От Паршев
К Любитель
Дата 23.03.2006 15:10:00
Рубрики 11-19 век;

Первые университеты Салерно, Болонья,

конец 11 века, но расцвет университетов - рубеж 12 и 13 вв.
Гаспаров пишет:
Менялись, наконец, культурные очаги, питавшие латинскую литературу: в XI в. это еще в значительной степени монастырские школы, наследие предшествующей эпохи, в XII в. это соборные школы в епископских городах и крупные феодальные дворы, в XIII в. — первые европейские университеты. Монастыри, соборные школы, университеты представляют собой как бы три ступени расширения и секуляризации латинской культуры Зрелого Средневековья.

Монастыри были основными культурными центрами предшествующего, раннего периода средневековой латинской литературы. Они были сильны тесным контактом с окрестной народной культурой и слабы своей замкнутостью и разобщенностью. Первое позволило им создать такие замечательные памятники скрещения народной и латинской культуры, как поэмы «Вальтарий», «Бегство пленника», «Руодлиб», любовные стихи «Кембриджских песен». Но второе обрекло их на оторванность от начинающегося культурного оживления Европы, застой и постепенную варваризацию. От застоя и варваризации их спасло вмешательство папства, поддержавшего объединение монастырей в конгрегации (клюнийскую — X в., картезианскую — XI в., цистерцианскую, премонстратскую и др. — XII в.). Но прежняя просветительская роль к ним не вернулась: уставы новых конгрегаций были пропитаны духом, враждебным всяким традициям светской культуры. Этот аскетический дух в монашестве дошел до предела в начале XIII в., когда были созданы нищенствующие ордена — францисканский и доминиканский. И здесь монашеское отречение от мира перешло, наконец, в свою противоположность — в небывало интенсивную проповедническую и научную деятельность XIII в. Однако это проповедничество оказало преимущественное влияние уже не на латинскую, а на новоязычную литературу своего времени, а богословская и философская деятельность францисканцев и доминиканцев развертывается уже не в монастырях, а в университетах.

Соборные школы стали главными культурными центрами наступившего зрелого периода латинского Средневековья. Они выступили на первый план в конце X — начале XI в. и переживали свой высший расцвет в XII в.; сеть их охватывала всю Европу (во Франции гуще, в Германии и Италии реже). Они готовили своих выпускников не к замкнутой монастырской, а к широкой общественной жизни в качестве придворных чиновников или церковнослужителей и проповедников. Для этого образовательная программа монастырских времен должна была стать шире. Монастыри давали своим ученикам, по существу, лишь начатки чтения, письма, счета и церковного пения, потом грамматику с чтением доступных авторов и с элементами остальных «благородных наук» и потом — для самых способных — индивидуальные занятия по толкованию Писания. Соборные школы дают уже полный курс семи «благородных наук» — главным образом гуманитарный «тривий» (грамматика по античным учебникам и текстам поэтов, риторика по двум трактатам Цицерона и Псевдо-Цицерона, диалектика по Боэтиевым переводам и комментариям логических трактатов Аристотеля), в меньшей степени математический «квадривий» (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Разные школы славились преподаванием разных наук; школяры, желающие обучиться наукам как можно лучше, должны

501
были переходить из школы в школу; эти «бродячие ученики» (по-латыни — ваганты) стали характерным явлением европейской культурной жизни XII—XIII вв.

Университеты появляются в Европе как раз на рубеже этих столетий. По организации они отличались от соборных школ тем, что были лишь номинально подчинены местным епископам, фактически же пользовались самоуправлением под верховным контролем папского престола. По образовательной программе они отличались тем, что курс соборных школ — «семь наук» — оставался в них лишь в качестве общеобязательного подготовительного, а над ним надстраивались новые курсы трех специализированных факультетов — медицинского, юридического и богословского. Из трех самых старых и знаменитых университетов на изучении медицины более всего сосредоточивался Салернский, на правоведении — Болонский, на богословии — Парижский. Эти перемены отражали резкое расширение круга доступных знаний и методов их усвоения, достигнутое в XII в. В век Крестовых походов с арабского языка на латинский переводятся классики греческой математики (Евклид, Птолемей), медицины (Гиппократ, Гален), и прежде всего полный Аристотель; а усвоение аристотелевского научного метода сразу обновило и богословие, и правоведение. Вместо прежней аргументации авторитетами отцов церкви входит в силу аргументация логическими доводами, впервые позволившими связать и систематизировать разрозненные дотоле фрагменты знаний и представлений; такая систематизация начинается уже в XII в., в XIII в. университетская наука создает на этой основе свои всеобъемлющие «Суммы» средневековой учености.


