От А.Никольский
К All
Дата 02.02.2006 20:51:52
Рубрики Стрелковое оружие; Локальные конфликты; Искусство и творчество;

Снят худ.фильм о военно-техническом сотрудничестве

Рецензия на это кино в нашей газете

Раскидистый калашников
В фильме “Оружейный барон” поровну оригинальности и банальности
Юрий Гладильщиков
Для Ведомостей
02.02.2006, №17 (1544)

добавить отзыв письмо в редакцию только текст
Можно было заранее догадаться, что выходящий у нас сегодня фильм “Оружейный барон” (в оригинале Lord of War) окажется нерядовым. Его постановщик Эндрю Никкол прославился как автор сценария философской сатиры “Шоу Трумана” и режиссер футуристической антиутопии “Гаттака”. Для голливудского итальянца Николаса Кейджа (который тут еще и продюсер) роль американского украинца Юрия Орлова тоже нестандартна. Однако впечатление фильм оставляет двойственное.

С первых секунд “Оружейный барон” изумляет тщательной продуманностью и цветовой выверенностью каждого кадра. По голливудским стандартам фильм про судьбу подпольного магната, поставлявшего оружие во все горячие точки, следовало снимать бесхитростно, разоблачительно и в лоб, тупо притворяясь, будто съемки документальные. Ожидать, что антивоенный (точнее, антиоружейный) фильм получится маньеристским, было нельзя никак. Чего стоит один только законченный мини-фильм на фоне начальных титров — о печальной доле одной конкретной пули, от ее рождения на заводе до транспортировки в Африку, короткой жизни в магазине калашникова, мгновенного звездного выхода в свет после нажатия спускового крючка и смерти в мозгах какого-то малого, в чей лоб пуля и угодила.

Столь же сложно было предположить, что это будет фильм не о негодяе без моральных принципов, а о неправильном выборе профессии. “Оружейный барон” — портрет нормального человека, который просто-напросто понял к тридцати годам, что не желает вести тривиальную жизнь (в данном случае на Брайтон-Бич, куда его украинская семья, прикинувшись еврейской, перебралась еще в глубоко советские годы). Персонажу, этому самому Юрию Орлову в исполнении Кейджа, сочувствуешь уже потому, что весь фильм — иллюстрация к его непрерывному и откровенному внутреннему монологу, попытке объяснить себя и объясниться с миром.

Персонаж по фамилии Орлов понадобился режиссеру Никколу вовсе не в качестве “плохого русского парня”. Он на редкость старательно избегает упоминания России. Ему просто нужен был человек из экс-СССР, в силу корней и связей получивший доступ к оружейным развалам бывшей социалистической империи.

Закончим о плюсах. Фильм занятен информативно. Например, впечатляет факт, что в мире не было ничего прибыльнее калашникова образца 1947 года. Или: “Сегодня на земле один ствол на двенадцать человек, — сообщает Орлов, цинично добавляя: — Вопрос в том, как вооружить одиннадцать оставшихся”. Фильм вообще впечатляет афоризмами. Из Орлова же: “Без меня некоторые страны просто не могли бы начать приличную войну”. По-хорошему смешно и то, что Орлов периодически переходит на русский — жаль, что наш зритель будет лишен этого в прокатном дублированном варианте.

Есть и эффектные сцены. Например, та, когда африканское население за ночь полностью (показано ускоренной съемкой) разбирает-разворовывает на части фюзеляж огромного, севшего в пустынном месте, грузового самолета. Надо заметить, вольно или невольно африканские эпизоды фильма отдают толикой расизма. Но, вероятно, есть сермяжная правда в том, что именно те, кто называет себя сегодня в Африке борцами за свободу, и есть типичные дикари — только с калашниковыми.

На том перейдем к минусам. Ляпов почти нет. Если не считать того, что в 1989-м, еще до развала СССР, у персонажа Кейджа имеется украинский паспорт. Зато в 1992-м, уже после развала, дядя персонажа, продажный украинский генерал, почему-то появляется в кадре на фоне портрета Ленина и звучащего нынешнего гимна России. (В скобках заметим, что играющий дядю Евгений Лазарев, чья роль сводится к тому, что он, кретин-солдафон-матерщинник, смело и громко произносящий слова на “х” и “б”, — одно из самых печальных впечатлений от фильма. Право, некоторые из наших народных, особенно уехавших, в голливудском кино, как пионеры, на все и всегда готовы. В России они, особенно при новых нормальных гонорарах, явно были бы разборчивее в выборе ролей.)

