|
От
|
Пелевин
|
|
К
|
wolfschanze
|
|
Дата
|
17.03.2005 02:46:44
|
|
Рубрики
|
11-19 век; Спецслужбы;
|
|
Департамент полиции МВД Российской империи и охрана государственной границы-2
На жандармских офицеров пограничных пунктов возлагались обязанности по наблюдению за тем, чтобы в пассажирском багаже и товарных местах в Россию не содержались бы запрещенные к ввозу предметы (оружие, взрывчатые вещества и пропагандистская революционная литература). Для этого жандармские офицеры были вправе присутствовать в любое время при таможенных досмотрах пассажиров, их багажа, ручной клади и товарных мест, а также требовать от таможенных чинов справок и сведений по ввозу и вывозу товаров, обозревать таможенные книги, документы на товары и делать выписки касательно адресов получателей и отправителей товаров. В случае каких-либо подозрений по требованию жандармских офицеров таможенные чины были обязаны производить повторный досмотр багажа или товаров.31 Таможни же были обязаны без запросов со стороны жандармских офицеров сообщать им о всех книгах, шрифтах и печатных станках, ввезенных из-за границы.32
Циркуляром Департамента полиции № 1861 от 5 июня 1882 г. заведовавшим пограничными пунктами жандармским офицерам на западной границе империи вменялось в обязанность проведение контрразведывательной работы в случаях сбора иностранными разведчиками сведений о состоянии и расположении русских крепостей и вообще при осуществлении разведывательной деятельности в пограничной местности. При получении извещений от консулов о предстоящем проезде иностранца, подозреваемого в принадлежности к разведслужбе, либо при просмотре паспорта, в котором фамилия иностранца оказалась подчеркнутой при визировании в русском консульстве за рубежом двумя линиями, жандармский офицер был обязан обеспечить проведение самого тщательного таможенного досмотра с целью обнаружения подозрительных предметов и документов. В особых случаях на российской территории за иностранными разведчиками устанавливалось наружное наблюдение с сообщением о нем полицейским властям в каждом пункте прибытия. Одновременно с учреждением наблюдения за следованием такого иностранца необходимо было сообщать шифром по телеграфу губернаторам, полиции и в штабы военных округов.33
Жандармские офицеры пограничных пунктов обязаны были также наблюдать за жизнью населения пограничного пункта и за пограничной местностью соседнего государства и сообщать своему руководству обо всем, что могло быть достойным внимания с точки зрения государственных интересов.34
В целях ведения розыскных и разведывательных мероприятий на сопредельной территории жандармские офицеры пограничных пунктов и члены их семей снабжались документами для многократного пересечения границы, их вещи и ручная кладь пропускались таможней беспрепятственно, в том числе и запрещенные к ввозу и ввозимые в интересах службы книги.35 П. Заварзин, служивший в начале своей жандармской карьеры начальником пограничного пункта на станции Волочиск, вспоминает, что в тот период в 1899 г. он оказывал содействие русским дипломатическим курьерам и военной разведке, вербуя для генерал-квартирмейстера Киевского военного округа секретных агентов, благодаря которым удавалось получить сведения, касавшиеся работ на орудийных заводах «Шкода» в Австрии, строительства военных узкоколеек, мостов и т. п.36
Кроме того, заведовавшие пограничными пунктами жандармские офицеры не освобождались от исполнения возложенных на них Уставом уголовного судопроизводства обязанностей по производству дознания по делам о государственных преступлениях.
Штаты пограничных пунктов состояли из одного или нескольких жандармских офицеров, штата унтер-офицеров и возглавлялись помощниками начальников пограничных отделений жандармских полицейских управлений железных дорог губернских жандармских управлений.
Важную роль в деле пресечения незаконного проникновения на территорию империи оружия и взрывчатки играли таможенные и пограничные органы страны. К началу XX в. в России в рамках Министерства финансов сложилась и действовала достаточно мощная самостоятельная специальная полицейская система контроля за перемещением через границу империи людей и товаров. Она включала в себя Департамент таможенных сборов с подчиненными ему таможенными учреждениями и Отдельный корпус пограничной стражи.
