БТР-60..80. У них при надувных шинах две передние оси поворотные, при этом угол поворота передних управляемых колес больше, чем угол поворота вторых.
> .то существует еще такой: при движении на гусеницах резиновый бандаж избавлен от поперечных нагрузок (направлены вдоль оси вращения катка) всвязи с передачей этих нагрузок от гребня трака на металлическую часть катка минуя резиновый бандаж.
>===Вот это уже больше похоже на правду, хотя и с оговорками. Все-таки поперечные нагрузки при движении по шоссе небольшие, и вряд ли так уж сильно влияют.
Как я показал выше, влияют и сильно. А так же еще то, что шоссе не идеально ровное и танк кроме поворота довольно часто имеет хоть и незначительный, но крен. Опять же поперечные нагрузки.
>Насчет отсутствия поперечных нагрузок на гусеницах позвольте усомниться. Там же зазор есть между гребнем и колесами, и в пределах этого зазора гребень будет "перекладываться", нагружая резину бандажей на поперечный сдвиг.
Да, есть зазор. Но здесь Вы многое не учитываете:
1 За счет того, что зазор очень незначительный (он все же есть, тут Исаев конечно погорячился http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/co/87156.htm), эластичности сплошной шины должно хватить, чтобы его "выбрать" без трения.
2 Допустим, что эластичности не хватило, тогда поперечное скольжение резины по гладкому металлу беговой дорожки гусеницы (не по неоднородной поверхности грунта/дороги) составляет единицы миллиметров, в то время как на колесном ходу в повороте такое скольжение измеряется метрами.
3 Поперечные силы в повороте и во всех других случаях при выборке зазора на шину действуют крайне кратковременно, только в начальный момент поворота. В остальное время при повороте усилие передается от гребня трака на металлическую часть катка.
С уважением, В.Чобиток http://armor.kiev.ua/
P.S. Если непонятен тезис насчет радиуса по продольной оси: берем двухколесный велосипед, фиксируем заднее колесо в одной точке, переднее поворачиваем в сторону и разворачиваем велосипед. Радиус там где заднее колесо равен нулю, там где переднее чуть больше базы (передняя вилка расположена под углом вперед).