От amyatishkin Ответить на сообщение
К Kalash Ответить по почте
Дата 09.02.2005 16:26:02 Найти в дереве
Рубрики WWI; Флот; Версия для печати

Re: За что...

Гибсон Р., Прендергаст М. Германская подводная война 1914—1918 гг.

Начавшиеся таким образом действия против торговых судов вынудили адмиралтейство издать инструкцию для капитанов, гласившую, что при обнаружении подводной лодки впереди судна лучшим приемом является изменение курса прямо на нее с целью заставить ее погрузиться, затем пароход мог спастись. 28 марта (1915) из Зеебрюгге вышла U-33 и вскоре атаковала почтовый пароход «Brussels» (1380 тонн) Большой Восточной железной дороги у Маасского плавучего маяка. Капитан Фрайет удачно применил рекомендованную тактику и уклонился от атаки U-33. Последствия сказались через 10 месяцев. Когда «Brussels» был захвачен миноносцем, капитан Фрайет был доставлен в Брюгге и по несправедливому приговору казнен как «вольный стрелок».


Эдвин. Вудхолл. Разведчики мировой войны.

Мне кажется, что нельзя привести лучшего примера для иллюстрации портового шпионажа, чем случай со злосчастным англичанином, капитаном Чарльзом Фрайэттом.
Когда разразилась война, Фрайэтт плавал в -качестве капитана на «Брессель».
Фрайэтт был на учете у германской разведки, которая видела в нем достойного противника.
'Подводная война причиняла Фрайэтту беспокойство. Ведь он был капитаном британского торгового флота, и безопасность его пассажиров, его экипажа и судна являлась предметом его первой и естественной заботы. Но капитан не боялся немцев. Чувство страха было ему неведомо.
Нет никакого сомнения в том, что капитан Фрайэтт в таких именно выражениях высказывался в Роттердаме, может быть, в присутствии вражеских ушей. Во всяком случае о его вызывающем поведении немецкие шпионы были осведомлены.
Первый раз судно Фрайэтта подверглось нападению германской подводной лодки 2 марта 1915 года. Отойдя от английских беретов и пройдя три четверти пути, судно было замечено неприятельской подводной лодкой U-33.
Капитан Фрайэтт отдал распоряжение: «Полный ход вперед». Через некоторое время преследуемый корабль был опережен неприятелем, но в конце концов Фрайэтт все же пе-регнал германского пирата и стремительно поплыл к голландскому порту Роттердам, куда благополучно добрался.
Между тем, лодка U-33 известила германских агентов в Роттердаме, что «Брессель» бросил ей вызов. 28 марта командиру пиратской подводной лодки более чем повезло. Он потопил без предупреждения пароход «Фалаба», где погибло 104 человека, в том числе женщины и дети. «Брессель» на •время был оставлен в покое. Но однажды та же подводная лодка снова попыталась потопить судно Фрайэтта.
«Брессель» получил с подводной лодки сигнал остановиться. Что произошло дальше, об этом точных сведений нет. Известно только, что, случайно или намеренно, но «Брессель» ударил подводную лодку.
Оставшиеся в живых немецкие подводники 'вернулись в Голландию и сообщили о катастрофе. С тех пор участь капитана [Фрайэтта была решена.
| Германская разведка принялась за ним охотиться. Она, по-видимому, поручила какому-нибудь шпиону сделаться непременным пассажиром «Брессель», когда Фрайэтт плавал на этом судне.
23 июня 1916 года «Брессель» в очередном рейсе наткнулся около Зеебрюгге на германскую флотилию миноносцев, которая его захватила как военную добычу.
«Большая восточная железнодорожная компания» выпустила книжку, в которой об этом эпизоде -говорится следующее: «Среди пассажиров на борту «Брессель» был один очень подозрительный человек, к которому немцы проявили много уважения». Комментарии излишни. Ясно, что это был агент германской разведки, которому было поручено выслеживать капитана.
Такой человек, как Фрайэтт, был опасен для немцев, делавших в морской войне ставку на устрашение. Они рассуждали, что если нейтральные государства — Голландия или Скандинавские страны — узнают, что один капитан из Британского торгового флота вступил в дерзкое единоборство с германской подводной лодкой, то это будет уроном для престижа германского флота.
16 июля 1916 года капитан Фрайэтт предстал перед военно-морским судом в Брюгге по обвинению в том, что «сделал попытку стрелять в лодку U-33 около пловучего маяка». Фрайэтт отвергал это обвинение; свидетели, бывшие пассажирами «Брессель», клялись, что это было делом случая. Но германцы Фрайэтта живым теперь не выпустили.