|
От
|
СанитарЖеня
|
|
К
|
F
|
|
Дата
|
24.02.2005 10:36:45
|
|
Рубрики
|
WWII; Флот; Армия;
|
|
Re: Зачем т....
>Вчера из одного разговора впервые узнал о существовании 53-м батальоне аэросаней и ледокольных линкорах. Беглый поиск по Яндексу выдал по эросаням:
>Обзор боевых действий аэросанных частей в Отечественной войне (1942-1943 гг.)
>(Управление командующего БТ и МВ Красной армии. Обзор боевых действий аэросанных частей в Отечественной войне (1942-1943 гг.) -М.: Воениздат НКО, 1944)
> http://blefru.narod.ru/tank/a/ar.htm
>и статью из Моделиста-конструктора
> http://mkmagazin.almanacwhf.ru/armor/km_4.htm
>может, кто-то тоже откроет для себя Америку.
Подборка по аэросаням.
http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/sani/
>Однако про ледокольные линкоры Яндекс молчит. По имеющейся информации их было 5: «Иосиф Сталин», «Лазарь Каганович», «Анастас Микоян» - названия еще двух не помню. Вооружены 6-ти дюймовыми орудиями. Если кто в курсе, поделитесь подробностями, плз.
Линейные ледоколы. Т.е. суда торгового флота, предназначенные (в отличие от портовых ледоколов) для проводки торговых судов между портами.
Вполне гражданский объект, во время войны, как и все прочие суда торгового флота, получивший вооружение для самообороны.
"Красин", "Литке", "Малыгин", "Ермак", "Сибиряков" и т.п.
Было их существенно более пяти.
Видимо, речь идет о четырех наиболее совершенных из них предвоенной постройки - "И. Сталин", "В. Молотов", "Л. Каганович", "А. Микоян".
Они были предназначены для проводки судов в Арктике.
"При создании ледоколов советские конструкторы максимально использовали имеющийся опыт арктических навигаций. Чтобы обеспечить требующуюся прочность, корпуса изготовили из стали высококачественных сортов. Шпангоутов было поставлено вдвое больше, чем применялось обычно. Борта выполнили из 13 параллельных поясов, причем 9 нижних состояли из двойной обшивки общей толщиной до 42 мм (в носовой части). Корпусам ледоколов по типу "Ермака" была придана яйцевидная форма для предохранения от повреждений во время сжатия во льдах. По всей длине имелось двойное дно и 12 водонепроницаемых аварийных переборок. Отдельные отсеки соединялись между собой клинкетными дверями, управляемыми из рулевой рубки. На каждом корабле были установлены три паровые машины мощностью по 3300 л. с., работающие на три кормовых четырехлопастных винта со съемными лопастями. Ледоколы имели по девять паровых огнетрубных котлов с угольным отоплением и несколько электростанций. В каждом отсеке дополнительно размещались аккумуляторные батареи. Перекачка воды в бортовые и дифферентные цистерны осуществлялась мощными помпами через трубопроводы диаметром в 500 мм. Спасательные средства включали восемь шлюпок и моторных катеров. Корабельные мастерские располагали фрезерными, токарными, сверлильными и другими станками, верстаками и инструментами, позволявшими выполнять сложные ремонтные работы. Три мощные радиостанции (длинноволновая, коротковолновая и аварийная) имели огромную дальность действия. Так, "И. Сталин" на испытаниях в Финском заливе поддерживал связь с "Ермаком", работавшим в Арктике, и с ледоколом "Л. Каганович", находившимся на Черном море.
При проектировании и постройке кораблей особое внимание уделялось условиям работы экипажа, насчитывавшего 138 человек,-двух- и четырехместные каюты, кают-компании, столовые, библиотеки, души, баня, лазарет, механизированная кухня - все это делало новые ледоколы самыми комфортабельными на флоте. Для ведения научных работ на них оборудовали гидрологические, гидрохимические, биологические и другие лаборатории.
С вступлением в строй четырех линейных ледоколов советский флот получил бы отличную техническую базу для успешного освоения Севера. Но начавшаяся война надолго отодвинула намеченные планы...
