От Colder
К tsa
Дата 30.05.2001 13:44:39
Рубрики Прочее; Современность; ВВС; Политек;

Попробую кое-что вспомнить из сабжа

>ИМХО по Боингу поступили неверно. Надо было сразу сказать: "Залетел-сбили. И нехера летать там где не положено".
>Нет, блин. Начали сначала скрывать, потом оправдываться. Естественно всё "прогрессивное общечеловечество" нас гуано закидало.

Согласен с ИМХО. Но усугублю - сбили с большим запозданием, так что самолет упал ЗА пределы тервод, что дало потом основания для утверждений, что само сбитие уже имело место в международном воздушном пространстве. Со всеми вытекающими.

>Естественно, что после этого,да ещё при Горбаче, ни у кого духу не хватило отдать приказ на сбитие.

А вот тут моя память входит в противоречие, хе-хе.
Дело в том, что по ВУС я именно ПВОшник, и сразу после полета Руста меня схватили на месячные сборы (именно как следствие!). И на этих сборах нам подробно рассказывали сабж как это понимали сами офицеры ПВО. Сейчас за давностью лет все не вспомню, но кое-что отложилось в памяти:
Никаких ухищрений Руст не предпринимал - летел строго по коридору для гражданских самолетов. Единственная помеха - полет почти полностью проходил в условиях сплошной облачности, что оказалось очень важно. Засекли его немедленно и тут же подняли в воздух истребитель. Тот опознал самолет Руста как гражданский и, после отказа подчиниться приказу на приземление, запросил приказ на сбитие. (Кстати, по инструкции сбивать гражданский самолет могла только ИА - не ЗРВ!). И вот тут-то все и началось... Согласно инструкции, в случае нарушения гражданским самолетом подтверждение приказа на сбитие должно было быть (сейчас не знаю) из Москвы. Реально на это уходило до 2 часов. В случае сабжа ситуация была усугублена тем, что был выходной, и нужного начальника в Москве долго не могли найти (и не надо говорить, что, мол, оперативный дежурный на месте круглосуточно - это в теории, а на практике...).
Истребитель так долго сопровождать низкоскоростной самолетик не мог, и, по исчерпанию топлива в баках, пошел на посадку.
Дальше самолет Руста действительно потеряли, поскольку покрытие РЛС не сплошное, и, сразу после приграничной зоны есть большие неохваченные зоны.
В командовании ПВО начались большие разборки, что же на самом деле видел летчик (который, кстати, для прикрытия пятой точки сразу после посадки подал письменный рапорт, что ему очень помогло при раздаче слонов). Которые (разборки) ни к чему не привели, пока Руст не подлетел к Москве. ПВО Москвы трехслойная, и тут Руста опять засекли практически сразу. Поднялся большой переполох, теперь уже вызвонили всех шишек, опять подняли в воздух истребитель и стали наводить на нарушитель. Но!!! Ввиду крайней экстраординарности ситуации в процесс наведения шишки вмешались непосредственно (извините, конкретные фамилии сейчас не помню - но, клянусь, майор, командир дивизиона их называл), а, будучи "маменькими сынками" ((С) того майора) и "не прослужив полевыми офицерами ни дня" ((С) того же офицера), они просто не сумели навести истребитель на самолетик Руста в условиях облачности!!! "Ну извини. Ну не получилось". Кстати, именно по этим словам почувствовалось, что в войсках нешуточный конфликт между офицерами "с земли" и белой костью "маменьких сынков". Вот Руст и сел...

Что еще запомнилось? Тот же офицер рассказывал, что случай с Рустом отнюдь не уникален (я имею в виду несанкционированный пролет, а не посадку на Красной площади). Такие случаи бывали (хоть и не косяком), просто их умели замять. В некоторых случаях выяснялось, что самолет - нарушитель только после его исчезновения за пределами воздушного пространства СССР... Правда, имело место это над югом России, где нет важных ракетных баз. В качестве примера приводился случай, когда на территории СССР посадил самолетик сын министра нефти Ирана в пьяном виде (!!! - это во времена-то Аятоллы!).

Все вышеперечисленное рассказываю по памяти. Кстати, сборы проходил в Джубге - райское место на дороге по пути из Сочи в Новороссийск.

>С уважением tsa.
Взаимно, Colder

От NetReader
К Colder (30.05.2001 13:44:39)
Дата 30.05.2001 14:19:33

Re: Попробую кое-что...

Одноклассник мой попал в ПВО под Москвой почти сразу после пролета Руста. Так вот, всю систему ПВО дрючили нещадно еще целый год после этого, комиссии и проверки шли раз в месяц и чаще. Поменяли почти все руководство, а дежурный по ЦКП якобы пошел под суд. По деталям пролета, из разговоров с офицерами, можно понять, что Руста засекли на границе, подняли самолет, а потом потеряли. В московской зоне его засекали несколько раз (но не вели постоянно), но никто не догадался увязать нарушение границы ТАМ с засечками ТУТ. Поэтому никаких действий по перехвату не предпринималось (посчитали, что ложная тревога, что не редкость). Шел он, действительно, почти по прямой, открыто, но довольно низко (не выше 100м). Просто летел вдоль шоссе или железки, чтоб не потеряться.

