От Taras~Ural
К matveich
Дата 25.05.2001 09:23:08
Рубрики WWII; ВВС; Загадки;

Re: Объясните

На трещины и пробоины в бронекорпус думаю легко ставили накладки - обваривали по контуру газосваркой - хотя я сам упоминаний о таком ремонте не встречал.
Мелкие детали заменяли, листы капотов заменяли, металличческие закрылки, предкрылки, посадочные щитки - заменяли. Мелкие поврежденные участки ферм, обвариваривали вставками -локально, крупные - списывали самолет на разборку. В общем нет ничего сложного, замена поврежденных панелей по кругу, агрегатная замена, типа поврежден элерон, его выбрасывают, ставят новый, повреждена силовая структура (ферма) киля, стабилизатора - разбирают выбрасывают, ставят новый (целый) киль или стабилизатор с другого поврежденного самолета и т.д. одни поврежденные "раздевают" ремонтрируя другие.
Дыры в плоскостях вырезали по контуру, ставили заплатку на саморезах или винтах (болтах). Поврежденные нервюры снимали ставили новые.
Разобрать соединение заклепками несложно, головки срезал или высверлил, хоть ручной дрелью, поставил новый элемент заклепки проклепал.
Вот лонжероны крыла не лечили это точно, заменяли плоскости в сборе.
И т.д.
В принципе ничего особенного.
В полевых условиях умудрялись даже менять фанерную общивку консолей крыла на самолетах смешанных конструкций - что гораздо сложнее, чем ставить заплату на дюралевую обшивку!
У Ил-2 за бронекапсулой идет хвостовой участок фюзеляжа полностью деревянной конструкции, при больших повреждениях его легко заменить целиком.
Встречаются в литературе упоминания о "латанных, перелатанных" самолетах у которых и шасси не убиралось, а конрилось "на выпуск" и т.п.
А в чем собственно вопрос?

От matveich
К Taras~Ural (25.05.2001 09:23:08)
Дата 25.05.2001 10:37:49

Вопрос

Привет

>На трещины и пробоины в бронекорпус думаю легко ставили накладки - обваривали по контуру газосваркой - хотя я сам упоминаний о таком ремонте не встречал.
>Мелкие детали заменяли, листы капотов заменяли, металличческие закрылки, предкрылки, посадочные щитки - заменяли. Мелкие поврежденные участки ферм, обвариваривали вставками -локально, крупные - списывали самолет на разборку. В общем нет ничего сложного, замена поврежденных панелей по кругу, агрегатная замена, типа поврежден элерон, его выбрасывают, ставят новый, повреждена силовая структура (ферма) киля, стабилизатора - разбирают выбрасывают, ставят новый (целый) киль или стабилизатор с другого поврежденного самолета и т.д. одни поврежденные "раздевают" ремонтрируя другие.
>Дыры в плоскостях вырезали по контуру, ставили заплатку на саморезах или винтах (болтах). Поврежденные нервюры снимали ставили новые.
>Разобрать соединение заклепками несложно, головки срезал или высверлил, хоть ручной дрелью, поставил новый элемент заклепки проклепал.
>Вот лонжероны крыла не лечили это точно, заменяли плоскости в сборе.
>И т.д.
>В принципе ничего особенного.
>В полевых условиях умудрялись даже менять фанерную общивку консолей крыла на самолетах смешанных конструкций - что гораздо сложнее, чем ставить заплату на дюралевую обшивку!
>У Ил-2 за бронекапсулой идет хвостовой участок фюзеляжа полностью деревянной конструкции, при больших повреждениях его легко заменить целиком.
>Встречаются в литературе упоминания о "латанных, перелатанных" самолетах у которых и шасси не убиралось, а конрилось "на выпуск" и т.п.
>А в чем собственно вопрос?
А слабо это все за ночь (как часто в мемуарах пишут), да если не один самолет побитым прилител, а вся эскадрилья?
С уважением, матвеич

От Taras~Ural
К matveich (25.05.2001 10:37:49)
Дата 25.05.2001 10:59:41

Ну если человек десять накинутся (+)

Почему бы и нет. Или вы не верите в "социалистические темпы" :-)
За 8 часов ине такое делали.