Еще хуже — ходы-банальности, многие из которых будут, впрочем, казаться развесистой клюквой только нашей аудитории. Чего стоит звуковой ряд фильма: упомянутый гимн СССР, “Эй, ухнем”, “Очи черные” и — ну, догадайтесь! — “Лебединое озеро”.

Хуже всего, как ни странно, в конечном счете срабатывает именно художественность фильма. “Оружейный барон” оказывается слишком придуманным, литературным — или, если хотите, театральным. И скатывается в идейную банальность. Жизнь неизбежно накажет и героя, и всех, кто имел с ним антигуманное дело. Дядя-генерал — непременно алкоголик, которого конкуренты — тоже штамп — взрывают в машине (небольшой секрет для сюжета — можно и раскрыть). Брат героя — непременно наркоман. Жена — непременно модель, причем — опять штамп — восстающая против мужа, когда узнает о том, что весь достаток семьи замешен на крови. Короче, смысл фильма в том, что вторая, подпольная, жизнь Орлова начинает подминать под себя и губить ту первую, частную, во имя которой и была затеяна. По мне, это прямолинейно. И, право, в финале “Оружейного барона” хочется посмотреть что-то менее артистическое — тупо документальную картину о том, кто же на самом деле те люди, которые продолжают продавать оружие в горячие точки, причем — для полноты бизнеса — обеим проливающим кровь сторонам

От музыкант
К А.Никольский (02.02.2006 20:51:52)
Дата 03.02.2006 16:22:07

Re: Снят худ.фильм...


>Столь же сложно было предположить, что это будет фильм не о негодяе без моральных принципов, а о неправильном выборе профессии. “Оружейный барон” — портрет нормального человека, который просто-напросто понял к тридцати годам, что не желает вести тривиальную жизнь (в данном случае на Брайтон-Бич, куда его украинская семья, прикинувшись еврейской, перебралась еще в глубоко советские годы). Персонажу, этому самому Юрию Орлову в исполнении Кейджа, сочувствуешь уже потому, что весь фильм — иллюстрация к его непрерывному и откровенному внутреннему монологу, попытке объяснить себя и объясниться с миром.

Увы, но сей достойный сюжетец уже был использован дядей Н.Кейджа - Ф.Копполой. "Крестный отец 1,2,3" Хоть и не блещет душераздирающими описаниями одинокой пули, все-таки поглавнее будет этого новодела. Хотя и в том и в другом случае мораль фильма спорная. Америкосы любят воспевать своих братков, видимо такая у них культурная парадигма.

От Ktulu
К музыкант (03.02.2006 16:22:07)
Дата 03.02.2006 17:42:32

Ну так у Австралии всего два национальных героя

Причём один из них - жеребец (в смысле лошадь), а другой - бандит.

> Америкосы любят воспевать своих братков, видимо такая у них культурная парадигма.

--
Алексей


От SadStar3
К Ktulu (03.02.2006 17:42:32)
Дата 06.02.2006 02:56:21

Это который "Братья Келли"? (-)


От Ktulu
К SadStar3 (06.02.2006 02:56:21)
Дата 06.02.2006 11:00:15

Да, Ned Kelly. (-)


От Кирасир
К музыкант (03.02.2006 16:22:07)
Дата 03.02.2006 16:33:01

Справедливости ради, "культурная парадигма" (+)

Приветствую всех!

по "воспеванию братков" у нас постарше будет. От "Жили десяток разбойников, жил Кудеяр-атаман" до "Спокойно, Маша, я Дубровский".


>Увы, но сей достойный сюжетец уже был использован дядей Н.Кейджа - Ф.Копполой. "Крестный отец 1,2,3" Хоть и не блещет душераздирающими описаниями одинокой пули, все-таки поглавнее будет этого новодела. Хотя и в том и в другом случае мораль фильма спорная. Америкосы любят воспевать своих братков, видимо такая у них культурная парадигма.
http://voenavto.almanacwhf.ru WBR Андрей Судьбин aka Kirasir

От Никита
К Кирасир (03.02.2006 16:33:01)
Дата 03.02.2006 17:45:07

Справедливости ради культурная парадигма в Америке менялась.

В момент расцвета мафии - во времена сухого закона одно. Когда их прижали - другое, после того, как мафия и их деньги глубже проникли в бизнесс - опять за старое.