Сведенные в таможенные округа таможни представляли собой коллегиальные учреждения, состоявшие из управляющего, членов таможен, канцелярских служащих, корабельных и пакгаузных смотрителей, выкладчиков пошлин и таможенных досмотрщиков. Досмотрщики выполняли все работы по обеспечению режима в местах расположения таможен, участвовали в досмотре транспортных средств и грузов.
Весьма важным обстоятельством было то, что прерогативы борьбы с контрабандой в дореволюционной России не были лишь достоянием государственных учреждений. Закон не запрещал частным лицам выслеживать контрабандистов с их контрабандными товарами на всей территории империи и даже поощрял их за это крупными денежными вознаграждениями (львиная доля стоимости конфискованных контрабандных товаров).37
В связи с изданием в 1819г. Таможенного устава в России по всей сухопутной и морской границе была учреждена таможенная стража, получившая в 1822 г. военную организацию.38 В каждом таможенном округе дислоцировалась бригада таможенной стражи, которая с 1835 г. стала именоваться пограничной. В 1893 г. пограничная стража была выведена из состава таможенного управления и преобразована в Отдельный корпус пограничной стражи, подчинявшийся министру финансов (шефу Корпуса).
Бригады пограничной стражи состояли из отрядов, которым подчинялись посты и кордоны на границе. Основными задачами пограничной стражи были: 1) задержание предметов контрабанды, перемещаемых через границу помимо таможенных учреждений и 2) препятствование незаконному переходу людей через границу.39
К концу XIX в. в России окончательно сложилась система таможенного контроля, состоявшая из двухэтапной процедуры. Первый этап заключался в активных действиях «провозителей» тех или иных предметов или грузовладельцев по объявлению таможне о провозимых ими предметах (вещах, валюты, грузов и т. п.).40 Второй этап представлял собой действия таможенных служащих по проверке сделанных объявлений путем опроса и досмотра и обложению таможенной пошлиной объявленных товаров.
Для успешного выполнения своих функций русские полицейские органы наделялись полномочиями давать распоряжения и предписания должностным лицам и гражданам и в случаях их невыполнения принуждать их выполнять требования закона и изданные на его основании распоряжения и предписания. Формы принуждения, которые были доступны полицейским органам дореволюционной России, подразделялись на следующие группы: 1) обеспечение полиции судебной властью как средством принуждения; 2) личное задержание; 3) вооруженное принуждение и 4) исключительное, осадное, чрезвычайное и военные положения.41
Под судебной властью полиции понимались полномочия а) по производству полицией отдельных следственных действий (для предупреждения и пресечения преступлений и проступков полиция в установленных законом случаях обладала правом проникновения в частные жилища, проведения обысков, выемок и освидетельствований, наложения ареста на имущество, запрещений и секвестров, правом вскрытия и просмотра частной корреспонденции и правом предупредительного личного задержания как меры пресечения способов скрыться от следствия и суда и уничтожения следов преступления; б) по производству розыска и дознания и, в исключительных случаях, следственных действий (основное правило заключалось в том, что при производстве дознания и следственных действий полиция действовала в качестве подчиненного и служебного органа юстиции, ее судебные органы были вправе подвергать материалы дознания, подготовленные полицией, юридической квалификации). По делам о контрабанде таможенные учреждения дореволюционной России были наделены правом производства дознания и предварительного следствия.42 Губернские жандармские управления осуществляли дознание по делам о государственных преступлениях, в том числе обнаруженных в ходе оперативно-розыскных мероприятий на границах империи.43
Действовавшие на границах полицейские органы были наделены и так называемыми охранно-розыскными функциями. Работа охранно-розыскной полиции характеризовалась следующими особенностями: 1) эти полицейские органы не пользовались непосредственно принудительной властью, ограничиваясь исключительно тайным розыском (сыском), в случае же необходимости принятия каких-либо мер принуждения они обращались за содействием к наружной (явной) полиции, обеспеченной всеми внешними атрибутами принудительной власти; 2) для осуществления тайной (законспирированной) деятельности охранно-розыскная полиция создавала и использовала в качестве своих средств специальные аппараты внутреннего осведомления и наружного наблюдения. К этому следует добавить то, что приграничные губернские жандармские управления были наделены полномочиями ведения розыскной деятельности. В то же время Отдельный корпус пограничной стражи осуществлял агентурно-разведывательную деятельность с целью обнаружения, предупреждения и пресечения контрабанды, в том числе и политического характера, а также проводил контрольно-заградительные (сторожевые) мероприятия в пределах пограничной полосы.44
Значение агентурной работы возрастало по мере оживления общественного и революционного движения в стране. И особенно стала очевидной потребность государственной политической полиции в агентуре и наружном наблюдении после появления действовавших на сугубо конспиративной основе народовольческих организаций, пытавшихся бороться с самодержавием методами террора. К концу периода существования III Отделения, т. е. в 1860—1870 гг., произошло постепенное разделение секретных агентов на две основные группы: агентов, осуществлявших внутреннее наблюдение, и агентов наружного наблюдения. Первая категория позднее получила название «внутренняя агентура» и представляла собой агентов в сегодняшнем понимании. К ним относили тайных агентов органов политического розыска, проникших внутрь революционного кружка или организации. «Наружная агентура» позднее стала именоваться филерами или наблюдательными агентами, которые к концу века превратились в штатных сотрудников органов политического розыска.
