От Dyakov
К All
Дата 15.03.2006 00:36:12
Рубрики WWII; Артиллерия;

О чем спросить самоходчика?

HI!
Извините за сумбурность.
- Сегодня совершенно случайно разговаривал с командиром СУ-76. 1925 года рождения, потерял две самоходки. Горел во второй - 8 месяцев госпиталей.
- Из краткого рассказа -пистолет был только у командира (то есть у него), ППШ прикреплен на борту, но всегда в самоходке были немецкие МР и МГ-42 (на это он обратил внимание) - nак как очень много проблем было с немецкой пехотой.
- В боекомплекте 11 подкалиберных, остальные 49 осколочные, не осколочно-фугасные, а просто осколочные, на это он тоже обратил внимание, что они могли обстреливать только открыто установленные орудия.
- В 00 часов 1 января 1945 года подняли ствол на 45 градусов и выстрелили по Восточной Пруссии. Легли спать. В 2.00 расположение обстреляли немецкие шестиствольные минометы. Теперь у них Новый год.
Dyakov.
P.S. Есть ли у нас на форуме краткий опросной лист - что и как у ветерана спрашивать - обучение, часть, первый день на фронте, бои, питание, обмундирование, противник.... Как бы спросить больше и с большей точностью?

От alexk
К Dyakov (15.03.2006 00:36:12)
Дата 18.03.2006 03:34:34

Воспоминания самоходчика

Может кто не видел, есть интересные воспроминания, живым языком:

--------------
"САМОХОДЧИК" (воспоминания Н.И Близнюка)
Опубликовано в газете "Дуэль", 2003 год, номера с 32(329) по 37(334).
http://www.duel.ru/200332/?32_6_1
http://www.duel.ru/200333/?33_6_1
http://www.duel.ru/200334/?34_6_1
http://www.duel.ru/200335/?35_6_1
http://www.duel.ru/200336/?36_6_1
http://www.duel.ru/200337/?37_6_1

От ZaReznik
К Dyakov (15.03.2006 00:36:12)
Дата 15.03.2006 20:32:29

авиационно-ПВОшные вопросы

Как часто видели немецкие самолеты? Попадали ли "под раздачу" (штурмовики, бомбардировщики)?
Несли ли потери от авиаатак?
Атаковали ли их на марше? Если да, то как обеспечивалась ПВО?

Ну и по нашим. Доводилось ли ему видеть результаты "работы" Ил-2? Если да, то как их оценивает?

От Pavel
К Dyakov (15.03.2006 00:36:12)
Дата 15.03.2006 14:10:02

По потерям(+)

Доброго времени суток!
Ветеран водитель-артиллерист мне рассказывал, что проезжая по местам прошедших боев чаще всего видели подбитые СУ-76.Как ваш знакомый это прокоментирует, действительно ли они были менее живучи, чем другие САУ/танки или их менее оперативно эвакуировали/ремонтировали, как вообще была поставлена ремонтно-восстановительная служба.
С уважением! Павел.

От swiss
К Pavel (15.03.2006 14:10:02)
Дата 15.03.2006 14:58:46

И по людям

>Доброго времени суток!
>Ветеран водитель-артиллерист мне рассказывал, что проезжая по местам прошедших боев чаще всего видели подбитые СУ-76.Как ваш знакомый это прокоментирует, действительно ли они были менее живучи, чем другие САУ/танки или их менее оперативно эвакуировали/ремонтировали, как вообще была поставлена ремонтно-восстановительная служба.

При попадании в машину - насколько часто она загоралась. И как там было с покиданием подбитой/загоревшейся машины (особенно у механика-водителя). Сравнение с другими типами танков и самоходок (даже на уровне слухов).

От Dyakov
К swiss (15.03.2006 14:58:46)
Дата 15.03.2006 16:31:42

Re: И по...

