От Андю Ответить на сообщение
К All
Дата 05.04.2001 00:53:17 Найти в дереве
Рубрики WWII; Флот; Версия для печати

Драма "Лаконии", kir-у (из давно обещанного) (+)

Приветствую !

Как слабо сведущий человек, спою, как и обещал ТО, ЧТО прочитал в журнале Histoire de Guerre (02.2000). Заголовок статьи и имя автора -- на картинке, претензии за содержание -- ему, за перевод -- мне :



События :

Отвлекаясь от предистории, сразу напишу, что британское судно "Лакония" (спущено на воду в Ньюкастле 25.05.1922, 19695 тонн водоизмещения, 128x22 метра, максимальная скорость 16.5 уз.),



переоснащенное в рассматриваемый период во вспомогательный крейсер, было обстреляно торпедами 12 сентября 1942 г. в Атлантике с немецкой ПЛ U.156 под командованием Гартенштейна (?) (Hartenstein).



В 21.25 "Лакония" тонет. Корабль перевозил 1804 итальянских пленных, а также около 80 английских женщин и детей и раненых английских солдат. Общее число людей на борту -- 2732 человека. Немцы всплывают, т.к. СУЩЕСТВУЕТ приказ BdU о "вылове" командного состава потопленных кораблей, и понимают, что произошло. Они начинают операцию спасения итальянцев, а также английских женщин и детей. В 1.25 13 сентября Гартенштейн отправляет шифровку в Париж, Деницу, информируя его о произошедшем, о ведущейся операции спасения и прося его распоряжений. Своим приказом Дениц прекращает операцию "Eisbar" ("Белый медведь"), направляет все наличные силы данного сектора на помощь U.156 и требует дополнительной информации. В ответ Гартенштейн сообщает, что на борту ПЛ уже находится около 200 человек, из которых 21 -- англичане.



Также, он сообщает, что корабль в подобном состоянии не способен вести боевые действия, а погружение -- сложно или невозможно. Он уточняет, что "Лакония" успела передать в эфир сообщение "S.S.S." ("атакован ПЛ") и это может привлечь противника. Дениц, несмотря на мнение некоторых офицеров штаба, решает продолжить операцию спасения. Ближайшие U.Boote направляются к U.156, фюрер ставится в известность. Итальянцев во Франции и французов в Дакаре запрашивают о помощи.



Гартенштейн, в свою очередь опасаясь нападения, воткрытую посылает 2 раза в эфир, на разных частотах, сообщение, где указывает свое положение и обещает не атаковать суда, пришедшие на помощь тонущим, при условии, что сам не подвергнется нападению.

Операция по спасению длится весь день 13 сентября. Около 200 чел. находится на лодке и около 400 -- в шлюпках "Лаконии", прикрепленных к ПЛ. Состояние спасенных ухудшается. Проходит 14 сентября. Только ранним утром 15 появляется U.506. Спасенные перераспределяются между кораблями. К 14.00 подходит U.507...

Так долго "ожидавшаяся" драма разразилась в среду, 16 сентября. В 9.30 американский B-24 облетает местонахождение ПЛ. Несмотря на контакт между самолетом и ПЛ (благодаря английскому офицеру на борту ПЛ), самолет запрашивает инструкции у базы. Там решают атаковать немцев, и B-24 атакует ПЛ в 5 заходах, сбрасывая каждый раз по бомбе, несмотря на 4-х метровый флаг с красным крестом, прикрепленный к переднему орудию. Повреждения ПЛ минимальны, но гибнут спасенные. В 23.00 Гартенштейн информирует Деница : "5 раз подвергся бомбардировке с американского самолета несмотря на флаг с красным крестом. Высота приблизительно 60 метров. Хорошая видимость. Перископы повреждены. Спасение прекращено. Палуба очищена. Направляюсь на запад для ремонта. Гартенштейн." U.506 также подверглась бомбардировке и только U.507 продолжила операцию спасения.

