Доброго здоровья!
>>Токтамышь - законный царь.
>
>Кстати, интересный вопрос - для степняков он законный, а вот воспринимали ли его на Руси законным в связи с русскими обычаями? Ведь, ни отец его, ни дед, и вообще ни один из предков не был царем над Русью, потому как и Чингиз, и Джучи Русью еще не владели.
Это вообще какое значение имеет? Политика Москвы была простой - ярлык возьмем, а денег нет. Ярлык брали и у Мамая, а как о выплате вопрос поднялся, так сразу - незаконный.
Законность Тохтамыша в 1382 году определялась тем, что он контролировал все соседние с Москвой татарские территории. Если бы в 1380 конфликт был бы с Тохтамышем, я думаю, он и был бы "незаконным".
После пресечения рода Бату появились основания для расхождения русской и ордынской правовой систем в восприятии нового престолонаследника. На Руси большое значение придавалось наследованию по "отчине и дедине", и представители младших ветвей Джучидов могли восприниматься просто выскочками, ближайшие (и даже весьма дальние) предки которых царями не были. Не случайно уже во времена Ивана III появились размышления о том, что и сам Чингисхан нецарского рода - стало быть самозванец.
>>Это вообще какое значение имеет?
>
>После пресечения рода Бату появились основания для расхождения русской и ордынской правовой систем в восприятии нового престолонаследника. На Руси большое значение придавалось наследованию по "отчине и дедине", и представители младших ветвей Джучидов могли восприниматься просто выскочками, ближайшие (и даже весьма дальние) предки которых царями не были. Не случайно уже во времена Ивана III появились размышления о том, что и сам Чингисхан нецарского рода - стало быть самозванец.
Самое главное - после пресечения рода Бату и наступившей "замятни" появилась возможность не платить. Что и делали, прикрываясь теми или иными поводами. Когда Едыге, который даже и не кият, как Мамай, требовал всю, неуплаченную за время замятни, дань, главным аргументом его "законности" было войско всей орды за спиной.