От А.Никольский Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 25.03.2005 17:58:23 Найти в дереве
Рубрики Армия; Политек; Версия для печати

О перспективах ВТС России и Израиля

Руслан ПУХОВ


В начале 2005 года в российских и израильских средствах массовой информации появились сообщения о якобы готовящихся поставках из России в Сирию оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-Э». Позже СМИ сообщили о планах поставок в эту страну ПЗРК «Игла». Упоминалось также о возможной продаже Дамаску зенитных ракетных систем большой дальности семейства С-300. Российские официальные лица опровергли планы поставок ОТРК, но заявили о переговорах по поводу возможного экспорта систем «Стрелец», которые представляют собой ПЗРК «Игла», смонтированные на опорно-пусковых установках. По утверждению российской стороны, эти комплексы не могут транспортироваться одним человеком без помощи технических средств, и, таким образом, перестают быть «переносными».

Вне зависимости от того, существуют ли реальные планы поставок ЗРС, ПЗРК и ОТРК в Сирию, а также не вдаваясь в анализ происхождения информации и мотивации российских СМИ, затронувших эту тему, попытаемся сформулировать общие принципы военно-технического сотрудничества со странами Ближнего и Среднего Востока, следуя которым Россия обеспечивала бы свои национальные интересы.

Во-первых, в российские интересы не входит снижение уровня военной безопасности Государства Израиль. Напротив, Россия должна с повышенным вниманием относиться к опасности появления реальных военных угроз вследствие поставок в Сирию или другие недружественные Израилю страны российских вооружений. Особенно внимательно следует относиться к оценке последствий поставок систем, которые могут быть использованы против гражданского населения или объектов, а также наступательных вооружений, защита от воздействия которых крайне затруднительна.

Желательная чувствительность России к израильским интересам не альтруизм, а следствие того обстоятельства, что Израиль потенциально может стать одним из важнейших, хотя и весьма необычных, партнеров РФ по военно-техническому сотрудничеству. Особенность ВТС с Израилем заключается в том, что эта страна не является для России рынком сбыта ВВТ или потенциальным партнером по реализации крупных совместных военно-промышленных проектов. По мере деградации российского ОПК и роста отставания от военно-технологических лидеров Израиль во все возрастающей степени может становиться для России одним из важнейших источников технологий, которые дешевле и быстрее импортировать нежели пытаться создать самостоятельно. Кроме того, израильские дилерские сети в некоторых случаях могут быть использованы для продвижения на мировой рынок российских авиационных платформ, оснащенных израильской авионикой. Сотрудничество такого рода отличается полной комплиментарностью и взаимным коммерческим интересом. В отношениях России с другими странами-производителями авионики, например, Францией, такой комплиментарности добиться сложнее, поскольку они и сами являются серьезными игроками на рынке авиационных и вертолетных платформ.

Наконец, Израиль представляет для России интерес с точки зрения получения опыта антитеррористической и контрпартизанской борьбы, в том числе в условиях плотной городской застройки.

Хотя в настоящее время, когда российская армия не в состоянии загрузить заказами даже собственную промышленность, идея об импорте Россией военного оборудования кажется невероятной, в обозримом будущем такие закупки, как нам представляется, станут неизбежными. Собственно, первые эпизоды импорта оборудования двойного назначения в интересах российских силовых ведомств уже имели место. Например, НПК «Иркут» закупает в Израиле оборудование и технологии беспилотных авиационных систем, а также системы наблюдения и определения объекта. Эти сделки реализованы в интересах МЧС, которое проводит куда более эффективную с точки зрения интересов авиапрома России политику, чем Минобороны.

Необходимо отметить, что Израиль имеет целый ряд преимуществ как источник ВВТ и технологий оборонного назначения. Основными из этих преимуществ являются готовность к передачам технологии и уже отмеченная нами комплиментарность российских и израильских предложений на рынке.

Понятно, что отношения с потенциальным стратегическим партнером по ВТС могут строиться только в условиях повышенного внимания к интересам его безопасности, тем более, что в случае с Израилем, этот сюжет вполне актуален.

С другой стороны, внимательно учитывая интересы безопасности Израиля, Россия может и должна отстаивать свои коммерческие интересы, в том числе и при продаже в Сирию, другие арабские страны, а также в Иран таких систем вооружений, передача которых не несет угрозы еврейскому государству.

Как представляется, эти принципы не противоречат друг другу и вполне могут быть совмещены в реальной практике ВТС. Исходя из данных подходов, можно считать нежелательными передачи в Сирию таких систем вооружений как ОТРК «Искандер-Э», зенитных ракетных систем семейства С-300 и ПЗРК любых видов. «Искандер» с его высокой точностью поражения, трехсоткилометровой дальностью и невозможностью перехвата противоракетными средствами является для условий Ближнего Востока стратегическим оружием, которое может поражать почти на всей территории Израиля жизненно важные военные, экономические и административные объекты. ЗРС С-300 также обладает слишком большой для Ближнего Востока дальностью действия, и ее передача в Сирию поставит под угрозу полеты самолетов, в том числе и гражданских, над территорий самого Израиля. ПЗРК могут попасть в руки нерегулярных военизированных формирований, которые используют их против гражданских целей.

В то же время передача таких систем вооружений как ЗРС средней и малой дальности «Бук-М1», «Тор-М1», «Тунгуска-М1» или «Панцирь-С1», укрепляя военную безопасность Сирии, не несет угрозы израильским гражданским объектам. Эти оборонительные системы могут быть использованы только против военных целей и только в случае действий израильской авиации над сирийской или ливанской территорией. Аналогичным образом, военный баланс в регионе существенно не изменится в случае проведения масштабной модернизации парка военной авиации и СВ Сирии, которые всегда будут уступать по своим боевым возможностям ВВС и сухопутным войскам Израиля.
http://www.cast.ru/journal/2005/rosisrael/