От eugend Ответить на сообщение
К А.Никольский Ответить по почте
Дата 15.02.2005 18:04:58 Найти в дереве
Рубрики Современность; Локальные конфликты; Политек; Версия для печати

Re: Наброс -...

Попробую по следующим вопросам - структура и комплектование

1. По структуре по идее надо исходить из того, с чем мы можем столкнутся за ближайшее время. Если (для простоты) исходить из географии - то ситуация следующая:
с Европой воевать мы вряд ли будем, хотя жесткое политическое противостояние вполне возможно, возможны инциденты с вмешательством Европы на Кавказе и в Приднестровье, возможно где-то еще на территории СНГ - здесь нам нужна политическая воля, хороший МИД и спецслужбы, и вообще нормальная страна с достаточно крепкой экономикой. Т.е. пугать они будут - воевать вряд ли - с точки зрения армии - достаточно небольшой профессиональной и высокомобильной армии.

дальше Кавказ - опять же контртеррористическая и противопартизанская война (вряд ли в ближайшее время затихнет) + относительно немногочисленные подразделения для миротворческих операций и быстрого реагирования на возможные конфликты (Сев. Кавказ, Грузия, Азербайджан)

Средняя Азия - последнее время относительно тихий - но потенциально взрывоопасный регион (в свете сочетания факторов оранжевых революций и радикального исламизма) + присутствие американцев + непонятные (в своем отношении к России) режимы (за исключением пока Казахстана и Киргизии). Здесь опять же в первую очередь нужна напряженная и кропотливая политика и работа спецслужб. С точки зрения армии достаточно нескольких баз + наличие на Урале и в Сибири спецподразделений и базы для быстрой переброски из центральной России и развертывания СБР (одной-двух легких дивизий - на базе ВДД, например).

Китай - здесь сложнее. Сейчас мы дружим, но не факт, что через 10 лет ситуация не изменится - в том числе с точки зрения дефицита энергоносителей. В общем-то нам надо, чтобы Китаю выгоднее было дружить с нами, чем не дружить. Сдерживать мы их можем сейчас только наличием ЯО + политическими методами (сближением в политической сфере, сталкивая их с США и занимая нейтральную позицию, направлением их политики в сторону южных морей, в том числе и продавая в первую очередь технику для ВМФ, а потом уже для ВВС и ПВО). Для противостояния им в обычной войне нам нужна многочисленная и качественная призывная армия с соответствующей инфраструктурой - в настоящее время с этим проблемы + инфраструктура с китайской стороны границы видимо развита гораздо лучше, чем с нашей.

Теперь по морям - на Балтике реально флот нам практически не нужен, на Черном море - флотилия, могущая противостоять туркам или как минимум осложнить им жизнь и запереть вход в Черное море. На Каспии также достаточно тех сил которые есть. Основные морские направления, где нам необходимо поддерживать флот - это Дальний Восток и Север.
Дальний Восток - флот должен обеспечивать в первую очередь защиту наших экономических интересов. Понятное дело, с американцами он сравниться не сможет - но японцам и китайцам он должен при необходимости суметь очень сильно осложнить жизнь. Опять же излишне сильный флот там вряд ли имеет смысл держать в силу уязвимости его базирования.
Север - как и сейчас - основное место базирования СЯС, подводного флота + также необходимо поддерживать нормальную инфраструктуру на Северном ледовитом океане со следующей точки зрения - известно, что потенциально с точки зрения ресурсов шельф там очень богат - и хотя сейчас добывать ту же нефть там сложно, вполне возможно, что через 10 лет ситуация изменится - как с точки зрения развития технологий, так и из-за истощения имеющихся в наличии запасов той же нефти и роста спроса на нее - в том числе со стороны тех же Китая и Индии. Поэтому этот регион потенциально интересен многим и не зря многие уже пытались прощупывать позицию России на момент отношения к границам на шельфе. В силу сложных природных условий наличие уже существующей там инфраструктуры (базы, аэродромы, метеостанции и пр.) было бы для нас очень важным преимуществом для защиты в т.ч. и экономических интересов.
Т.о. с точки зрения флота нам необходимы флотилии на Балтийском, Черном и Каспийском море + относительно полноценные флоты на ДВ и Севере.

Глобально - потенциальный противник только один - США. Мы с ними явно сейчас находимся в разных весовых категориях и для относительной независимости нам нужны СЯС, сильное ПВО и, возможно, сильный подводный флот.

Так что с точки зрения решения возможных практических проблем нам нужна небольшая качественная профессиональная армия, СЯС, развитая система ПВО - с точки зрения необходимости защиты очень протяженных границ и возможности одновременного реагирования на решение нескольких проблем, а также сдерживания Китая - многочисленная призывная армия.

Содержать качественную призывную армию мы сейчас не можем по финансовым и психологическим (неготовности к этому общества) причинам. Содержать небольшую профессиональную и большую призывную, но слабую армию смысла нет. Наличие профессиональной армии поможет решить многие проблемы сейчас, но не решит многих потенциальных проблем.