Культурная парадигма в Америке, по крайней мере у белых, куда круче замешана на религии.

От музыкант
К Кирасир (03.02.2006 16:33:01)
Дата 03.02.2006 16:57:39

Re: Справедливости ради,...

>Приветствую всех!

>по "воспеванию братков" у нас постарше будет. От "Жили десяток разбойников, жил Кудеяр-атаман" до "Спокойно, Маша, я Дубровский".

Всё-таки Дубровский типичный герой эпохи романтизма. Да и бандитствовал он не из-за материальных благ ,а скорее из-за мести. Так скать по движению души. А американцы считают( и не без основания) предками своими разный уголовный сброд(см. "Однажды на диком западе" Серджо Леоне).
Вот он десяток другой людишек загубил( не из-за злобы своей ,но в силу непереносимых жизненных обстоятельств),а по ночам мучается, не спит, душа болит. Жалко парня.

От Warrior Frog
К Кирасир (03.02.2006 16:33:01)
Дата 03.02.2006 16:50:07

А как же тогда быть с "Робин Гудом" :-)) (+)

Здравствуйте, Алл
>Приветствую всех!

>по "воспеванию братков" у нас постарше будет. От "Жили десяток разбойников, жил Кудеяр-атаман" до "Спокойно, Маша, я Дубровский".

А Дубровский - это "позняя отрыжка" германских "романтиков" конца 18 начала 19 веков, типичный из них "Разбойники" Шиллера (А.С Пушкину несомненно известный).

WBR Андрей Судьбин aka Kirasir
"ходя по минному полю именуемому VIF2NE надо тщательнеЕ быть в формулировках.

От Кирасир
К Warrior Frog (03.02.2006 16:50:07)
Дата 03.02.2006 17:09:55

А что, Робин Гуд - американец?:о))) (+)

Приветствую всех!

собственно, я не о том. Я о том, что копание в потемках души людей, нарушающих закон, вполне в рамках культурной традиции - в том числе, и русской.

>Здравствуйте, Алл
>>Приветствую всех!
>
>>по "воспеванию братков" у нас постарше будет. От "Жили десяток разбойников, жил Кудеяр-атаман" до "Спокойно, Маша, я Дубровский".
>
>А Дубровский - это "позняя отрыжка" германских "романтиков" конца 18 начала 19 веков, типичный из них "Разбойники" Шиллера (А.С Пушкину несомненно известный).

> WBR Андрей Судьбин aka Kirasir
>"ходя по минному полю именуемому VIF2NE надо тщательнеЕ быть в формулировках.
http://voenavto.almanacwhf.ru WBR Андрей Судьбин aka Kirasir

От музыкант
К Кирасир (03.02.2006 17:09:55)
Дата 03.02.2006 17:21:27

Re: А что,...

>Приветствую всех!

>собственно, я не о том. Я о том, что копание в потемках души людей, нарушающих закон, вполне в рамках культурной традиции - в том числе, и русской.

Увы, но только американцы первыми догалались возвести Убийц на пьедестал, а внизу крупными буквами написать- Нац. герой. Нарушал закон в силу жизненных обстоятельств. И получается что если ты убиваеш из-за каких-то абстрактных принципов то это плохо, а если из практических, то вроде и ничего.

От Кирасир
К музыкант (03.02.2006 17:21:27)
Дата 03.02.2006 17:36:35

Отнюдь. (+)

Приветствую всех!

традиции героизации убийц у нас, по крайней мере, сотни лет. Хотите - я вам русских народных песен из фольклорных сборников экранов на 20 накопипастю? Причем именно просто душегубов, котрые награбленное обычно тратит на кабак и девок, то есть веселятся «на полную катушку». Да и с тем же Пугачевым, например, все совсем не так просто. Вы почитайте подряд "Капитанскую дочку" и "Историю пугачевского бунта", и подумайте, почему в этих двух книгах одного автора - такие разные Пугачевы получаются....


>>Приветствую всех!
>
>>собственно, я не о том. Я о том, что копание в потемках души людей, нарушающих закон, вполне в рамках культурной традиции - в том числе, и русской.
>
>Увы, но только американцы первыми догалались возвести Убийц на пьедестал, а внизу крупными буквами написать- Нац. герой. Нарушал закон в силу жизненных обстоятельств. И получается что если ты убиваеш из-за каких-то абстрактных принципов то это плохо, а если из практических, то вроде и ничего.