Формирование агентурного аппарата розыскных органов, действовавших на границах Российской империи, имело свою специфику. На западных границах империи (Бессарабия, Польша, Литва) коренное население преобладало, и антирусские настроения были распространены чрезвычайно широко. Следовательно, осуществлять подыскание и вербовку сотрудников из числа коренного населения необходимо было крайне щепетильно и осторожно. Надо было учитывать и то, что значительное число приграничных жителей было вовлечено в контрабандную деятельность, а интерес к контрабандистам, как указывалось выше, проявляла и германская разведка.
В тех случаях, когда источники сообщений были достаточно проверенными, а проводимые по их информации мероприятия, в том числе с использованием наружного наблюдения, были организованы надлежащим образом, положительный результат не заставлял себя долго ждать. Такое умелое сочетание внутреннего осведомления и наружного наблюдения привело, к примеру, к задержанию крупной партии оружия на прусской границе в июне 1906 г.45
Несомненно, для целей вербовки большой оперативный интерес представляли служащие железных дорог (кондукторы, проводники и официанты, сцепщики вагонов, весовщики в пакгаузах и пр.), а на морском транспорте — члены экипажей пароходов и портовые служащие для внутреннего наблюдения за пограничной зоной.46 Кроме того, завербованная вагонная или судовая прислуга могла вести наблюдение за подозрительными лицами в течение достаточно долгого пути следования поездов и пароходов до границы (в том числе осуществлять негласный осмотр вещей и документов в купе и каютах во время уборки этих помещений) и сообщать затем об этом розыскному органу. Они также могли быть использованы для связи с зарубежными агентами.
Установление доверительных отношений сотрудничества с таможенными служащими открывало возможность маскировки интересов розыскных органов при проведении, казалось бы, рутинных действий по таможенному досмотру ручной клади и багажа пассажиров, не возбуждая у них подозрений относительно мотивов тщательных досмотров и скрупулезных опросов. Известный террорист Б. Савинков вспоминал, как одного из его подручных на пограничной станции Белоостров задержали таможенники, которые произвели скрупулезный личный досмотр и потребовали уплаты пошлины за новый костюм, надетый на него. После его обращения в таможенное управление начальник управления подсказал заявителю, что, по всей видимости, жандармскому офицеру необходимо было его обыскать, не возбуждая подозрения, что и сделали по его просьбе таможенные чины.47
Реализация полученной агентурным путем информации о готовящейся контрабанде оружия и политической литературы также имела свою специфику. Для жандармов всегда существовал соблазн утаить эту информацию от таможенников и пограничников для последующего привлечения к дознанию о государственном преступлении возможно большего числа участников преступных сообществ уже внутри страны. По одному из дел о политической пропаганде прокурор строго указал розыскному органу на то, что «пропуск из-за границы транспорта с нелегальной литературой, основанный на заведомом предоставлении провозителям возможности водворить транспорт внутрь Империи, с целью привлечения к дознанию возможно большего числа лиц, которые окажутся к этому прикосновенными... не приносит пользу государству без противоречия требованиям закона, т. к. вместо предупреждения и пресечения готовящегося преступления создает возможность для политической деятельности».48
Как уже отмечалось выше, филеры также использовались в практике работы пограничных жандармских пунктов. Департамент полиции неоднократно указывал в своих циркулярах о необходимости сопровождения наружным наблюдением подозрительных лиц лишь в случаях обнаружения у них каких-либо компрометировавших их документов или предметов, обнаруженных в ходе обыска или таможенного досмотра, в противном случае происходило непроизводительное использование агентов наружного наблюдения.49 Хотя наружное наблюдение и имело широкое распространение в деятельности розыскных органов, однако оно было лишь вспомогательным средством, дополнявшим внутреннюю агентуру.