Отсюда я вижу следующий вариант действий -
1. в первую очередь все-таки создавать профессиональную армию. Причем назвать ее, как например говорит В.Шлыков - добровольческой или добровольной - то есть это не наемники-профессионал, а в первую очередь добровольцы. Армию возможно создавать с нуля, чтобы по возможности обрезать многие проблемы СА и особенно РА последних лет, но взять оттуда самое лучшее. Поступить следующим образом - создать например тн Добровольческий корпуси постепенно переводить в его состав наиболее боеспособные части. При этом сразу же комплектование корпуса, отбор личного состава и аттестация комсостава при переводе туда должны вестись на новых условиях. Соответственно, условия службы там должны быть другими, не как в РА. Процесс естественно очень болезненный - так как получается, что создается новая элита, многие военные воспримут это очень тяжело. Но наверное делать это так или иначе необходимо.
2. Вторая составляющая проекта - территориальные войска. По сути это должны быть неполноценные войска, со сроком службы 6 - 9 мес., разбросанные территориально относительно концентрации населения. Основные функции этих войск следущие:
Основная задача - действия в чрезвычайных ситуациях на закрепленной территории на вторых ролях - как природных, так и конфликтных а ля Беслан, например, где они могли бы взять на себя многие задачи второго плана и обеспечить действие спецподразделений. Проблемы бардака и дисциплинированности решились бы наличием профессионального сержантского состава в этих частях.
Вторая задача - в большей степени психологическая - сломать негативное отношение к службе в армии среди широких слоев населения за счет следующих факторов:

насыщенная, но кратковременная, боевая подготовка призывников - за счет снижения срока и насыщения программы оубчения необходимо сделать так, чтобы основной упор делался на боевую подготовку - возможно служить 6 месяцев, но реально служить с оружием в руках, а не мыть полы и строить дачи было бы интересно многим.
Короткий срок службы, насыщенность обучения и кадровые сержанты во многом решили бы проблему дедовщины.
Снижение срока службы, отсутствие возможности отправки солдат в горячие точки и близость к дому также снимет многие психологические проблемы у призывников.

Тервойска не дадут полноценного подготовленного солдата для современной армии, но они должны сломать сложившийся в обществе негатив к военной службе и создать базу на будущее для воссоздания (с улучшением в том числе экономической ситуации) через 10-15 лет полноценной призывной армии, взяв в качестве скелета профессиональный Добровольческий корпус (аналогично созданию Вермахта на базе рейхсвера)

Здесь важен вопрос комплектования. В территориальной армии должны служить все граждане страны до поступления в ВУЗы - как например сейчас в Германии, где все служат до поступления в университет. (Служба в тер. войсках или на альтерниативной службе - сроком 12-18 мес.) Снимается в том числе и проблема качества призывников - сейчас многие стараются не идти в армию из-за дедовщины, контингент ухудшается, ухудшается обстановка в армии - растут проблемы, видя которые все больше людей не хотят идти в армию - замкнутый круг. Отчасти из-за указанных выше причин вопрос дедовщины решается + поскольку в армии служат все - качественный состав призывников гораздо лучше -улучшается климат в частях тервойск и так далее. + Параллельно решается еще одна проблема - сейчас многие идут в институты, чтобы избежать службы в армии - и по окончании института не работают по специальности. Соответственно государство тратит достаточно много средств на ветер, содержа многие неконкурентоспособные ВУЗы и распыляя средства на слишком большое количество студентов. Впрочем, это уже лирика.
Следующий вопрос по комплектованию - добровольная служба - состоит из двух частей. Первая - сроком 1-1,5 года - человек желающий отслужить в армии, отслужив обязательные 6 месяцев в ТВ, должен год отслужить бесплатно, + возможно получить определенную начальную подготовку по воинской специальности в частях добровольческого корпуса - после этого с ним может заключаться контракт на службу.
Наличие этого года службы следует сделать обязательным для поступления в военные училища, службы в госорганах (обязательно для ФСБ, МВД, МЧС, ГНИ и таможня и не только), для возможности выдвижения в депутаты разных уровней (либо для негодных к строевой службе дополнительный год-полтора альтернативной службы). Лица же, отслужившие по контракту, должны получать льготы по получению бесплатного высшего образования, а свыше какого-то срока (например 15-20 лет) возможности льготной ипотеки, пенсии, бесплатной медстраховки (от чего впрочем сейчас государство пытается уйти) и т.д.

Кроме всего прочего есть еще несколько проблем, которые представляются очень важными, но которые сложно так быстро осветить:

- необходимость создания кадрового сержантского состава
- необходимость создания военной полиции
- проблема инфляции офицерского звания (слишком большое количество полковников и генералов) - возможно следует решать постепенной переаттестацией при комплектовании Добровольческого корпуса, а затем вычищать тервойска и оставшиеся структуры Минобороны.
- сокращение числа военнизированных структур и создание относительно однообразной системы обороны государства.
- создание войск психологической войны (или как их лучше назвать)
и т.д.

Вкратце все - если это кому-то было интересно :))
В общем-то, здесь очень много спорных вещей - но все можно и нужно обсуждать наверное.