А что, наоборот - лучше?

http://voenavto.almanacwhf.ru WBR Андрей Судьбин aka Kirasir

От музыкант
К Кирасир (03.02.2006 17:36:35)
Дата 03.02.2006 18:06:47

Re: Отнюдь.

>Приветствую всех!

>традиции героизации убийц у нас, по крайней мере, сотни лет. Хотите - я вам русских народных песен из фольклорных сборников экранов на 20 накопипастю? Причем именно просто душегубов, котрые награбленное обычно тратит на кабак и девок, то есть веселятся «на полную катушку».
Фольклор в данном случае не показатель. В нем любую сермяжную правду жизни найти можно- это мы проходили. Вопрос всё-таки в другом - писатель или режиссер хоть и опираются на фольклор ,люди другого круга нежели крестьяне и люмпенизированные жители городов. И ценности жизненные другие. Одно дело песни под забором петь по принципу-"Что вижу о том и пою",другое после 15-20 лет обучения кино снимать и книжки писать.
Надо отдать должное соц. реалистам - положительными бандитами становились только те, кто нес деньги в партийную кассу, хотя возможность свалить всё на невыносимые условия жизни при царизме была.

От Begletz
К А.Никольский (02.02.2006 20:51:52)
Дата 03.02.2006 03:31:05

Re: Снят худ.фильм

>Из Орлова же: “Без меня некоторые страны просто не могли бы начать приличную войну”.<

Вспомнилось из Роберта Баера, когда он у какого-то боевика в Ливане брал интервью после ихней гражданской войны: "Да я больше людей убил, чем ваш поганый линкор Нью-Джерси!"

От Alex Medvedev
К А.Никольский (02.02.2006 20:51:52)
Дата 02.02.2006 23:55:27

Автор фильм смотрел на перемотке?

>Столь же сложно было предположить, что это будет фильм не о негодяе без моральных принципов, а о неправильном выборе профессии. “Оружейный барон” — портрет нормального человека, который просто-напросто понял к тридцати годам, что не желает вести тривиальную жизнь (в данном случае на Брайтон-Бич, куда его украинская семья, прикинувшись еврейской, перебралась еще в глубоко советские годы).

Вообще-то по фильму бизнесом этим он занялся, поскольку это была самое прибыльное дело из криминальных о чем он сам и говорит. Ибо папино кафе миллионы заработать не сулило.

>Ему просто нужен был человек из экс-СССР, в силу корней и связей получивший доступ к оружейным развалам бывшей социалистической империи.

Ну да, а конкурента-ex-црушника, который чуток опоздал к раздаче оружия с украинских складов автор рецензии забыл?


>Есть и эффектные сцены. Например, та, когда африканское население за ночь полностью (показано ускоренной съемкой) разбирает-разворовывает на части фюзеляж огромного, севшего в пустынном месте, грузового самолета.

Суть сцены вообще-то в том, что истребители Бюро по контролю за табаком и оружием (уже смешно) перехватывают его самолета над Африкой и чтобы не сесть в тюрьму он сажает самолет на дорогу и раздает все оружие прохожим неграм. А разборка самолета это уж так себе сцена...

>Надо заметить, вольно или невольно африканские эпизоды фильма отдают толикой расизма. Но, вероятно, есть сермяжная правда в том, что именно те, кто называет себя сегодня в Африке борцами за свободу, и есть типичные дикари — только с калашниковыми.

Батиста борц за свободу?!! Что курил автор рецензии когда смотрел фильм?


>На том перейдем к минусам. Ляпов почти нет.

Ляпов навалом. Одна сцена когда агент из Бюро в 1991 году с оружием в руках пытается угрожать советскому генералу оружием и арестом в советском порту, чего стоит. Или тот же Батиста лично приезжающий куда-то на перекресток в саванне, чтобы купить два грузовика с автоматами и гранатами. "Я плакалъ". Это же не Гарлем все-таки...

>хочется посмотреть что-то менее артистическое — тупо документальную картину о том, кто же на самом деле те люди, которые продолжают продавать оружие в горячие точки, причем — для полноты бизнеса — обеим проливающим кровь сторонам

Фильм нудный, малоинтересный и полный ляпов а-ля "водка-матрешка-перестройка".

От Adam
К А.Никольский (02.02.2006 20:51:52)
Дата 02.02.2006 21:25:17

Хорошая рецензия! (-)