HI!
>>>>>>При попадании в машину - насколько часто она загоралась. И как там было с покиданием подбитой/загоревшейся машины (особенно у механика-водителя).
Вчера разбирали с ним его последний бой - они на СУ-76 шли с пехотой по лощине - на пригорке появилась немецкая самоходка (я к следующей беседе постараюсь подобрать силуеты самоходок, но мне кажется "хетцер"?)- его наводчик выстрелил трижды, все три промаха. Командир (рассказчик) пересел на место наводчика выстрелил и последнее что увидел в прицел попадание в маску самоходки.
Удар!
И пехотинцы катают его, тушат на снегу.
Другая самоходка которую они не увидели попала в них - у наводчика, который сидел на его месте оторвало голову, командира обрызгало бензином из баков - сильно обгорело лицо и кисти рук и выбросило из СУ-76.
Одет был в полушубок, ватные штаны, валенки - все забрызгалось бензином от взрыва, но его спасла пехота.
Механик водитель (1927 года рождения, то есть 17 летний) выскочил из СУ-76, не горел, но в момент попадания снаряда получил осколок в спину в лопатку, ему этот вытащили из спины еще до оказания профессиональной врачебной помощи. Короче тут же раздели и выдернули из спины.
Заряжающий пропал.
Командира это волнует до сих пор - они наступали, то есть поле боя осталось за нашими, немецкой пехоты вблизи не было, некоторое время они были у горевшей СУ-76, затем на том месте где проводилась первичная обработка и сортировка раненых. Командир видеть не мог - сгорело лицо, но эвакуировали в госпиталь не сразу, механик был с ним все это время и заряжающего не нашли. В Су-76 было тело наводчика без головы, тело заряжающего не было.
Пехота уже ушла вперед, и спросить у них что же произошло он не мог.
Dyakov.

От КарАн
К Dyakov (15.03.2006 16:31:42)
Дата 15.03.2006 17:34:13

Re: И по...

>HI!
Приветствую!
>Одет был в полушубок, ватные штаны, валенки - все забрызгалось бензином от взрыва, но его спасла пехота.

В повести Колесова командир отчитывает наводчика и заряжающего за замасленные ватники и штаны: "сгорите ведь, не потушим!" и заставляет их чистить.
Нельзя ли узнать, на самом деле придавалось ли этому значение или не обращали внимания?

Андрей


От swiss
К Dyakov (15.03.2006 16:31:42)
Дата 15.03.2006 17:17:16

Спасибо.

>Вчера разбирали с ним его последний бой - они на СУ-76 шли с пехотой по лощине - на пригорке появилась немецкая самоходка (я к следующей беседе постараюсь подобрать силуеты самоходок, но мне кажется "хетцер"?)- его наводчик выстрелил трижды, все три промаха. Командир (рассказчик) пересел на место наводчика выстрелил и последнее что увидел в прицел попадание в маску самоходки.

К вопросу о достоверности источников - как он через 60 лет вспомнит увиденную через прицел и опознает - StuG III/IV со "свиным рылом", Jagdpanzer IV в вариантах, Hetzer или даже Jagdpanther (чем черт не шутит?)

>Удар!
>И пехотинцы катают его, тушат на снегу.
>Другая самоходка которую они не увидели попала в них - у наводчика, который сидел на его месте оторвало голову, командира обрызгало бензином из баков - сильно обгорело лицо и кисти рук и выбросило из СУ-76.
>Одет был в полушубок, ватные штаны, валенки - все забрызгалось бензином от взрыва, но его спасла пехота.

То-есть, сразу загорелась? Если будет возможность, спросите о сравнении с другими танками по этому показателю.

>Механик водитель (1927 года рождения, то есть 17 летний) выскочил из СУ-76, не горел, но в момент попадания снаряда получил осколок в спину в лопатку, ему этот вытащили из спины еще до оказания профессиональной врачебной помощи. Короче тут же раздели и выдернули из спины.

А это к вопросу о том, что мехвод сидел между двигателем и бензобаком. Либо очень резвый, либо очень везучий.

>Заряжающий пропал.
>Командира это волнует до сих пор - они наступали, то есть поле боя осталось за нашими, немецкой пехоты вблизи не было, некоторое время они были у горевшей СУ-76, затем на том месте где проводилась первичная обработка и сортировка раненых. Командир видеть не мог - сгорело лицо, но эвакуировали в госпиталь не сразу, механик был с ним все это время и заряжающего не нашли. В Су-76 было тело наводчика без головы, тело заряжающего не было.
>Пехота уже ушла вперед, и спросить у них что же произошло он не мог.

Так его, наверное, дальше всех унесло.