Особое место в пограничном контроле занимали гласные и негласные способы перехвата корреспонденции между зарубежными подрывными центрами и их сообщниками на территории Российской империи. К негласным способам перехвата такой корреспонденции относилась перлюстрация, которая существовала конспиративно и нарушала официальное законодательство, разрешавшее вскрытие писем не иначе как по приговору суда. Перлюстрация производилась по негласному распоряжению главы государства чрезвычайно узкой группе доверенных лиц на центральных почтамтах приграничных губерний секретными подразделениями почтового ведомства («черные кабинеты»).
В тесной связи с перлюстрацией, которая осуществлялась в почтовых учреждениях, находилась оперативная работа политической полиции при содействии чинов таможенного ведомства, осуществлявших таможенный контроль непосредственно на границе. Полномочия таможенных чиновников по досмотру ручной клади и багажа следовавших через границу лиц позволяли обнаруживать среди их личных вещей различные письма, шифроблокноты и донесения зарубежных шпионов и их агентов и прочие документы, в которых содержалась заслуживавшая внимания государственной политической полиции информация. В целях содействия изобличению изменников и шпионов, членов революционных организаций, прятавших в своей одежде или багаже зашифрованные письма и сообщения, Департамент таможенных сборов в 1902 г. направил в таможенные учреждения страны циркулярное указание о необходимости немедленно информировать офицеров пограничных жандармских пунктов о фактах обнаружения таких писем и сообщений.50
Поскольку общая координация мероприятий по охране границ Российской империи была возложена на Департамент полиции, то при решении им задач политического розыска в приграничных местностях таможенные и пограничные власти беспрекословно выполняли жандармские требования и указания. Ориентирующая информация розыскных органов о попытках нелегального перемещения оружия, взрывчатки и подрывной, революционной литературы должна была немедленно приниматься к исполнению таможнями и пограничными отрядами.
Надо отметить, что такая информация поступала в местные таможенные учреждения и пограничные бригады и отряды в огромном объеме и в большей своей части она была точной и верной. Помимо собственных источников информации к этой работе были привлечены разведывательные органы военного ведомства и МИД, зарубежные власти и частные сыскные агентства.
Возглавляемая генерал-квартирмейстерской службой Главного управления Генерального штаба русской армии военная разведка занималась сбором сведений о силах и средствах потенциального противника через своих представителей, работавших под прикрытием русских военных миссий за рубежом, и через нелегальные агентурные сети. В связи с широким размахом ввоза в империю оружия и взрывчатки, приобретенных на деньги японской разведки, перед русской военной разведкой была поставлена задача выявления таких фактов с целью немедленного информирования Департамента полиции для организации перехватов контрабандных поставок. Например, в 1905 г. первый обер-квартирмейстер Главного управления Генерального штаба сообщал из Вены о том, что по его агентурным сведениям оружие и взрывчатка поступают в Россию в стенках несгораемых шкафов и сейфов, поставляемых прямо с заводов-изготовителей, а их доставка в Россию осуществляется по железной дороге в промышленные центры страны.51
В январе 1908 г. на основании сведений, полученных от собственных источников, МИД сообщил в Особый отдел о том, что русское посольство в Лондоне информировало МВД Великобритании об имевших место случаях отгрузки партий оружия с целью нелегальной доставки в Россию. Англичане были удивлены такой информированностью и начали собственную проверку этих фактов.52
Государственная политическая полиция контролировала процесс кадрового комплектования таможенных и пограничных органов, следила за их благонадежностью. Чины этих служб привлекались жандармами для наблюдения за обстановкой на границе. Более того, в 1880 г. начальники некоторых таможенных округов были снабжены ключами для жандармских шифров.53 В 1908 г. от межведомственной комиссии Отдельного корпуса пограничной стражи, Департамента таможенных сборов и Департамента полиции поступило предложение о подчинении офицеров-пограничников начальникам районных жандармских отделений при ведении тайного розыска.54 Дело, однако, не двинулось с места из-за опасений пограничного руководства потерять свою самостоятельность в столь важном вопросе, как розыск.