От Pavel
К matveich (25.05.2001 10:37:49)
Дата 25.05.2001 10:56:29

Re: Вопрос

Доброго времени суток!

>А слабо это все за ночь (как часто в мемуарах пишут), да если не один самолет побитым прилител, а вся эскадрилья?
==================
Именно, эмалит и перкаль, основные ремонтные материалы.Плоскости меняли целиком(если было на, что менять),часто снимали все, что можно со списанных машин.За ночь не за ночь, но пахали со всей мочи, и летчики помогали, пока машина не сделана ни отдыха, ни обеда.Если кто видел фотку"Ил пришел с задания" из книги "Самолеты ОКБ Илюшина", там весь хвост измочаленный, а технарь посмотрел и сказал:Так это ерунда, такие каждый день пачками прилетали и все ремонтировали.
С уважением! Павел.

От matveich
К Pavel (25.05.2001 10:56:29)
Дата 25.05.2001 11:50:40

Re: Вопрос

Привет

>Доброго времени суток!
>Именно, эмалит и перкаль, основные ремонтные материалы.Плоскости меняли целиком(если было на, что менять),часто снимали все, что можно со списанных машин.За ночь не за ночь, но пахали со всей мочи, и летчики помогали, пока машина не сделана ни отдыха, ни обеда.Если кто видел фотку"Ил пришел с задания" из книги "Самолеты ОКБ Илюшина", там весь хвост измочаленный, а технарь посмотрел и сказал:Так это ерунда, такие каждый день пачками прилетали и все ремонтировали.
Лётчики не работали, читайте что они сами пишут. Работали техники, а много ли техников на эскадриль?
>С уважением! Павел.
С уважением, матвеич

От Taras~Ural
К matveich (25.05.2001 11:50:40)
Дата 25.05.2001 12:25:04

Работали (+)

Были факты! И по прямому приказу (часто в случае совершения аварии по вине того же летчика) и по собственной инициативе, чтобы не валять дурака, а быстрее вернуться в строй и не быть заподозренным своими же товарищами в трусости (да и такое бывало).
Когда требовалось в кратчайший срок восстановить боеспособность - работали все! Многое зависело от комэсков и заведенного порядка в эскадрильи.
А потом, что значит не работали? Это армия, что прикажут, то и будешь исполнять!

От Pavel
К matveich (25.05.2001 11:50:40)
Дата 25.05.2001 12:18:08

Re: Вопрос

Доброго времени суток!

>Лётчики не работали, читайте что они сами пишут. Работали техники, а много ли техников на эскадриль?
========================
Как правило нет, но когда нужно было, что-то срочно сделать всегда помогали, особенно когда много было безлошадных летчиков(специально об этом технаря спрашивал).Техников по одному на машину(точно не уверен, но примерно на 3 машины оружейник и моторист, однако, приписаны к какому-то конкретному экипажу), да стрелки опять же помогали.

С уважением! Павел.

От Novik
К matveich (25.05.2001 11:50:40)
Дата 25.05.2001 12:03:42

Re: Достаточно.

Приветствую.
>Лётчики не работали, читайте что они сами пишут. Работали техники, а много ли техников на эскадриль?

Сейчас - по человеку на борт (при нехватке л/с один на 2-3). Окромя техников есть еще и механики. (АО,РЭО,АВ и т.п). Это сейчас. Полагаю, что в то время было примерно так же.

От BlackLight
К Taras~Ural (25.05.2001 09:23:08)
Дата 25.05.2001 09:53:25

Re: Объясните


>На трещины и пробоины в бронекорпус думаю легко ставили накладки - обваривали по контуру газосваркой - хотя я сам упоминаний о таком ремонте не встречал.

Невозможно. Бронекорпус ИЛ-2 подвергался ВЧ закалке после сварки, если уже закаленный попытаться варить - его сильно поведёт, да и прочность шва никакая будет. Так что увы. Вбивали деревянные пробки, как на танках.


