От Dyakov
К PQ
Дата 02.05.2006 11:05:13
Рубрики Современность; Танки;

Re: Сколько Т-72...

HI!
>Тагильские специалисты выпустили 36 тыс. танков Т-72, которые стали визитной карточкой «УВЗ» и уральского «КБ Транспортного машиностроения».
> >36 тыс.? Многовато плучается!

В "Военном Параде" за 1998 год в статье директора УВЗ встречал цифру 30 000 Т-72. Наверное, тогда при режиме Ельцина, еще не могли сказать всей правды.
Еще Т-72 делали в Челябинске.
Вот что нашел EXETER - цитата из его поста
Там небезынтересная статейка о танковом производстве на ЧТЗ:
http://www.uph.ru/inner.php? hage=journal2&top=100248&id=100256
В числе прочего: "...За период с 1978-го по 1990 год в цехах ЧТЗ собрано 1874 танков Т-72".

Сухопутные войска
ТАНКИ Т-72: РЕТРОСПЕКТИВА И ПЕРСПЕКТИВА (к 25-летию начала серийного производства самого массового танка последней четверти XX века)
Николай Малых, генеральный директор ГПО "Уралвагонзавод"
Военный Парад, 1998
В середине 60-х годов, с появлением более мощного ракетно-ядерного и артиллерийского вооружения, новой тактики его применения, произошли коренные перемены во взглядах на роль и значение различных родов войск, в том числе и танковых. Сложилась объективная ситуация, когда принятые на вооружение средние и тяжелые танки, созданные в 40 - 50-е годы на основе опыта Отечественной войны, перестали отвечать возросшим требованиям ведения боевых операций.
Главным конструктором Уралвагонзавода Леонидом Николаевичем Карцевым было выбрано направление дальнейших работ на повышение могущества оружия, маневренности за счет увеличения мощности силовой установки и улучшения плавности хода подвески, автоматизацию средств ведения огня.
В рамках этой концепции были созданы и испытаны опытные образцы танка Т-62-166 "Желудь" с автоматом заряжания, 166М с двигателем 640 л.с. с наддувом и ходовой частью повышенной энергоемкости, 166Мл с ПТУР "Малютка", 167Т с газотурбинным двигателем - первый в мире танк с такой моторно-трансмиссионной установкой, а также ракетный истребитель танков ИТ-1 "Дракон". Глубокое понимание основных тенденций развития и творческий подход к разработке позволили Л.Н. Карцеву создать за короткий срок семейство танков с высокими боевыми и техническими характеристиками, находящимися на уровне того времени, и подготовить предпосылки для создания танков нового поколения. В 1967 году под его руководством в КБ начались работы по созданию танка нового поколения. Коллектив КБ к тому времени представлял собой творческий сплав опытных конструкторов-"зубров", начинавших работать еще с легендарным М.И. Кошкиным, и более молодых воспитанников А.А. Морозова и Л.Н. Карцева. В их числе - замечательные конструкторы Б.А. Черняк, В.И. Байдаков, А.И. Шпайхлер, А.А. Вайсбурд, Ю.А. Кипнис-Ковалев, И.А. Набутовский, И.И. Зайцев,В.М. Кожухарь, В.И. Мазо, В.Я. Курасов, В.Я. Политыкин, Р.Н. Дыбля. Однако довести новый танк до серийного производства Л.Н. Карцеву было не суждено.
После его перевода в 1965 году в центральный аппарат МО конструкторское бюро возглавил Валерий Николаевич Венедиктов, человек неуемного темперамента, высокой технической эрудиции, неутомимый экспериментатор и талантливый конструктор. Под его руководством опытные образцы нового танка (объект 172) были доработаны, и уже в 1973 году на Уралвагонзаводе была выпущена установочная партия Т-72, которые, безо всякого преувеличения, стали целой эпохой в мировом танкостроении и самыми массовыми последней четверти XX века: всего было выпущено около 30000 танков различных модификаций.
Низкосилуэтный танк Т-72 имеет классическую схему общей компоновки, характерную для российских танков. В литую, обтекаемой формы башню повышенной бронестойкости установлена гладкоствольная пушка калибра 125 мм с выстрелами повышенного могущества с частично сгораемой гильзой. Огонь ведется с высокой скорострельностью - до 7 - 8 выстрелов в минуту, которая обеспечена установкой автомата заряжания, и на большие дальности прямого выстрела. Пушка стабилизирована в двух плоскостях и позволяет вести прицельный огонь на высоких скоростях. Система управления с оптическим дальномером. Защита корпуса дифференцирована. Характерной для танка является установка бульдозерного отвала на нижнем лобовом листе, что позволяет самостоятельно подготовить укрытие, а в сложенном транспортном положении отвал является дополнительной броневой защитой.
Особенностью конструкции танка является малогабаритное моторно-трансмиссионное отделение, которое в два раза меньше по объему, чем у лучших зарубежных танков. Двигатель традиционно расположен поперек машины и соединяется повышающим редуктором с бортовыми планетарными коробками перемены передач с гидроуправлением, имеющими высокий коэффициент полезного действия и ремонтабельность. Система охлаждения - вентиляторная. V-образный двигатель мощностью 780 л.с. в сочетании с уникальной до сего времени ходовой частью обеспечил высокую мобильность и маневренность танка.
К настоящему времени во многих локальных конфликтах танк Т-72 подтвердил статус одного из лучших и почти четверть века доминирует в армиях многих стран мира, а в ряде государств Т-72 выпускается по российской лицензии.
