От Капитан
К Pavel
Дата 14.05.2001 16:38:21
Рубрики WWII; ВВС;

Re: Звук моторов???


>Может, обманем немцев - и они признают нас за своих". Через минуту наши моторы выли по-немецки."

У Д. Херси в "Возлюбившем войну" главный герой так говорит о "характерном завывании" немецких самолетов:
- Синхронизация моторов у них ни к черту.

Может наши как-то "рассинхронизировали" :)

С уважением

От Роман Алымов
К Капитан (14.05.2001 16:38:21)
Дата 14.05.2001 17:07:04

Да, именно так (+)


>Может наши как-то "рассинхронизировали" :)
***** В других мемуарах читал фразу типа "на подходе к цели задали моторам разные обороты, от чего появился характерный завывающий звук немецких моторов". Так что вот так вот.
Один ветеран, авиамеханик, говорил мне, что немецкий бомбер звучал как "Везуууууу! Везуууууу!" :-)

От Pavel
К Роман Алымов (14.05.2001 17:07:04)
Дата 14.05.2001 17:12:40

Re: Да, именно...

Доброго времени суток!


>>Может наши как-то "рассинхронизировали" :)
>***** В других мемуарах читал фразу типа "на подходе к цели задали моторам разные обороты, от чего появился характерный завывающий звук немецких моторов". Так что вот так вот.
> Один ветеран, авиамеханик, говорил мне, что немецкий бомбер звучал как "Везуууууу! Везуууууу!" :-)
Так, что же немцы при своей отменной технике не могли моторы синхронизовать?Что-то не верится.
С уважением! Павел.

От Роман Алымов
К Pavel (14.05.2001 17:12:40)
Дата 14.05.2001 17:15:29

Возможно, у них были другие причины (+)

но такого же звука можно было добиться, задав двиглам разные обороты. А у немцев, возможно, выхлопные коллекторы на двиглах две частоты давали, кто знает....

От FVL1~01
К Роман Алымов (14.05.2001 17:15:29)
Дата 15.05.2001 00:41:18

Были и другие причины, например...

И снова здравствуйте

>но такого же звука можно было добиться, задав двиглам разные обороты. А у немцев, возможно, выхлопные коллекторы на двиглах две частоты давали, кто знает....

Именно выхлопные коллекторы, а особенно ночные пламягасители, у немцев они имели довольно специфическое консруктивное оформление и не были симметрично расположены относительно оси самолета (продольной) Левый например выхлоп внутренний, правый внешний (при звездообр двигателях) точно так же были коллекторы на Английском Бофайтере сделаны, и тот тоже выл и стонал как резанный. Наши же и американские пламягасители скорее создавали шипящий звук. (Особенно Б-17 и Ли-2 моторы то одинаковые почти).

Вторая причина. Ассиметрия - немцы держали разное число оборотов на самолетах с двумя моторами для компенсации гироскопического эффекта (два винта левого вращения уводят машину) наши же предпочитали отработать триммером.

Третья причина (Это и для поздних Ту-2 и для всех УТБ - шум от винта с тремя лопастями один, с четырмя другой и с двумя третий.
Комплекс этих и других причин приводил к индивидуальному почерку самолета или категории самолетов.
С уважением ФВЛ

От Waldi
К Роман Алымов (14.05.2001 17:15:29)
Дата 14.05.2001 18:13:13

Re: Возможно, у...

Я не спец в акустике, но имхо чем ближе друг к другу частоты двух источников звука, тем сильнее их интерференция. Упомянутые "везууу,везууу" - это имхо не что иное, как результат этой интерференции (а самолет движется, кстати). Для снижения этого эффекта надо рассогласовать обороты двигателей. Лет 20 назад читал я об этом, в смысле этим объясняли разную акустическую картину немцев и советских ЛА. Вспомните стробоскопический эффект - это из той же оперы.

От NV
К Waldi (14.05.2001 18:13:13)
Дата 14.05.2001 18:24:22

Какая такая интерференция :)


>Я не спец в акустике, но имхо чем ближе друг к другу частоты двух источников звука, тем сильнее их интерференция.

В общем, и акустика здесь не при чем - это общее явление в теории колебаний. Возникают колебания с частотой, равной разности двух частот - так называемые "биения". Чем частоты двух источников ближе, тем частота биений ниже. При совпадающих частотах биений НЕТ ВООБЩЕ. А интерференция есть всегда, когда есть несколько источников возмущений :-)


> Упомянутые "везууу,везууу" - это имхо не что иное, как результат этой интерференции (а самолет движется, кстати).

Ну и пусть движется. Эффект Допплера конечно есть, но он тут не при чем.

> Для снижения этого эффекта надо рассогласовать обороты двигателей. Лет 20 назад читал я об этом, в смысле этим объясняли разную акустическую картину немцев и советских ЛА. Вспомните стробоскопический эффект - это из той же оперы.

Да, правильно, за счет некоторой разницы в оборотах добивались "правильного звука". Только "снижение эффекта" надо заменить на "достижение эффекта". А аналогия со стробокопом - совершенно верная.

Виталий

От Waldi
К NV (14.05.2001 18:24:22)
Дата 14.05.2001 18:57:07

Вы сами себе ответили (+)

>Чем частоты двух источников ближе, тем частота биений ниже.
Если обороты (немецких) движков очень близки, то частота биения ниже, и это слышится как завывание.
И наоборот, если обороты (советских) движков не так близки, то частота биения существенно выше, и это уже не воспринимается на слух как завывание.

От Waldi
К NV (14.05.2001 18:24:22)
Дата 14.05.2001 18:51:58

Re: Какая такая...

