Пардон админам за ненормативную лексику - здесь она фигурирует как необходимая терминология.
Известные мне "антиритуалы" времен развитого социализма (середина 80-х) разительно напоминают принятые на зоне (перечислю только те, что имеют аналогии).
Ритуал "прописки" (пример - лизание сапог).
Сомневающимся могу подтвердить - кое где такой ритуал сущетсвовал, неподчинявшихся - лупили.
Собственно "прописка" - определение формального статуса "поступившего" (на зону, в часть) по косвенным признакам с жестокой расправой над введщим в заблуждение.
"Перевод" (на зоне при переводе "чертей" из камерыв в камеру или из "чертей" в "мужики" или даже "пидаров" в другой разряд) - в СА перевод по градациям службы. Пример, при переводе из салабонов - удары по голым ягодицам ремнем определенное количество ударов.
"Запомоивание" - понижение в разряде, не связанным со сроком ("чморенье" в армии) - тут по разному.
Символическое бритье головы за опр кол-во дней до конца службы (100 дней до приказа) и "представление", устраиваемое "пидарами" (духами в армии) в этот день.
Отдание чести выключателю - практически тык в тык существует ритуал в СИЗО и на зоне, только в зоне не честь отдают а рапортуют (т.е. как при поверке в камере - такой-то такой-то, статья такая-то, срок такой-то).
Назначение провинившегося "дежурным по очку" (в армии), "по параше" (на зоне).
"Пидар" или "дух", прежде чем начать есть, в столовой - камере, должен испросить разрешения у блатного (деда), независимо от того, звучала ли сакральная команда "приступить к принятию пищи" - это практически одинаковый ритуал.
"Пидары" (духи) получают свою порцию "вкусностей" только через старшего в иерархии (посылки делятся чертями или блатными - дедами, сахар и масло в армейской столовой складируется сидящему за столом "деду", который, буде считает нужным, распределяет их между едоками или забирает для своих нужд).
Разделение на разряды: "пидары - черти - мужики - блатные" примерно соотв. по выполняемым ролям (кроме сексуальных услуг, хотя кто его знает как далеко зашел прогресс в этой области за 20 лет) "духи (зачморенные) - 2 полугодие - 3 полугодие - деды + дембеля".
Внешний вид: блатные и дембеля отличаются нарочитым презрением к форме одежды, молчаливо признаваемым начальством, в частности: ушивка формы до состояния, в каком заведомо невозможно физически работать, "набивание" шапки, замена форменной обуви на кожаную - особенно типичны как для армии так и для зоны.
Жаргон: слова "салабон", "хавка", "пидарасить", "фуфло", "сука" (в значении "сотрудничающий с командованием - администрацией), имеющие большое хождение в армии, пришли из блатного языка.
Общее наблюдение - в технических частях и на "мужицких" зонах всего этого дерьма поменьше.
Совсем не хочу вызвать излишний флейм будучи обвиненным в "поливании", что видел в армии - о том и писал.
Подобные явления в СА были если не редки, то не повсеместны, были в 80-х нормальные части, хочется надеяться - большая часть. Я своё достоинство отстаивал и кулаками, и ножом, и весьма иезуитской стратегией, ну, бокам досталось, пришлось и в госпитале поваляться, и с законодательством были осложнения - не жалею, и молодых никогда не трогал - хоть совесть чистая.
"Зоновские" обычаи тоже не однородны (везде по разгому) и с середины 80-х изменились ИМХО существенно, (в частности, несколько иные градации, классическая пидары-черти-мужики-блатные, кажется, отходит в небытие). Интересно бы чтоб служившие во второй половине 90-х поделились, это ж живая антропология. Надо выпускникам всяких социологических не к дикарям мумбо-юмбо в экспедицию ездить, а в армию ходить. Посему - долой отсрочки! %))