От Петров Борис
К NetReader (30.05.2001 14:19:33)
Дата 30.05.2001 15:11:13

Еще из той передачи

Из слов ПВО-шников:
1) вели практически все время по радару
2) где-то в Подмосковье Руст осуществлял посадку примерно на час, в результате этого его и потеряли надолго, но потом снова засекли
3) Бомбили звонками центр, но те отмазывались, типа - по обстановке действуйте, вам на месте виднее, сбивать или нет
4) Высота полета была около 60 метров, с обтеканием рельефа. По мнению ПВО-шников - отрабатывал возможный маршрут полета крылатых ракет.
5) Сам РУСТ закончил какой-то хитрый аэроклуб, пр НАТОвской военно-воздушной базе. Оплачивало обучение то ли НАТО, то ли еще какя структура, но не он сам.




>Одноклассник мой попал в ПВО под Москвой почти сразу после пролета Руста. Так вот, всю систему ПВО дрючили нещадно еще целый год после этого, комиссии и проверки шли раз в месяц и чаще. Поменяли почти все руководство, а дежурный по ЦКП якобы пошел под суд. По деталям пролета, из разговоров с офицерами, можно понять, что Руста засекли на границе, подняли самолет, а потом потеряли. В московской зоне его засекали несколько раз (но не вели постоянно), но никто не догадался увязать нарушение границы ТАМ с засечками ТУТ. Поэтому никаких действий по перехвату не предпринималось (посчитали, что ложная тревога, что не редкость). Шел он, действительно, почти по прямой, открыто, но довольно низко (не выше 100м). Просто летел вдоль шоссе или железки, чтоб не потеряться.
Борис

От NetReader
К Петров Борис (30.05.2001 15:11:13)
Дата 30.05.2001 17:06:12

Re: Еще из...

>Из слов ПВО-шников:
>1) вели практически все время по радару
>2) где-то в Подмосковье Руст осуществлял посадку примерно на час, в результате этого его и потеряли надолго, но потом снова засекли
>3) Бомбили звонками центр, но те отмазывались, типа - по обстановке действуйте, вам на месте виднее, сбивать или нет

Гнилые отмазки это :) "Вести по радару" его не могли, нет таких радаров "от Москвы до самых до окраин". Вести могли по планшету в ЦКП, куда стекается вся инфа из зон ответственности, но это и есть Центр, куда звонить-то? Министру обороны или генсеку? Кроме того, сбивать легкомоторные самолеты было, вроде бы, запрещено.

>4) Высота полета была около 60 метров, с обтеканием рельефа. По мнению ПВО-шников - отрабатывал возможный маршрут полета крылатых ракет.

Угу. Под прикрытием электричек :)

>5) Сам РУСТ закончил какой-то хитрый аэроклуб, пр НАТОвской военно-воздушной базе. Оплачивало обучение то ли НАТО, то ли еще какя структура, но не он сам.

Ну это полная пурга. У Руста налет был порядка 20ч, и даже летную лицензию он не успел получить. Сразу махнул в Москву. Типичный воздушный хулиган :)


От Петров Борис
К NetReader (30.05.2001 17:06:12)
Дата 30.05.2001 17:39:58

Re: Еще из...


>>Из слов ПВО-шников:
>>1) вели практически все время по радару
>>2) где-то в Подмосковье Руст осуществлял посадку примерно на час, в результате этого его и потеряли надолго, но потом снова засекли
>>3) Бомбили звонками центр, но те отмазывались, типа - по обстановке действуйте, вам на месте виднее, сбивать или нет
>
>Гнилые отмазки это :) "Вести по радару" его не могли, нет таких радаров "от Москвы до самых до окраин". Вести могли по планшету в ЦКП,

может и по планшету. я в ПВО как свинья в апельсинах. Но там вроде про региональный какой-то центр стекалась инфа, а звонили в стольный град.

куда стекается вся инфа из зон ответственности, но это и есть Центр, куда звонить-то? Министру обороны или генсеку? Кроме того, сбивать легкомоторные самолеты было, вроде бы, запрещено.

>>4) Высота полета была около 60 метров, с обтеканием рельефа. По мнению ПВО-шников - отрабатывал возможный маршрут полета крылатых ракет.
>
>Угу. Под прикрытием электричек :)

>>5) Сам РУСТ закончил какой-то хитрый аэроклуб, пр НАТОвской военно-воздушной базе. Оплачивало обучение то ли НАТО, то ли еще какя структура, но не он сам.
>
>Ну это полная пурга. У Руста налет был порядка 20ч, и даже летную лицензию он не успел получить. Сразу махнул в Москву. Типичный воздушный хулиган :)

Говорилось, что поболе. Мол, по бамажке - да. Но кто-то из летчиков испытателей там высказался - сказал - херня. Так летать и сажать - другой налет. Часов эдак 600.


