От Warrior Frog
К Warrior Frog
Дата 20.01.2006 15:56:56
Рубрики 11-19 век; Армия; Фортификация; Локальные конфликты;

К стати, а откуда выши данные (+)

Здравствуйте, Алл

Интересно, а был ли награжден и чем в Российской Империи штабс-капитан Лик Н.И.
«Инженер, градостроитель родился в Москве, в семье англичан-эмигрантов, протестант. 11 июня 1823г. зачислен в Институт Корпуса путей сообщения, в 1827г. окончил его. Снимал на планы окрестности Санкт-Петербурга., с 1829г. возводил шлюзы на пороге Люйцы р.Сяси Свирского канала, бечевники по р.Свири и Свирице, строил дома и склады на р.Волхове и Сяси. Указом от 6 августа 1837г. откомандирован в Н.Новгород для выполнения высочайше утвержденных градостроительных работ.
В 1838г. разработал детальные чертежи и возводил Лыкову дамбу, ремонтировал кремлевский манеж, в 1839-1840гг. устраивал Софроновскую площадь и Нижне-Волжскую набережную, обкладывал булыжным камнем берег.
В начале 1840г. призван в действующую русскую армию на Кавказ.

ЕМНИП, Инженеры путей сообшения в армию , при Николае Павловиче, "призыватся" никак не могли, ибо подчинялись Министру Путей Сообщения. И являлись - чиновниками. Он мог только быть прикомандирован к Кавказскому корпусу. Но командовать чем либо он не мог. Тем более, что делать ему в "Укреплении Михайловском" было абслоютно нечего, за полным отсутствием каких либо "путей сообщения" в этом месте в то время. Все соообщение шло только по морю. Он даже не мог привлекатся к "гипотетической прокладке шоссе", ибо специализация его, судя по CV - "водные пути сообщения".
Александр

"ходя по минному полю именуемому VIF2NE надо тщательнеЕ быть в формулировках.

От Gran-41
К Warrior Frog (20.01.2006 15:56:56)
Дата 21.01.2006 00:13:39

Данные отсюда:

Приветствую!
Источник по биографии Лик Николай Иванович

Филатов Н.Ф. Нижний Новгород, Архитектура XIV-начало XX в. Н.Новгород: Ред.-издательский центр «Нижегородские новости», 1994г (стр.115).
В этой книге на стр.115 в конце параграфа про Лик Н.И. имеем ссылку N121.
См. ссылку N121: ГАНО, ф.639, оп.126, д.8713; ЦГИА, ф.1488, оп.2,д.976; Филатов Н. Инженер-строитель Н.Лик // Записки краеведов.-Горький, 1983.
( где, ГАНО – Государственный архив Нижегородской области.
ЦГИА - Центральный Государственный исторический архив ( Питербург*).
*- так в книге.
Удалось узнать, кто такой Филатов Николай Филиппович - профессор Нижегородского государственного университета им.Лобачевского, исторический факультет.
С уважением, Виктор.

От Gran-41
К Gran-41 (21.01.2006 00:13:39)
Дата 22.01.2006 00:46:35

Из другой публикации того же автора


>Удалось узнать, кто такой Филатов Николай Филиппович - профессор Нижегородского государственного университета им.Лобачевского, исторический факультет.
К сожалению с ним уже не переговоришь..
>Филатов Н. Инженер-строитель Н.Лик // Записки краеведов.-Горький, 1983.
Здесь уже несколько не так, как в первом источнике, поточнее и подробнее:
« …За добросовестную службу и высокий отзыв начальства о глубоких познаниях в строительном искусстве 5 декабря 1838 года Н.И.Лик был произведен в штабс-капитаны Корпуса инженеров…(*11)
Еще в январе 1840 года штабс-капитан Н.И.Лик был переведен военным ведомством на Кавказ для срочного возведения прибрежных фортификационных сооружений. Там произошли события, о которых в свое время было широко известно по всей России. (Т.е. проф. Филатов Н.Ф. явно имеет ввиду эпизод с фортом Михайловским во время Кавказской войны! )
Наступление горцев на прибрежную линию русских укреплений Кавказа в начале 1840 года оказалось особенно ожесточенным: 7 февраля отряды Шамиля захватили форт Лазарева на реке Псезуапсе, а спустя три недели овладели Вельяминовской крепостью. К 21 марта горцы окружили форт Михайловский на речке Вулане, где составлявшие его гарнизон 500 русских солдат спешно возводили под руководством штабс-капитана Н.И.Лика (Лико *(12)) систему защиты. В ночь с 21 на 22 марта горцам удалось ворваться внутрь крепости. И тогда по приказу командира рядовой Архип Осипов ружейным выстрелом в пороховой погреб взорвал и оставшихся защитников крепости, и хлынувшихв нее горцев. Н.И.Лик не погиб во время взрыва форта. Ударной волной он был выброшен на камни. Подошедший русский отряд подобрал его и отправил сначала в Нижний Новгород, а затем в Москву. Ранение оказалось столь серьезным, что, несмотря на неоднократно предпринимаемые попытки продолжить службу, Н.И.Лик был вынужден уйти в отставку…»
*11 – ГАГО, ф.669, оп.318, д.600, л.52-52 об. ( где, ГАГО – Гос.архив Горьковской обл.)
*12 – Искаженное написание фамилии инженера «Лико» связано со временем его краткосрочного пребывания на Кавказе и произошло, видимо, от неточной записи в полковом журнале. (Так в публикации !!!??)
Интересно, замечание *12- результат исследований или предположение. Недоработка автора, попутаны биографии? Было два штабс-капитана армейский и из Корп. инж ?