>Дыры в плоскостях вырезали по контуру, ставили заплатку на саморезах или винтах (болтах).

Это тоже вряд ли. По крайней мере, я бы не рискнул - от стальных саморезов в тонком алюминиевом листе добра не жди.

>Поврежденные нервюры снимали ставили новые.

Разве что на ремзаводах... в строевой части где ты новые возьмёшь?

>Разобрать соединение заклепками несложно, головки срезал или высверлил, хоть ручной дрелью, поставил новый элемент заклепки проклепал.

Только вот оправки и прочую оснастку придётся делать - иначе как ты обшивку к полке нервюры приклепаешь?


>И т.д.
>В принципе ничего особенного.
>В полевых условиях умудрялись даже менять фанерную общивку консолей крыла на самолетах смешанных конструкций - что гораздо сложнее, чем ставить заплату на дюралевую обшивку!

Проще - нужна только фанера, казеиновый клей, шурупы, отвёртка, ручная дрель, полотно и эмалит. Всё это вещи весьма недефицитные. А вот оснастка для клёпки алюминиевого крыла вряд ли есть где-либо кроме завода.



От Taras~Ural
К BlackLight (25.05.2001 09:53:25)
Дата 25.05.2001 13:09:43

Че дискуссия наклевываетя? :-) (+)

>Невозможно. Бронекорпус ИЛ-2 подвергался ВЧ закалке после сварки, если уже закаленный попытаться варить - его сильно поведёт, да и прочность шва никакая будет. Так что увы. Вбивали деревянные пробки, как на танках.

Ну положим, варить можно любой металл, от термообработки это никак не зависит. Другое дело, что проискодит отпуск металла в районе шва, и его же закалка на отмосфере, но совсем не так как бы хотелось. Во всех учебниках прописано, прочность шва превышает прочность окружающего шов металла! Свои выводы по сварке я основываю на информации о реставрации самолетов Ил-2. Варят бронекорпуса без заметных проблем, вот только ссылку потерял, найду вставлю обязательно. Технология газосварки с времен войны не изменилась, так что ни что не препятствовало варить и в то время. Тем более речь идет не о расколотых на чати корпусах, а о трещинах (50-100 мм) и пробоинах от осколков, бронебойных пуль и снарядов калибром до 30 мм.
А деревянные пробки вбивали, чтобы сквозника не было и вода не лилась - не более.


>Это тоже вряд ли. По крайней мере, я бы не рискнул - от стальных саморезов в тонком алюминиевом листе добра не жди.
Не вижу проблем, сколько я в дестве этих винтов и шурупов из МИГ-15 навывинчивал - непересчесть, некоторые даже не поддавались!

>Разве что на ремзаводах... в строевой части где ты новые возьмёшь?
А с соседнего обломка же. Вот представьте, как техник, есть списаный самолет с отставшей обшивкой плоскостей (не редкость), еще с массой повреждений, а у вас только носок крыла в нескольких местах поврежден, ну что вы будите ждать когда кто-нибудь удачно грохнется и подарит вам свои консоли, или оторвете неповрежденные нервюры со списаного и вклеите их вмето своих разбитых?

>Только вот оправки и прочую оснастку придётся делать - иначе как ты обшивку к полке нервюры приклепаешь?
Один раз сделал оправку, потом всю войну клепай наздоровье! Не факт, что техники оправки делать не умели.


>>В полевых условиях умудрялись даже менять фанерную общивку консолей крыла на самолетах смешанных конструкций - что гораздо сложнее, чем ставить заплату на дюралевую обшивку!

>Проще - нужна только фанера, казеиновый клей, шурупы, отвёртка, ручная дрель, полотно и эмалит. Всё это вещи весьма недефицитные. А вот оснастка для клёпки алюминиевого крыла вряд ли есть где-либо кроме завода.