От Гегемон
К Паршев (23.03.2006 15:10:00)
Дата 23.03.2006 15:15:35

Собственно,

Скажу как гуманитарий

европейская схоластика вросла не на почве арабских переводов, а на основе собственной традиции латинской учености.
И пока арабы осваивали прикладыне математические вычисления, европейцы формировали интеллектуальнуый аппарат, который позволил им в 16-18 вв. выйти на первое место в естественных науках

С уважением

От Паршев
К Гегемон (23.03.2006 15:15:35)
Дата 23.03.2006 23:58:06

Традиция "латинской учености" прерывалась, почему многие

работы, даже Платона и Аристотеля, дошли до нас через арабские, а затем латинские переводы (в основном через Испанию).
(Западно)европейская культура по сути новая, прямая преемственность с Римом утрачена.

От Пассатижи (К)
К Паршев (23.03.2006 23:58:06)
Дата 24.03.2006 11:34:02

Они так не считают. (-)


От Роман Храпачевский
К Гегемон (23.03.2006 15:15:35)
Дата 23.03.2006 15:46:46

Проблема видимо в том, что...

...вы постоянно бравируетет этим:

>Скажу как гуманитарий

>И пока арабы осваивали прикладыне математические вычисления, европейцы формировали интеллектуальнуый аппарат, который позволил им в 16-18 вв. выйти на первое место в естественных науках

Поэтому и пишете, извините, откровенно невежественные вещи. Хинт - выясните для себя наконец, что такое открытие алгебры и почему это НЕ "прикладыне математические вычисления", а именно прорыв в интеллектуальном аппарате, на котором как раз европейцы и смогли позже развивать математику.

http://rutenica.narod.ru/

От Гегемон
К Роман Храпачевский (23.03.2006 15:46:46)
Дата 23.03.2006 15:58:35

Re: Проблема видимо

Скажу как гуманитарий
>...вы постоянно бравируетет этим:
Это не то, чего следует стыдиться.

>>И пока арабы осваивали прикладыне математические вычисления, европейцы формировали интеллектуальнуый аппарат, который позволил им в 16-18 вв. выйти на первое место в естественных науках
>Поэтому и пишете, извините, откровенно невежественные вещи. Хинт - выясните для себя наконец, что такое открытие алгебры и почему это НЕ "прикладыне математические вычисления", а именно прорыв в интеллектуальном аппарате, на котором как раз европейцы и смогли позже развивать математику.
Сама по себе математика не имеет смысла без формально-схоластического подхода к исследованию. Собственно, именно поэтому после взлета арабской мысли наука на мусульманском Востоке застыла

>
http://rutenica.narod.ru/
С уважением

От Бульдог
К Гегемон (23.03.2006 15:58:35)
Дата 24.03.2006 12:13:22

ни одна наука не мб таковой, если она не имеет в основе своей математику (С) ;) (-)


От Гегемон
К Бульдог (24.03.2006 12:13:22)
Дата 24.03.2006 12:15:26

Лозунг ;)

Скажу как гуманитарий

А математика трудно представима без символьной записи. У арабов в этом отношении был регресс по сравнению с греками

С уважением

От Роман Храпачевский
К Гегемон (23.03.2006 15:58:35)
Дата 23.03.2006 16:08:59

Все, умываю руки -)

О математике с вами бесполезно беседовать, соответственно далее просто пропускаю ваши бредни о ней.

http://rutenica.narod.ru/

От Любитель
К Гегемон (23.03.2006 15:15:35)
Дата 23.03.2006 15:19:31

Ну так недаром сейчас "схоластика" - ругательное слово в научных кругах. (-)


От B~M
К Любитель (23.03.2006 15:19:31)
Дата 23.03.2006 15:47:02

Re: Ну так...

Тем не менее методы научного дискурса были созданы именно в схоластике. Для китайцев, например, подобный метод выявления истины казался нонсенсом - со всеми вытекающими для научного прогресса. Но опять-таки, схоластика - от Аристотеля, Аристотель - от арабов. Наличие собственной традиции переписывания античных рукописей в деле "возвращения" Аристотеля было весьма вторичным - на "арабский след" единодушно указывают все, кроме Гегемона.

От Гегемон
К Любитель (23.03.2006 15:19:31)
Дата 23.03.2006 15:40:09

Это от глубочайшего незнания истории науки (-)


От Андрей Сергеев
К Гегемон (23.03.2006 15:40:09)
Дата 23.03.2006 15:46:07

А разговор-то ни о чем :)

Приветствую, уважаемый Гегемон!