От Gran-41
К Warrior Frog (20.01.2006 15:56:56)
Дата 20.01.2006 16:29:46

Источник приведу позже, знаю где брал. :))

Приветствую!
Интересное дело получается, однако.
>Интересно, а был ли награжден и чем в Российской Империи штабс-капитан Лик Н.И.
>«Инженер, градостроитель родился в Москве, в семье англичан-эмигрантов, протестант. 11 июня 1823г. зачислен в Институт Корпуса путей сообщения, в 1827г. окончил его. >В начале 1840г. призван в действующую русскую армию на Кавказ.
>>ЕМНИП, Инженеры путей сообшения в армию , при Николае Павловиче, "призыватся" никак не могли, ибо подчинялись Министру Путей Сообщения. И являлись - чиновниками.
Так ведь из скудного имеющегося отрывка и не следует, кстати, что он служил инж.путей сообщения. А следует, только, что окончил Институт Корпуса путей сообщения.
И думаю тогда все ж тоже была какая-то свобода трудоустройства?
>> Он мог только быть прикомандирован к Кавказскому корпусу. Но командовать чем либо он не мог. Тем более, что делать ему в "Укреплении Михайловском" было абслоютно нечего, за полным отсутствием каких либо "путей сообщения" в этом месте в то время.
Это в предположении, что он путеец.
>>Все соообщение шло только по морю. Он даже не мог привлекатся к "гипотетической прокладке шоссе", ибо специализация его, судя по CV - "водные пути сообщения".
Так может он и был привлечен к вопросам инж. обеспечения снабжения с моря?
Не сведущ, не подскажите ли, а как при Ник.Павловиче, дела обстояли с призывом специалистов (не путейцев) в армию (оф. запаса?)?
Про источник. Приведу позже, уже обещал.
С уважением, Виктор.

От Warrior Frog
К Gran-41 (20.01.2006 16:29:46)
Дата 20.01.2006 17:02:14

Именно, что следует (+)

Здравствуйте, Алл

> Так ведь из скудного имеющегося отрывка и не следует, кстати, что он служил инж.путей сообщения. А следует, только, что окончил Институт Корпуса путей сообщения.
>И думаю тогда все ж тоже была какая-то свобода трудоустройства?
Никакой "свободы трудоустройства" при Н1 не существовало.

"с 1829г. возводил шлюзы на пороге Люйцы р.Сяси Свирского канала, бечевники по р.Свири и Свирице, строил дома и склады на р.Волхове и Сяси. Указом от 6 августа 1837г. откомандирован в Н.Новгород для выполнения высочайше утвержденных градостроительных работ.
В 1838г. разработал детальные чертежи и возводил Лыкову дамбу."
И именно "Путей сообщения", со специализацией "внутренний водный транспорт". "Гидротехник" он был как минимум до 1840г.

>обеспечения снабжения с моря?
А никак он этим помочь не мог, ибо в тех местах, даже в нашу пору никаких "солидных" портов нет. А уж в те времена! Разгрузка с "кораблей и судов", до самого начала 20 века происходила "на внешнем рейде", с доставкой на берег "судовыми средствами, с привлечением местных лодок".
> Не сведущ, не подскажите ли, а как при Ник.Павловиче, дела обстояли с призывом специалистов (не путейцев) в армию (оф. запаса?)?
А небыло таковых, по этому никак и не обстояло. Они "чиновники", "Фрунта незнают". Да и кого кроме "путейцев" призывать? :-)) "Горного" или "Лесного" Ведомства? :-)) Это то хоть "построенны на военных основаниях" :-))

> Про источник. Приведу позже, уже обещал.
>С уважением, Виктор.

Взаимно,
Александр
"ходя по минному полю именуемому VIF2NE надо тщательнеЕ быть в формулировках.