>Возникают колебания с частотой, равной разности двух частот - так называемые "биения".
Ну я это-то и имел в виду.

>Чем частоты двух источников ближе, тем частота биений ниже.

>При совпадающих частотах биений НЕТ ВООБЩЕ.
Неверно. Будут точки макс. и мин.амплитуды, поскольку интерференция-с.

>Ну и пусть движется. Эффект Допплера конечно есть, но он тут не при чем.
Я и не имел в виду Допплера. При совпадающих частотах точки макс. и мин.амплитуды будут перемещаться со скоростью источника звука (самолета), что и может дать эффект завывания моторов.

>Только "снижение эффекта" надо заменить на "достижение эффекта".
Невозможно отрегулировать движки так, чтобы они излучали на одинаковой частоте - это ведь не транзисторные звукогенераторы с динамиками. Т.е. сдвиг по частоте будет всегда, и чем меньше этот сдвиг (т.е. точнее настроены движки), тем сильнее будет стробоскопический эффект. Если рассогласовать немецкие движки, то завывание моторов станет меньше, и их звучание станет похожим на "советское". Если настроить советские движки, то завывание станет больше и их звук станет похож на "немецкий". ИМХО.

От NV
К Waldi (14.05.2001 18:51:58)
Дата 14.05.2001 19:08:08

Re: Какая такая...

>>Чем частоты двух источников ближе, тем частота биений ниже.
>
>>При совпадающих частотах биений НЕТ ВООБЩЕ.
>Неверно. Будут точки макс. и мин.амплитуды, поскольку интерференция-с.

Да как же неверно :) Будут колебания УДВОЕННОЙ амплитуды ТОЙ ЖЕ частоты и С НЕКОТОРЫМ СДВИГОМ ФАЗЫ (при двух одинаковых источниках). Интерференция-с :). А биений не будет при равных частотах.

>>Ну и пусть движется. Эффект Допплера конечно есть, но он тут не при чем.
>Я и не имел в виду Допплера. При совпадающих частотах точки макс. и мин.амплитуды будут перемещаться со скоростью источника звука (самолета), что и может дать эффект завывания моторов.

Не даст. Задачка по физике 2-го курса. Я ее иногда студентам задаю. Хотя это и не очевидный эффект.

>>Только "снижение эффекта" надо заменить на "достижение эффекта".
>Невозможно отрегулировать движки так, чтобы они излучали на одинаковой частоте - это ведь не транзисторные звукогенераторы с динамиками. Т.е. сдвиг по частоте будет всегда, и чем меньше этот сдвиг (т.е. точнее настроены движки), тем сильнее будет стробоскопический эффект. Если рассогласовать немецкие движки, то завывание моторов станет меньше, и их звучание станет похожим на "советское". Если настроить советские движки, то завывание станет больше и их звук станет похож на "немецкий". ИМХО.

Частота вращения "нормальных винтов" тех лет около 2000 об/мин. Это 30 об/сек. Ну а двигателей соответственно раза в 4 больше (а иногда и не больше - М-17 например). И чего тут трудного подстроить обороты НА СЛУХ ? Главное частоту правильную получить. Впрочем об этой технологии написано было в книге "На крыльях АДД", жаль автора забыл. Он летал на ДБ-3Ф и как раз писал и об этих завываниях и как их достигали и об методе регулировки состава горючей смеси (в смысле бедная/богатая) по цвету выхлопных патрубков. Утверждал, что получал дикую экономию горючего.

Виталий

От Nail
К NV (14.05.2001 19:08:08)
Дата 15.05.2001 09:54:34

Да, кстати..

>.... Впрочем об этой технологии написано было в книге "На крыльях АДД", жаль автора забыл. Он летал на ДБ-3Ф и как раз писал и об этих завываниях и как их достигали и об методе регулировки состава горючей смеси (в смысле бедная/богатая) по цвету выхлопных патрубков. Утверждал, что получал дикую экономию горючего.

Занятная книга, читал ее еще в глубоком детстве, но кое что до сих пор помню. Про цвет патрубков, про подвесные баки и рекорд для данного типа самолетов. Жаль затерялась в процессе жизни, сейчас было бы интересно перечитать.

All the best!

От Waldi
К NV (14.05.2001 19:08:08)
Дата 14.05.2001 19:12:02

Убедили! Каюсь и посыпаю лысину пеплом. Пойду физику повторять (-)


От NV
К Waldi (14.05.2001 19:12:02)
Дата 14.05.2001 19:20:27

На самом деле есть правдоподобное объяснение

того, почему как правило звук у советских и немецких самолетов был разным. Такое - определенный неизбежный уход с курса из-за разных несимметрий (допущенных при изготовлении, за счет реактивных моментов винтов и т.д) было принято у нас компенсировать ОТКЛОНЕНИЕМ ТРИММЕРА РУЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ, а у немцев - РАЗНОСТЬЮ ТЯГИ ДВИГАТЕЛЕЙ. Эффект достигается одинаковый, потери тоже примерно одинаковые, а звучит по разному.

Виталий

От Waldi
К Waldi (14.05.2001 18:51:58)
Дата 14.05.2001 19:07:21

Упс, ошибочка...

>При совпадающих частотах точки макс. и мин.амплитуды будут перемещаться со скоростью источника звука (самолета), что и может дать эффект завывания моторов.
Бред, конечно. Наплевать и забыть!

От Максим Гераськин
К NV (14.05.2001 18:24:22)
Дата 14.05.2001 18:38:50

Стробокоп;) (-)