РАЗВЕДЧИКУ ЗАКОН НЕ ПИСАН
Из поручика Ржевского Штирлиц не получится
Виктор Герасименко
Как стало известно, на рассмотрение Верховной Рады вынесен проект закона "О разведывательных органах Украины". Избирателям, большинство из которых не являются знатоками сферы "плаща и кинжала", будет небезынтересно узнать суть вопроса: почему вдруг возникла необходимость законодательно регламентироватьстоль деликатную сферу.
Списывают только плохие ученики
Впервые подобный законопроект, называвшийся тогда "О внешней разведке", был внесен депутатом Александром Скипальским еще в 1997 году. Созданная тогда постановлением ВР специальная комиссия из представителей Минобороны, СБУ и Госкомграницы его категорически отклонила, придя к выводу о политической и правовой нецелесообразности подготовки закона о разведке как виде деятельности. Подчеркивалось, что подобный закон вызовет крайне негативную реакцию за рубежом, поскольку впервые в мировой практике будет официально декларировано проведение шпионажа, считающегося везде тяжким преступлением.
Попутно обнаружился элементарный плагиат - украинский проект закона "О внешней разведке" прямо списан с одноименного российского закона. По количеству разделов и статей оба документа совпадают полностью, по наименованиям - почти полностью, по содержанию - на 90%.
Казалось, идея закона о разведке похоронена навсегда, но вот она вновь всплыла уже под новым названием. Разница с предыдущим сугубо стилистическая - вероятно, чтобы не так бросались в глаза параллели с российским федеральным законом, но содержание остается прежним.
Текст проекта раскрывает содержание, организацию, финансирование, материальнотехническое обеспечение и полномочия органов внешней разведки, что составляет государственную тайну. Еще более странно, что вопросы разведывательной деятельности будут обсуждаться на пленарных заседаниях ВР. С этим положением можно сравнить разве что пункт, по которому Нацбанк и Счетная палата могут увидеть ведомости выплат зарубежной агентуре.
Вообще, непонятно, о каких разведывательных органах идет речь. В Украине нет отдельного ведомства, которое бы занималось внешней разведкой. Согласно законодательству, в этой сфере действуют Главное управление разведки СБУ, Главное управление разведки Минобороны и Оперативно-розыскное управление Госкомграницы Украины. Каждое из этих управлений организационно входит в состав соответствующих органов и не является самостоятельным учреждением. Их деятельность полностью регламентирована законами - "О Службе безопасности Украины", "О Вооруженных Силах Украины", "Об оперативно-розыскной деятельности" и соответствующими внутриведомственными инструкциями.
Если закон будет принят, деятельность сотрудников одного государственного органа будет определяться различными законами, что сделает работу в принципе невозможной.
Кроме того, в проекте закона можно обнаружить множество мест, демонстрирующих весьма поверхностное знакомство с практикой разведки и неумеренное прожектерство. Например, говорится о некоей несуществующей государственной программе развития разведдеятельности. Да и сами определения понятий "разведдеятельность" и "развединформация" демонстрируют дилетантизм... Как можно писать, что разведдеятельность направлена на "получение разведывательной информации в сферах обеспечения национальной безопасности и обороны Украины"? Получается, что предметом разведки в этом случае становится собственное государство.
Непрофессионально думать, что развединформация собирается только о "действиях, планах и намерениях, реально или потенциально угрожающих жизненно важным национальным интересам Украины". Кто или что угрожает национальным интересам - это уже предмет анализа и оценки, а разведка должна собирать всю необходимую информацию. Странно звучит пункт об обеспечении руководства государства "разведывательной информацией". "Разведывательная информация" - это не более чем первичный материал для оперативников и аналитиков, которые готовят наверх разведдонесения, сводки, справки и т. д.
Недопустимо также утверждать, что разведка применяется лишь в случае невозможности обеспечить национальную безопасность другими способами. Непрерывность разведработы - главный залог ее эффективности.
Кроме того, явственно проглядывает желание ограничить полномочия Президента Украины. Хотя в статье 8 утверждается, что органы внешней разведки создаются, реорганизуются и ликвидируются Президентом Украины, статья 7 полностью нивелирует это положение. Там перечислены органы, имеющие правозаниматься разведкой, что само по себе лишает главу государства полномочий.