Схоластика дала мат. логику, арабские работы - мат. аппарат, их соединение - дифференциальное и интегральное исчисление и далее везде. Противопоставлять одно другому попросту глупо.

Но самое смешное, что схоластика в окончательной форме появилась ПОСЛЕ эпохи активных крестовых походов, а основные арабские достижения - ДО нее.

С уважением, А.Сергеев

От Dervish
К Андрей Сергеев (23.03.2006 15:46:07)
Дата 23.03.2006 22:48:37

Немного не так...

День добрый, уважаемые.
>Приветствую, уважаемый Гегемон!

>Схоластика дала мат. логику, арабские работы - мат. аппарат, их соединение - дифференциальное и интегральное исчисление и далее везде.

Построение мат.логики - это уже начало ХХ века, развитие матемаики до этого прекрасно обходилось и без мат. логики.
Ну а аксиоматическое построение математических теорий - это уж вообще Гильберт и Гёдель, 30-е годы ХХ века (Евклид и Лобачевский это все-таки эмпиика гениев).

С уважением - Dervish

От Никита
К Андрей Сергеев (23.03.2006 15:46:07)
Дата 23.03.2006 18:32:33

Не знаю насчет оконч. формы, но победа схоластов над противниками

была одержана именно в ходе крестовых походов.

С уважением,
Никита

От Андрей Сергеев
К Никита (23.03.2006 18:32:33)
Дата 23.03.2006 19:04:06

Re: Не знаю...

Приветствую, уважаемый Никита!

Ну да, когда в значительной степени по итогам крестовых походов началось массовое ознакомление с работами древних, в первую очередь с трудами Аристотеля, а не только с комментариями его "Категорий" и сформировалась logica nova. Но я-то про основной СОБСТВЕННЫЙ вклад схоластики в логику, а это уже 13-14 век, logica modernorum, Раймонд Луллий, Оккам и Буридан.

С уважением, А.Сергеев

От Любитель
К Андрей Сергеев (23.03.2006 15:46:07)
Дата 23.03.2006 16:04:26

Странные вещи Вы пишете.

Не берусь с ходу (не обновив свои познания по истории математики) утверждать наверняка, но ПМСМ

>Схоластика дала мат. логику,

Мат. логика основывается во-первых на культуре доказательств и аксиоматическом методе, достаточно развитом уже Евклидом, во-вторых - на алгебраическом подходе.

К схоластике она имеет отношение не большее, чем работы, например, Скрынникова к марксизму-ленинизму.

>арабские работы - мат. аппарат,

Вот это да!

>их соединение - дифференциальное и интегральное исчисление и далее везде.

Дифференциальное исчисление к мат. логике прямого отношения не имеет.

>Противопоставлять одно другому попросту глупо.

Смотря что значит "противопоставлять".

И вообще было бы очень интересно, если бы Вы обосновали своё вИдение фактами (называя имена учёных, даты публикации их работ и т.д.).

От Роман Храпачевский
К Любитель (23.03.2006 16:04:26)
Дата 23.03.2006 17:57:05

Re: Странные вещи...

>Дифференциальное исчисление к мат. логике прямого отношения не имеет.

Вот это новость ! Простите, вы слышали о "языке эпсилон-дельта" в котором сейчас излагаются все виды исчислений бесконечных малых величин (дифф. исчисление их частная форма), который разработан именно мат. логиками ?

http://rutenica.narod.ru/

От Dervish
К Роман Храпачевский (23.03.2006 17:57:05)
Дата 23.03.2006 23:01:47

Совреенная система обоначений сильно отличается от ньютоновской... (-)

-

От Андрей Сергеев
К Любитель (23.03.2006 16:04:26)
Дата 23.03.2006 16:25:03

Re: Странные вещи...

Приветствую, уважаемый Любитель!

>>Схоластика дала мат. логику,
>
>Мат. логика основывается во-первых на культуре доказательств и аксиоматическом методе, достаточно развитом уже Евклидом, во-вторых - на алгебраическом подходе.

Понятие предела, бесконечно малых и т.д. Вам о чем-нибудь говорит? Где это у Евклида?

>К схоластике она имеет отношение не большее, чем работы, например, Скрынникова к марксизму-ленинизму.

Именно в схоластическом аппарате эти понятия и появились.

>>арабские работы - мат. аппарат,
>
>Вот это да!

А что Вас не устраивает? не Вы ли тут про алгебру и поч. писали?

>>их соединение - дифференциальное и интегральное исчисление и далее везде.
>
>Дифференциальное исчисление к мат. логике прямого отношения не имеет.

Вам ниже уже ответили.

