От Alex Medvedev
К All
Дата 27.10.2005 21:38:44
Рубрики Современность;

Шпицберген -- точка зрения юристов судовладельцев

Комментарии
Заложники рыбы
25.10.2005
У Шпицбергена арестованы траулер "Дмитрий Покрамович" и транспортное судно "Капитан Горбачев"


Руководство ОАО "Архангельский траловый флот", владеющего одним из задержанных в Норвегии российских траулеров - "Капитан Горбачев", заявило о том, что требования норвежских властей противоречат законодательству РФ. Как сообщает "Интерфакс", генеральный директор ОАО "АТФ" Юрий Hикулин и председатель совета капитанов Виктор Лощевский направили обращение в адрес участников 34-й совместной российско-норвежской комиссии по рыболовству, проходящей в Норвегии.
Согласно документу, "норвежской стороной предъявлены претензии в связи с неподачей уведомления о начале промысла и информации по выгрузке судна, иных нарушений не зафиксировано". "Претензии предъявлены капитану судна на основании изменений в Правилах рыболовства в зоне острова Шпицберген, принятых в одностороннем порядке норвежской стороной 22.02.05 г., 30.03.05 г. и 05.04.05 г. и введенных в действие с 1 мая 2005 года", - говорится в обращении.

Вместе с тем, подчеркивают авторы документы, "данные документы доведены до сведения всех капитанов судов и судовладельцев отделом конвенционного рыболовства ФГУ "Мурманрыбвод" под грифом "Для сведения, но не для исполнения" ввиду того, что на дипломатическом уровне эти документы российской стороной не ратифицированы".

Как отмечают судовладельцы, в связи с этим капитаны судов в своих действиях руководствуются не Правилами рыболовства в зоне острова Шпицберген, а "Сборником законодательных и нормативных актов в области рыболовства в водах Hорвегии, Фарер и районе действия СВА". Положения этого сборника обязательны к исполнению всеми судовладельцами и капитанами российских судов.

Таким образом, по мнению руководства ОАО "АТФ", капитаны задержанных траулеров оказались в двойственной ситуации. "Если подпишут акт, согласившись с претензиями норвежской стороны, то нарушат российское законодательство, не подпишут - суда оставят под арестом", - отмечается в документе. По словам его авторов, "в данной ситуации Архангельский траловый флот и другие судовладельцы Северного бассейна стали заложниками неурегулированного на межгосударственном уровне вопроса о Правилах рыболовства в островной зоне Шпицбергена".

Судовладельцы назвали "возмутительными" высказывания представителей дипломатических служб, которые подтверждают факт нарушения упомянутых Правил рыболовства российским судном, чем "фактически признают законность предписаний, введенных норвежской стороной в одностороннем порядке".

"Мы просим срочно поставить вопрос на 34-й сессии СРHК о снятии ареста и недопустимости выставления неправомерных штрафных санкций в отношении рыболовного судна ОАО "АТФ" М-0041 "Капитан Горбачев", а также других судов Северного бассейна и до положительного для российской стороны решения вопроса приостановить работу сессии", - говорится в обращении. Кроме того, авторы документа потребовали "внести в решение 34-й сессии СРHК предложение урегулировать спорные вопросы ведения промысла в островной зоне Шпицбергена и на смешанном участке рыболовства на межгосударственном уровне".

"Оставляя нерешенной на дипломатическом уровне данную проблему, государство ставит российских рыбаков в условия, когда единственной возможностью избежать ареста и штрафных санкций является неподчинение требованиям норвежских властей, - подчеркивают судовладельцы. - А рыбаки Северного бассейна хотят работать в условиях правового государства".


От solger
К Alex Medvedev (27.10.2005 21:38:44)
Дата 28.10.2005 00:34:53

Re: Что бы вернуться к топику.

ИМХО виноват наш МИЛ. Он должен четко озвучить свою позицию. И таких позиций возможно две:

  • Мы не признаем одностороннего решения Норвегии о расширении зоны экономических вод де-юре, но пока вопрос не урегулирован дипломатическим путем, признаем это де-факто и воздерживаемся от односторонних действий (по примеру, как относился Запад к присоединению Прибалтийских республик к СССР). В этом случае МИД должен запретить нашим рыбакам вести промысел в спорных водах, и наказание с нашей стороны к "Электрону" должно быть жестче, чем возможное со стороны Норвегии.

  • Мы не признаем одностороннего решения Норвегии о расширении зоны экономических вод, и считаем данные воды нейтральными (по типу отношения к Тайваню или Абхазии). В этом случае мы свои экономические интересы отстаиваем всеми доступными средствами, как говорили во времена СССР. Т.е. рядом с каждым нашим сейнером должен находиться наш крейсер, рядом с траулером - эсминец, и "Петр Великий" с Ушаковым неподалеку (это так я к топику красиво вернулся:))

    Сложившаяся же ситуация "ни мира ни войны", т.е. "вы рыбу ловите, но если что - выкручивайтесь сами" - хуже всего, дезориетирует и норвегов, и наших бизнесменов.

    Неповиновение же гражданских моряков бессмысленно, может привести только к жертвам либо уголовному уже преследованию по норвежским законам. "Электрону" удалось удрать только потому, что норвегам в голову не могло прийти, что арестованный корабль с изъятым судовым журналом рискнет попытаться удрать. Теперь же, зная что от нас можно ждать и этого, просто не допустит такой возможности - будет оставлять не двух, а двадцать человек, и вооруженных, как было в Южной Корее, и как уже сейчас происходит в Норвегии.

    С уважением.

    От aloh
    К solger (28.10.2005 00:34:53)
    Дата 28.10.2005 13:13:49

    Re: Что бы...

    Согласен стопроцентно. За исключением того, что по первому пункту санкции к "Электрону" применены быть недолжны так как инцендент произошел до озвучивания позиции