Борис

От alex
К Colder (30.05.2001 13:44:39)
Дата 30.05.2001 14:16:41

Несколько копеек

>Никаких ухищрений Руст не предпринимал - летел строго по коридору для гражданских самолетов.

Судя по карте, которая висела на нашем КП, просто по прямой (почти). Честно, не помню, совпадала ли линия с какой-либо из трасс.
Насчёт коридоров для гражданских судов и (ниже) неохваченных зон: не раз помю крик в сторону группы контроля: "Что это за фигня летит из Мухосранска в Нижнедрищенск?!" - это, если маршрут такой фигни не нарисован на планшете контроля.

>Засекли его немедленно и тут же подняли в воздух истребитель.

Нам говорили, что засекли его ещё пограничники. Якобы, они секут плавающие цели, а Руст летел очень низко. Наши просто не ждали цель на такой высоте.

> Тот опознал самолет Руста как гражданский

Поначалу вообще передал, что вертолёт.


> нужного начальника в Москве долго не могли найти

Думали сначала, что нужный - оперативный дежурный ЦКП, тот подумал, что нужный - главком, тот подумал ...
Это нам снизу кажется, что цепочка конечная и есть главный начальник. Он, конечно, есть, но не всегда :о(

>Дальше самолет Руста действительно потеряли, поскольку покрытие РЛС не сплошное, и, сразу после приграничной зоны есть большие неохваченные зоны.

Не верю. Покажите карту (гриф "секретно"). Между Балтикой и Москвой неохваченные зоны? Большие?
Это у меня большие сомнения в существовании таких зон в тех местах.

>в войсках нешуточный конфликт между офицерами "с земли" и белой костью "маменьких сынков".

А в каких войсках и когда его не было?


>Что еще запомнилось? Тот же офицер рассказывал, что случай с Рустом отнюдь не уникален (я имею в виду несанкционированный пролет, а не посадку на Красной площади).

Такая байка была в ПВО:
Финн, лётчик-любитель, на таком же аппарате, что Цессна, заблудился в облаках. С рацией у него была какая-то беда. Когда в разрыве облаков увидел аэродром, приземлился. Это оказался аэродром Петрозаводска.

От Colder
К alex (30.05.2001 14:16:41)
Дата 30.05.2001 15:37:24

Еще алтынчик

>Судя по карте, которая висела на нашем КП, просто по прямой (почти). Честно, не помню, совпадала ли линия с какой-либо из трасс.

Во-во - по прямой! Командир нам говорил, что совпадала.

>>... сразу после приграничной зоны есть большие неохваченные зоны.
>
>Не верю. Покажите карту (гриф "секретно"). Между Балтикой и Москвой неохваченные зоны? Большие?
>Это у меня большие сомнения в существовании таких зон в тех местах.

А в чем вообще-то сомнения? В том, что радиолокационное поле над СССР было не сплошным? Дык поддержать его сплошным немеряных денюжек стоит (чай, не Люксембург). Да и смысла особого нету. Достаточно иметь такое поле на угрожаемых направлениях и вокруг особо важных объектов. А расстояние между Балтикой и Москвой не такое уж малое (это только кажется, что маленькое, на самом деле из Петербурга в Москву на обычном поезде больше 6 часов ехать надо :))).

>>в войсках нешуточный конфликт между офицерами "с земли" и белой костью "маменьких сынков".
>А в каких войсках и когда его не было?

Лично меня поразил накал.

От NetReader
К alex (30.05.2001 14:16:41)
Дата 30.05.2001 14:39:13

Re: Несколько копеек

>Такая байка была в ПВО:
>Финн, лётчик-любитель, на таком же аппарате, что Цессна, заблудился в облаках. С рацией у него была какая-то беда. Когда в разрыве облаков увидел аэродром, приземлился. Это оказался аэродром Петрозаводска.

Так финны регулярно и сознательно шныряли туда-сюда. Контрабас возили и пассажиров. Места там глухие. Несколько лет назад читал воспоминания одного рокера на тему "как я ездил из СССР в Швецию и обратно" (это он на концерт, что ли, ездил, с помощью финских летунов). В общем, было довольно правдоподобно описано :)

От alex
К NetReader (30.05.2001 14:39:13)
Дата 30.05.2001 14:44:24

ИМХО, между сопками можно было пробраться

Чуть ли не в первую годовщину Руста один урод, опять на Цессне, залетел на Кольский. Шёл между сопками. Засекли только одну отметку. С той стороны его тоже потеряли. Радиоперехват слушал, как его вызывают, мол, не видим тебя. А он молчал, только за несколько километров до границы при возвращении сообщил, мол, вижу границу. А с той стороны: "Рашен, хо-хо!"