>>Противопоставлять одно другому попросту глупо.
>
>Смотря что значит "противопоставлять".

Считать, что данная ветвь развития науки никакой пользы не принесла, в отличии от. Для Вас это наука доренессансной Европы, для Вашего оппонента - арабского мира.

>И вообще было бы очень интересно, если бы Вы обосновали своё вИдение фактами (называя имена учёных, даты публикации их работ и т.д.).

Доберусь дома до литературы - укажу.

С уважением, А.Сергеев

От Андрей Сергеев
К Андрей Сергеев (23.03.2006 16:25:03)
Дата 23.03.2006 16:47:59

Ну вот хотя бы для начала...

Приветствую, уважаемый Любитель!

Огромное внимание отводится в С. и логической форме рассуждения, изложения и выводов, задавая возможность рассматривать эволюцию С. в ракурсе дисциплинарного развития логики.

В рамках схоластической логики... были подняты и зачастую разрешены многие классические логические проблемы, фактически заложены теоретические и операциональные основания математической логики, внесен вклад в развитие логики высказываний. В целом в рамках С. осуществлен значительней сдвиг в дисциплинарном развитии логики: это и учение о синкатегоремах (логических категориях); и теория логического следования Иоанна Дунса Скота; и основы теории импликации Раймунда Луллия; и теория субпозиции (допустимых подстановок значения терминов); и теория семантических парадоксов Альберта Саксонского; и анализ роли функторов в формальной структуре высказывания; и вопросы силлогистики и аксиоматики (в частности, фундаментальное исследование аксиоматическо-дедуктивной процедуры); и теория беспредпосылочности ("независимости") предположений как "обстоятельств" (obligatio), т.е. сознательных формулировок аксиом апологетируемой системы таким образом, чтобы из них не выводились противоречащие системы исследования; и методология сопоставления взаимоисключающих высказываний (идущая от "Да и нет" Петра Абеляра); и анализ Раймундом Луллием логического характера вопросительных предложений и соотношений конъюнктивных и дизъюнктивных логических констант. Раймундом Луллием предложен метод изображения логического характера вопросительных операций посредством системы кругов, каждый из которых репрезентирует определенную группу понятий (вошел в культуру под названием "кругов Эйлера"), изобретена первая "логическая машина" для такого моделирования, высказан ряд идей, впоследствии легших в основу комбинаторных методов в логике.

Источник: История философии. Энциклопедия.

Интерпрессервис • Книжный Дом Минск 2002

Составитель и главный научный редактор А.А. Грицанов

Научные редакторы: Т.Г. Румянцева, М.А. Можейко Ответственный секретарь и редактор А.И. Мерцалова Е.М. Бабосов И.И. Жбанкова

Рецензенты:
А.Г. Егоров — доктор философских наук,
С.В. Синяков — доктор философских наук,
А.В. Славин — доктор философских наук.

И90 История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. — 1376 с. — (Мир энциклопедий).

ISBN 985-6656-20-6. ISBN 985-428-461-1.


С уважением, А.Сергеев

От Гегемон
К Андрей Сергеев (23.03.2006 15:46:07)
Дата 23.03.2006 15:52:41

Еще лучше :)

Скажу как гуманитарий
>Приветствую, уважаемый Гегемон!

>Противопоставлять одно другому попросту глупо.
А главное, появились они на ОБЩЕМ фундаменте позднеантичной науки

>Но самое смешное, что схоластика в окончательной форме появилась ПОСЛЕ эпохи активных крестовых походов, а основные арабские достижения - ДО нее.
Только вот арабские достижения сделаны в научных центрах, которые ранее входили в состав Восточной Римской империи учеными-персами

>С уважением, А.Сергеев
С уважением

От B~M
К Гегемон (23.03.2006 15:52:41)
Дата 23.03.2006 16:13:17

Re: Еще лучше...

>Только вот арабские достижения сделаны в научных центрах, которые ранее входили в состав Восточной Римской империи учеными-персами

А германские монастыри (= культурные центры) основывались ирландцами в местах бывших римских поселений. Ну и что, от этого всё это не перестаёт быть европейской культурой.

От Гегемон
К B~M (23.03.2006 16:13:17)
Дата 23.03.2006 16:32:59

Re: Еще лучше...

Скажу как гуманитарий
>>Только вот арабские достижения сделаны в научных центрах, которые ранее входили в состав Восточной Римской империи учеными-персами
>А германские монастыри (= культурные центры) основывались ирландцами в местах бывших римских поселений. Ну и что, от этого всё это не перестаёт быть европейской культурой.
Безусловно. Только основные центры развития науки - это не Германия, а Италия и Франция

С уважением