Из собственного опыта скажу: нихрена подобного!!!
Приклеить фанерную обшивку консоли (толщина 8 мм) гораздо сложнее, чем проклепать по готовым отверстиям лист дюраля толшиной 0,7 -1 мм (его загнуть он форму держит, а фанеру надо неволить, изврашаться, чтобы проклей повсеместно произошел, а потом еще ждать когда все это хозяйство схватится, затем проклеивать перкалем, шпаклевать, зашкуривать, окрашивать - работы на порядок больше)
Портативных приспособлений для клепки было полно, начиная от оправки и молотка, рычажных ручных клещей, до пневматических пистолетов.

От BlackLight
К Taras~Ural (25.05.2001 13:09:43)
Дата 26.05.2001 05:45:31

Re: Че дискуссия...


>>Невозможно. Бронекорпус ИЛ-2 подвергался ВЧ закалке после сварки, если уже закаленный попытаться варить - его сильно поведёт, да и прочность шва никакая будет. Так что увы. Вбивали деревянные пробки, как на танках.
>
>Ну положим, варить можно любой металл, от термообработки это никак не зависит. Другое дело, что проискодит отпуск металла в районе шва, и его же закалка на отмосфере, но совсем не так как бы хотелось.

Вот! Ыменно! После чего металл коробит и ведёт. См. историю создания ИЛ-2. Они ж не зря столько с закалкой бронекорпуса маялись.

>Во всех учебниках прописано, прочность шва превышает прочность окружающего шов металла!

Ыменно! См. любую почнистскую мурзилку: если шов жёстче сваренного материала - в этом месте очень быстро накапливается усталость металла и идут трещины. Поэтому сварка в авиации почти не используется... разве что на МиГ-25, но там очень свои заморочки(тонкая нержавейка, автоматическая сварка под флюсом в струе аргона, кажись).

>Свои выводы по сварке я основываю на информации о реставрации самолетов Ил-2. Варят бронекорпуса без заметных проблем, вот только ссылку потерял, найду вставлю обязательно.

А как у них с прочностью после сварки? И много ли те самолёты летают?

>Технология газосварки с времен войны не изменилась, так что ни что не препятствовало варить и в то время. Тем более речь идет не о расколотых на чати корпусах, а о трещинах (50-100 мм) и пробоинах от осколков, бронебойных пуль и снарядов калибром до 30 мм.

Как я уже писал, сварка не годится, поэтому только пробками или латками на заклёпках(что есть гимор неимоверный... сверлить ручной дрелью калёную броню врагу не пожелаешь).

>А деревянные пробки вбивали, чтобы сквозника не было и вода не лилась - не более.

И не менее.

>>Это тоже вряд ли. По крайней мере, я бы не рискнул - от стальных саморезов в тонком алюминиевом листе добра не жди.
>Не вижу проблем, сколько я в дестве этих винтов и шурупов из МИГ-15 навывинчивал - непересчесть, некоторые даже не поддавались!

Так там были латки или всяческие лючки? Лючки и крышки привинчены не на гольный миллиметровый люминь, а на специально сделанную упрочняющую накладку(блин, забыл, как она по-научному обзывается).

>>Разве что на ремзаводах... в строевой части где ты новые возьмёшь?
>А с соседнего обломка же. Вот представьте, как техник, есть списаный самолет с отставшей обшивкой плоскостей (не редкость), еще с массой повреждений, а у вас только носок крыла в нескольких местах поврежден, ну что вы будите ждать когда кто-нибудь удачно грохнется и подарит вам свои консоли, или оторвете неповрежденные нервюры со списаного и вклеите их вмето своих разбитых?

Ну, это уже какой-то кружок "умелые руки" получается. Конечно, всё это возможно... но у механиков и так работы хватало, вряд ли было время для столь сложного ремонта.


>>Только вот оправки и прочую оснастку придётся делать - иначе как ты обшивку к полке нервюры приклепаешь?
>Один раз сделал оправку, потом всю войну клепай наздоровье! Не факт, что техники оправки делать не умели.

Может быть...