От ЖУР
К Dyakov (15.03.2006 00:36:12)
Дата 15.03.2006 14:02:24

Типовые вопросы на сайте А.Драбкина

http://www.iremember.ru/questions/questions.htm

ЖУР

От Нумер
К Dyakov (15.03.2006 00:36:12)
Дата 15.03.2006 14:01:14

ещё вопросы

чем отличалось применение Су-76 от применения танков?

Были ли ситуации совместного боя с танками? Как в этом случае действовали?

как осуществлялось управление и взаимодействие?

От tsa
К Dyakov (15.03.2006 00:36:12)
Дата 15.03.2006 11:25:05

Re: О чем...

Здравствуйте !

Интересно было бы узнать о типовых целях и их пропорциях.
Т.е. как часто стреляли по пехоте, пулемётам, орудиям, БТР, танкам.
То же о применении. Как часто учствовали в артподготовках, часто стреляли ли с закрытых позиций, участвовали в котрбатарейной стрельбе, сопровождали пехоту и т.п.

С уважением, tsa.

От Евграфов Юрий
К Dyakov (15.03.2006 00:36:12)
Дата 15.03.2006 10:58:51

Re: О чем спросить

С уважением!

Вопросов просто море!
Но в первую очередь хотелось бы узнать:

Как уважаемый Ветеран оценивает свою машину:
- Любили ли её его однополчане и он лично? Считает ли он её красивой? (Желательно получить максимально развёрнутый ответ – пусть скажет всё, что захочет.)
- Боялся ли её противник? (Вопрос к тому, что на фоне многочисленных презрительных высказываний о СУ-76, в одной воениздатовской книжке мне попадалось описание боевого примера, когда противник покинул выигрышную позицию, как только к нашему атакующему подразделению присоединились всего-то две СУ-76.)
- Как он оценивает правильность применения СУ-76 со стороны командования? Если, как обычно, отрицательно, то как он считает надо было бы действовать или чего не делать.
- Крайне интересна оценка Ветераном подвижности машины. В сравнении, например, с Т-70 и Т-34.
- Ещё интересна оценка устойчивости СУ-76 при стрельбе.
- Может быть Ветеран что-то сумеет сказать в плане сравнения своей СУ-76 с САУ противника?

И последний вопрос: как осуществлялось пополнение горючим? Интересует именно организация процесса во всех подробностях. Даже такой момент, как - ощущал ли Ветеран постоянную тревожность – «подадут - не подадут горючку»?

Здоровья Вам и успехов!

От Dyakov
К Евграфов Юрий (15.03.2006 10:58:51)
Дата 15.03.2006 13:48:42

Re: О чем...

HI!
>Как уважаемый Ветеран оценивает свою машину:
>- Любили ли её его однополчане и он лично?
Любили!
Я вчера спросил у него как они относились к Су-76?
Он с гордостью ответил что очень - она у них была чистая и даже с коврами, которые они подобрали в брошенных домах.
Тут еще одна проблема возраст экипажа - 1925, двое 1926 и один 1927 года рождения. Им было всего полных 17-19 лет.
Наверное, они к ней относились как нынешняя молодежь к БМВ.
Dyakov.

От Нумер
К Dyakov (15.03.2006 13:48:42)
Дата 15.03.2006 13:59:10

Re: О чем...

Здравствуйте
>HI!
>>Как уважаемый Ветеран оценивает свою машину:
>>- Любили ли её его однополчане и он лично?
>Любили!
>Я вчера спросил у него как они относились к Су-76?
>Он с гордостью ответил что очень - она у них была чистая и даже с коврами, которые они подобрали в брошенных домах.
>Тут еще одна проблема возраст экипажа - 1925, двое 1926 и один 1927 года рождения. Им было всего полных 17-19 лет.
>Наверное, они к ней относились как нынешняя молодежь к БМВ.

Ну не чёрный бумер, так зелёный форд(двигатели, кажется - модификация двигла эмки) :)

От EVGEN
К Dyakov (15.03.2006 00:36:12)
Дата 15.03.2006 08:41:54

Re: О чем...

>- В боекомплекте 11 подкалиберных, остальные 49 осколочные, не осколочно-фугасные, а просто осколочные, на это он тоже обратил внимание, что они могли обстреливать только открыто установленные орудия.

1. Каковы были основные тактические приемы (особенно в наступлении)
2. Основные цели и методы борьбы с ними


С уважением, EVGEN!