Дениц приказывает выбросить в море или пересадить в шлюпки всех англичан, оставив только итальянцев, и прекратить все действия по спасению, по-видимому, обосновывая это поведением противника и заботой о безопасности собственных кораблей. 4 часа утра, 17 сентября 1942 г. Итальянцы с U.506 и U.507 будут затем пересажены на подошедшие французские суда, U.106, имевшая на борту только англичан, пересаживает их всех в шлюпки. Позднее, французские суда и итальянская ПЛ подберут еще несколько человек. Итог "операции" : 1617 погибших, из которых 1350 итальянцев.

Выводы :

Утром 17 сентября Дениц отдает ОБЩИЙ приказ "Triton Null", предназначенный для всех кораблей, в первую очередь -- находящихся в море. Приказ гласит :

"...
1. Все попытки оказать помощь пассажирам и экипажам потопленных кораблей должны быть прекращены. Также отменяются все попытки спасения тонущих для посадки их в шлюпки, операции по спуску шлюпок на воду ... и их обеспечению водой и провизией. Спасение входит в противоречие с фундаментальными требованиями военных действий, такими, как уничтожение вражеских кораблей и их экипажей.
2. Приказ о приоритетном спасении капитанов и инженеров-механиков остается а силе.
3. Спасайте выживщих с потопленных кораблей только в том случае, если их показания важны для вашего судна.
4. Будьте тверды. Помните, что враг, бомбя немецкие города, не ведает жалости к женщинам и детям."

Далее автор статьи анализирует влияние этого приказа на дальнейшее поведение в войне капитанов немецких ПЛ и на количество жертв потопленных ими кораблей. Основные пункты рассуждения таковы :

а). Приводятся проценты потерь экипажей потопленных U.Boote торговых кораблей британского флота за 1940-44 гг., из которых видно, что их увеличения после вышеизложенного приказа НЕ произошло. Единственный отмеченный случай уничтожения экипажа -- 13.03.44, ПЛ U.852 под командованием Oberleutnant zur See Эка (Eck), когда вслед за потоплением греческого судна Peleus, тонущие моряки были расстреляны из пулемета под предлогом обеспечения безопасности ПЛ от возможного налета авиации, после возможной передачи сведений о лодке кем-либо из спасшихся. 32 человека были убиты таким образом. Эк и 2 члена экипажа были в итоге приговорены к смерти и расстреляны (наверное, союзниками ? -- Андю).

б). Среди множества вопросов, задаваемых автором "в пространство", как то : знали ли/участвовали ли в сочинении текста приказа Райдер и Гитлер ?, что означал приказ -- неоказание или уничтожение ?, не хотел ли Дениц просто-напросто обеспечить безопасность своих ПЛ ?, не был ли акт союзников сознательно жесток, зная информацию, которой они владели, или виноват экипаж самолета ? и пр., подчеркивается, что даже фраза самого Деница на Нюрнбергском процессе существует, по крайней мере, в двух противоречивых версиях, допускающих разные толкования своих частей.

в). Самое пикантное в этой грустной истории : свидетельство Нимица о том, что во время войны "американские ПЛ принципиально НЕ спасали людей после торпедных атак, если это угрожало их собственной безопасности или мешало выполнению задания". Автор спрашивает -- а как бы повел себя Нимиц на месте немцев ?

г). Главный вывод : влияние приказа Деница на войну на море незначительно, и поведение экипажей немецких ПЛ было, как правило, рыцарским (!? -- Андю), если такое понятие вообще применимо.

Автор дает ссылки на разнообразные источники, призывает читателя разбираться во всем самому, и подчеркивает, что делал анализ "с холодной головой" и из чисто научных побуждений, избегая занимать предвзятую позицию какой-либо из сторон.

Всего хорошего, Андрей.

ЗЫ. Пардон за то, что отвечал так долго -- оказалось много и сложновато.