В целом, тем не менее, можно констатировать, что к 1917 г. Департамент полиции МВД Российской империи был близок к созданию на государственной границе действенного механизма по борьбе с контрабандой оружия, взрывчатки и подрывной литературы, способного решать и другие многочисленные задачи государственной важности.
Подводя итоги сказанному, по нашему мнению, можно сформулировать следующие выводы.
К началу XX в. в Российской империи были выработаны пути создания действенной системы предупреждения и пресечения государственных преступлений на границах страны, которая могла эффективно решать задачи предотвращения нелегальной заброски на территорию государства оружия, взрывчатых веществ и пропагандистской литературы при наличии достаточных сил и средств государственной политической полиции и преодолении отмеченных выше серьезных изъянов в ее организационном построении. В центре этой системы находился Департамент полиции МВД империи, выполнявший функции координации и контроля деятельности всех ведомств на границах государства.
Действуя через охранные отделения, губернские жандармские управления и жандармские полицейские управления железных дорог и подчиненные им пограничные жандармские пункты, Департамент полиции продемонстрировал свою способность принимать своевременные организационные и оперативно-розыскные мероприятия в специфических условиях государственной границы.
Специфика эта заключалась в создании, по сути дела, своеобразного поисково-ударного механизма, нацеленного на: 1) обнаружение и пресечение контрабанды оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и пропагандистской литературы; 2) предупреждение, таким образом, совершения государственных преступлений и преступлений против порядка управления.
Данный опыт был использован для создания аналогичной системы контроля на государственной границе на последующих этапах исторического развития нашего государства, он не теряет своей актуальности и по сей день.
31Тимофеев Л. Обязанности железнодорожной жандармской полиции по жандармско-полицейской части. СПб., 1912. С. 980.
32РГИА. Ф. 21. Оп. И. Д. 20015. 1885г. Л. 104.
33Сборник законоположений и правительственных распоряжений по исполнению жандармскими чинами пограничных пунктов обязанностей по паспортной части. С. 11.
34 Там же. С. 14.
35 РГИА. Ф. 21. Оп. 11. Д. 17. Л. 113.
36 Заварзин П. П. Жандармы и революция: Воспоминания. С. 39.
37Труды комиссии по изысканию мер против контрабанды питей. Ч. 1. СПб., 1884. С. 208.
38Материалы к истории пограничной стражи. Ч. 1; вып. 1. СПб., 1900. С. 4.
39 Правила об Отдельном корпусе пограничной стражи // Свод законов Российской империи. Т. IV. Устав таможенный. СПб., 1910.
40Руководство к изучению производства досмотра товаров в таможнях / Сост. К. Пальшау. СПб., 1874. С. 46; Русский таможенный ключ для путешественников. СПб., 1913. G. 68.
41Древинг С. Краткие сведения из «Полицейского права», «Государственного права» и Уголовного Уложения. М., 1909. С. 12.
42Устав уголовного судопроизводства // Свод законов Российской империи. Т. 16. СПб., 1909. Ст. 1124.
43Там же. Ст. 1035-1-1035-29.
44Плеханов А. М. Разведывательная служба Отдельного корпуса пограничной стражи WWW document] // URL: http://www.fsb.ru/ mstory/readl998/plehanov.html.
45ГА РФ. Ф. 102. 1906 г. Оп. 295. Д. 31. Л. 29.
46 Сборник секретных циркуляров по Отдельному корпусу пограничной стражи с 1894 по 1900г. С. 169.
47 Савинков Б. Избранное. М., 1990. С. 113.
48 ТА РФ. Ф. 102. 1904г. Д. 2, ч.б. Л.18.
49 Тимофеев Л. Обязанности железнодорожной жандармской полиции... С. 1017.
50 Там же. С. 982.
51 ГА РФ. Ф. Департамента полиции. Особый Отдел. 1905 г. Д. 450. Т. 9 (1). Л. 42.
52 Там же. 1907 г. Д. 32. Ч. 8. Л. 26.
53 ГА РФ. Ф. 102. Третье делопроизводство. 1882 г. Д. 71. Л. 45.
54Плеханов А. М. Разведывательная служба Отдельного корпуса пограничной стражи.