>>>В полевых условиях умудрялись даже менять фанерную общивку консолей крыла на самолетах смешанных конструкций - что гораздо сложнее, чем ставить заплату на дюралевую обшивку!
>
>>Проще - нужна только фанера, казеиновый клей, шурупы, отвёртка, ручная дрель, полотно и эмалит. Всё это вещи весьма недефицитные. А вот оснастка для клёпки алюминиевого крыла вряд ли есть где-либо кроме завода.
>
>Из собственного опыта скажу: нихрена подобного!!!
>Приклеить фанерную обшивку консоли (толщина 8 мм) гораздо сложнее, чем проклепать по готовым отверстиям лист дюраля толшиной 0,7 -1 мм (его загнуть он форму держит, а фанеру надо неволить, изврашаться, чтобы проклей повсеместно произошел, а потом еще ждать когда все это хозяйство схватится, затем проклеивать перкалем, шпаклевать, зашкуривать, окрашивать - работы на порядок больше)

8-мм и даже 13-мм фанера была(если склероз мне не врёт) только на носках крыльев, для придания формы её распаривали и гнули.



От skipper
К BlackLight (25.05.2001 09:53:25)
Дата 25.05.2001 10:14:55

Оснастка для клепки листов алюминия (+)

умещается в кармане вместе с сотней заклепок. Не далее как месяц назад две лебедки этой хреновиной к мачте приклепал - расчетная рабочая нагрузка на срез по две тонны каждая. Ничего, живет и побеждает.

От BlackLight
К skipper (25.05.2001 10:14:55)
Дата 26.05.2001 05:49:12

Re: Оснастка для...


>умещается в кармане вместе с сотней заклепок. Не далее как месяц назад две лебедки этой хреновиной к мачте приклепал - расчетная рабочая нагрузка на срез по две тонны каждая. Ничего, живет и побеждает.

Ну-ну... а если надо приклепать обшивку к полке нервюры? Рукой там не достать, нужна хитрая такая пакость вроде кочерги с упором. Ту же обшивку надо ещё к лонжерону приклепать - тут ещё более хитрое устройство придётся городить.

От skipper
К BlackLight (26.05.2001 05:49:12)
Дата 26.05.2001 22:00:01

Ну (+)

>Рукой там не достать, нужна хитрая такая
> пакость вроде кочерги с упором.

К стенке мачты изнутри подобраться вобще невозможно. А приклепал же. Там другие заклепки и другая приспособа.

От Исаев Алексей
К BlackLight (25.05.2001 09:53:25)
Дата 25.05.2001 10:04:23

Какие деревянные пробки????

Доброе время суток,


>Невозможно. Бронекорпус ИЛ-2 подвергался ВЧ закалке после сварки, если уже закаленный попытаться варить - его сильно поведёт, да и прочность шва никакая будет. Так что увы. Вбивали деревянные пробки, как на танках.

На танках разделывали отверстие на конус и делали пробку из СТАЛИ. Если интерсно могу вечером картинку из Руководства по ремонту Т-34 обр. 1942-го кинуть.

А что касается авиации, то наверняка есть соответствующая литература.

С уважением, Алексей Исаев
http://www.geocities.com/Pentagon/2148/

От BlackLight
К Исаев Алексей (25.05.2001 10:04:23)
Дата 26.05.2001 05:26:14

Re: Какие деревянные...

>>Невозможно. Бронекорпус ИЛ-2 подвергался ВЧ закалке после сварки, если уже закаленный попытаться варить - его сильно поведёт, да и прочность шва никакая будет. Так что увы. Вбивали деревянные пробки, как на танках.
>
>На танках разделывали отверстие на конус и делали пробку из СТАЛИ. Если интерсно могу вечером картинку из Руководства по ремонту Т-34 обр. 1942-го кинуть.

Это на ремзаводах. Там и не такое делали - читал я как-то воспоминания бывшей работницы одного из ремзаводов, так там такие страсти... типа: пришёл танк после детонации боекомплекта, весь в гари, крови и размазанных внутренностях экипажа, через пару недель - как новенький и снова на фронт.