"А. Микоян", последний из николаевских ледоколов, отошел от достроечной стенки 26 августа 1941 года под залпы артиллерийских орудий - увы, не салюта, а зенитных батарей, отражавших яростные атаки фашистских бомбардировщиков на судостроительные заводы. Назначенный командиром ледокола опытный военный моряк, участник схватки с фашизмом еще в Испании капитан 2-го ранга С. М. Сергеев вывел корабль в море без приемочных испытаний и вскоре прибыл в Севастополь. Риск оказался оправданным: "А. Микояну" удалось избежать попаданий бомб.
В Севастополе на ледокол установили пять орудий калибра 130 мм, четыре зенитки калибра 76 мм и четыре пулемета. По окончании работ корабль зачислили в состав ВМФ в ранге вспомогательного крейсера. Соответственно был назначен и кадровый командный состав. Замполитом корабля стал старший политрук Новиков, старшим помощником - капитан-лейтенант Холин, командиром штурманской боевой части - капитан-лейтенант Марлян, артиллерийской - старший лейтенант Сидоров, электромеханической - старший инженер-лейтенант Злотник. Не менее ценным пополнением для личного состава вспомогательного крейсера стали рабочие сдаточных команд завода имени А. Марти, пожелавшие бить немецко-фашистских захватчиков на "своем" корабле. Это были настоящие мастера своего дела, высококвалифицированные специалисты Иван Стеценко, Федор Халько, Александр Калбанов, Михаил Улич, Николай Назаратий, Владимир Добровольский и другие.
В начале сентября 1941 года переоборудование ледокола было закончено, и "А. Микоян" приказом командующего Черноморским флотом был включен в отряд кораблей северо-западного района Черного моря, который в составе крейсера "Коминтерн", эсминцев "Незаможник" и "Шаумян", дивизиона канлодок и других кораблей предназначался для оказания огневой поддержки защитникам Одессы. Вспомогательный крейсер сразу же приступил к боевой работе. Несколько дней корабль огнем своих орудий поддерживал героическую Приморскую армию, получил благодарность командования Одесского оборонительного района и, только израсходовав весь боезапас, взял курс на Севастополь. Принимал участие "А. Микоян" и в знаменитом десанте под Григорьевкой 22 сентября 1941 года. Так как вспомогательный крейсер имел большую осадку (9,2 м) и меньшую, чем боевые корабли, скорость полного хода (15,5 узла), то на него была возложена задача по артиллерийской поддержке. Вместе с десантниками 3-го полка морской пехоты громили фашистов все пять "стотридцаток" бывшего ледокола. Позже экипаж узнал: их огнем были подавлены две вражеские дальнобойные артиллерийские батареи.
Кстати, комендоры "А. Микояна" впервые на флоте огнем своего главного калибра начали отражать налеты вражеской авиации. По предложению командира БЧ-5 старшего инженера-лейтенанта Юзефа Злотника амбразуры в щитах орудий были увеличены, угол возвышения орудий стал больше. Автоген, правда, не брал броневую сталь. Тогда бывший судостроитель Николай Назаратий прорезал амбразуры с помощью электросварочного агрегата.
До приказа об эвакуации Одесского оборонительного района вспомогательный крейсер "А. Микоян", непрерывно находясь под огнем противника, вместе с другими кораблями Черноморского флота обстреливал вражеские позиции, а затем принимал активное участие в обороне Севастополя, вывозил раненых и гражданское население."
http://shipandship.chat.ru/articles/article16.htm
(Рекомендую прочесть целиком - у ледокола была потрясающая одиссея - сквозь турецкие проливы и контролируемое неприятелем море, через Суэц и Красное море, вокруг мыса Доброй Надежды и мыса Горн, в Сан-Франциско, затем на Чукотку, проводил суда по Севморпути, был поврежден миной, ремонтировался в Сиэтле, а закончил службу во Владивостоке)
- Re: Однако! - F 24.02.2005 10:56:43 (184, 1293 b)
- Поправочки - Николай Поникаров 24.02.2005 10:53:59 (211, 304 b)