Спрятанный лист
Отец Браун - главный персонаж серии детективных рассказов Гелберта Честертона - говорил: "Если хотят спрятать лист, его прячут в лесу, а если леса нет, то его необходимо посадить". Внесенный законопроект очень похож на этот искусственно посаженный лес. Его суть отнюдь не в вопросах внешней разведки, а в предоставлении ГУР МО права вести оперативно-розыскную деятельность. Получение прав на ее ведение означает превращение военной разведки в совершенно независимый разведывательно-контрразведывательный орган, который будет иметь значительно большие возможности для работы внутри страны, чем за рубежом. Таким образом, ГУР МО получит право на оперативную разработку, сбор информации и вербовку граждан Украины, применение в целом всего комплекса мероприятий, предусмотренных Законом "Об оперативно-розыскной деятельности". Совершенно ясно, что для получения военной информации все это не нужно, но, может быть, кому-то очень необходимо для реализации амбициозных планов.
По действующему законодательству право на оперативнорозыскную деятельность имеют МВД, СБУ, Главное управление охраны и Госкомграницы. Минобороны в этом списке не значится, и шансов на внесение изменений в Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" практически нет. Не в интересах государства множить количество структур, имеющих на нее право.
Был избран обходной путь - вместо внесения изменений в Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" готовятся совершенно новые законы - сначала закон "О внешней разведке", а теперь закон "О разведывательных органах Украины". По новому проекту ГУР МО получает право на ОРД для "контрразведывательного обеспечения". Таким образом, достигается двойной эффект - кроме получения права на ОРД военная разведка освобождается от контрразведывательного обеспечения со стороны Главного управления военной контрразведки СБУ, т. е. Делает ГУР МО непроницаемым для руководства страны. Не менее важен еще один пункт законопроекта, где сферой компетенции ГУР МО определяется "защита суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности". В результате, под старым наименованием "военная разведка" создается мощная, фактически никому не подконтрольная силовая структура с неопределенно широкими полномочиями.
Неминуемым следствием такого развития событий станет ломка существующей системы разведдеятельности, оптимально приспособленной к условиям Украины. ГУР СБУ сейчас является национальным разведывательным органом, важным инструментом формирования и реализации внешней политики, представляющим Президенту Украины необходимую информацию для принятия решений, а ГУР МО - ведомственной разведслужбой, созданной для обеспечения потребностей Вооруженных Сил. В случае принятия закона ситуация кардинально изменится. Возможно, это отвечает интересам ее руководителей, но отнюдь не государственным.
В Израиле жить - с "Моссадом" выть
Израильская разведка "Моссад", по праву считающаяся одной из сильнейших в мире, была основана в 1951 году, и отсутствие закона никак не сказывается на результативности работы. В то же время четко разграничены ее полномочия с военной разведкой АМАН. "Моссад" осуществляет стратегическую разведку во всем мире, а АМАН производит тактическую войсковую разведку для Вооруженных Сил.
По подобной схеме действует большинство спецслужб цивилизованных стран. Существует головная национальная спецслужба, предоставляющая информацию главе государства. Одновременно она возглавляет так называемое "Разведывательное сообщество", курируя деятельность ведомственных спецслужб. Контрразведывательное обеспечение работы военных разведок осуществляется "со стороны". Это позволяет одновременно обеспечивать их
собственную безопасность и не дает возможности заниматься внутриполитическими вопросами. Исключение в свое время составляло Чили, где осуществленный командующим сухопутными силами генералом Аутусто Пиночетом военный переворот стал возможен в том числе и потому, что военная спецслужба была подконтрольна только командующему, соединяя разведывательные и контрразведывательные функции.
Пример России тоже свидетельствует в пользу апробированной схемы. Вывод внешней разведки из общей структуры службы безопасности серьезно подорвал возможности проведения Оперативной работы, и поэтому российский закон преследует цели, диаметрально противоположные изложенным в украинском законопроекте, - объединение разведдеятельности для общегосударственных интересов, а подобные законы в других странах, как бы они ни назывались, строятся на тех же принципах, что и отечественные "О Службе безопасности Украины" и "Об оперативнорозыскной деятельности".
ОРД: от нашего стола - вашему
Можно порекомендовать экс-начальнику военной разведки не останавливаться на достигнутом, а расширять Применение приобретенного опыта. Для начала право на ОРД необходимо предоставить пожарной охране, санэпиднадзору и рыбинспекции. Они, без сомнения, сумеют успешно проводить внешнюю разведку с не менее эффективным контрразведывательным обеспечением. А самого генерала Скипальского назначить министром по чрезвычайным ситуациям, поручив курировать деятельность всех этих новоиспеченных спецслужб...
--------------------------------------------------------------------------------
Новости сайта | Цели и задачи | Лидеры | Репатриация
Советы адвоката | Услуги адвоката | Еврейская эмиграция
Жизнь немцев | Пресса о немцах | Письма читателей | Контакты
Новый запрос:
--------------------------------------------------------------------------------
АПОРТ изнутри • О компании • Пресс-релизы • Вакансии • Вебмастеру • Добавить URL • Реклама
--------------------------------------------------------------------------------