Изначально заложенные конструктивные особенности танка позволили в дальнейшем проводить его многократную модернизацию, что привело к существенному повышению уровня боевых свойств.
С 1979 по 1985 год в серийном производстве находился танк Т-72А. Основные отличия от базового образца заключались в установке лазерного прицела-дальномера ТПДК-1, ночного прицела-наводчика ТПН-3-49 с осветителем Л-4, сплошных бортовых противокумулятивных экранов, системы 902Б запуска дымовых гранат, пушки 2А46 вместо 2А26М2, ночного прибора механика-водителя ТВНЕ-4Б, двигателя В-46-6. На базе Т-72А выпускался экспортный вариант Т-72М, а затем и Т-72М1 с дополнительным усилением защиты лобовой детали корпуса и комбинированной броней башни. Танки этой серии экспортировались в страны бывшего Варшавского договора, Индию, Ирак, Сирию, Алжир, Кувейт, Ливию, Финляндию, Югославию.
С 1985 года производился танк Т-72Б (экспортный вариант - Т-72С), который от Т-72А отличался в основном установкой стабилизатора 2Э42-2 вместо 2Э28, комплекса управляемого вооружения, съемной контейнерной динамической защиты, двигателя В-84 вместо В-46-6.
События последних десятилетий показали, что успешное развитие основного танка невозможно без создания на его базе семейства боевых машин обслуживания, инженерных, специальных машин и машин гражданского назначения, способных решать не только основные задачи, но и задачи при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, при проведении спасательных и эвакуационных работ и т.д. Особое внимание заслуживает идеология построения семейства военно-гусеничных машин на базе Т-72.
Отличительные конструктивные качества танка, обеспечивающие отбор мощности, еще раз ярко подтверждаются созданием на его базе целой плеяды военных гусеничных машин: командирских танков Т-72К и Т-72АК, ремонтно-звакуационной машины БРЭМ-1, танкового мостоукладчика МТУ-72, инженерной машины разграждения ИМР-2 и др. Для семейства танков Т-72 характерны высочайшая надежность всех узлов и механизмов на поле боя, отличная подвижность и маневренность вне зависимости от климатических и дорожных условий.
За разработку и внедрение в серийное производство танка Т-72 и его модификации В.Н. Венедиктов был удостоен высокого звания Герой Социалистического Труда, а большая группа специалистов - Государственной премии СССР. В их числе - В.А. Андронов, В.Л. Балюк, Я.П. Берсенев, В.М. Быстрицкий, Л.С. Долгов, Ю.И. Кондратьев, И.Ф. Крутяков, Ю.Н. Нейгебауэр, В.Д. Тумасов, М.Т. Шпак. Коллектив конструкторского бюро награжден орденом Октябрьской революции. Много сил и творческой энергии внесли в дело постановки на серийное производство танка Т-72 и в его дальнейшее совершенствование В.П. Городецкий, А.С. Щелгачев, В.И. Гриб, С.П. Загуровский, В.С. Моисеев, Я.И. Крель, В.Н. Богомолов, Е.М. Королев, Ю.С. Вихорев и многие другие.
Следующим "знаковым" этапом дальнейшего совершенствования оригинальной конструкторской идеи, заложенной в танке типа Т-72, явилось логически обоснованное возросшими требованиями современного боя создание нового российского ракетно-пушечного танка Т-90С, в котором основные боевые и технические характеристики получили качественное развитие, сохранив при этом одну из главных особенностей танка серии Т-72 - уникальную эксплуатационную надежность всех узлов и механизмов.
Т-90С разработан на основе тщательного изучения и осмысления тактики и стратегии применения танков в реальных условиях современного боя, с учетом многолетнего опыта войсковой эксплуатации танков типа Т-72 в различных странах мира, а также результатов многолетних интенсивных испытаний в самых жестких условиях. Реализация в Т-90С ряда конструктивных разработок и мероприятий с применением современных и опережающих технологий создала новые возможности для ведения эффективных боевых действий, повысила эксплуатационную надежность и маневренность и позволила достигнуть комплексного повышения боевых и технических характеристик в 1,5 раза по сравнению с Т-72С.
Для танков Т-90С характерны: - оптимальная приспособленность для ведения боевых действий в экстремальных ситуациях;
- исключительная надежность всех узлов и агрегатов, механизмов и комплексов;
- отличная подвижность и маневренность вне зависимости от любых климатических и дорожных условий, в том числе в условиях высокой запыленности и высокогорья;
- минимальные затраты на подготовку высококвалифицированных специалистов.
Российский ракетно-пушечный танк Т-90С, воплотивший в своей конструкции передовые научно-технические решения, по совокупности боевых и технических характеристик и возможности ведения современного боя ни в чем не уступает лучшим танкам зарубежных стран, а по ряду существенных параметров их превосходит. К настоящему времени на базе танка Т-90С разработаны и поставлены на серийное производство модернизированная инженерная машина разграждения ИМР-3 и ИМР-3М, создана не имеющая аналогов в мире бронированная машина разминирования БМР-3М, а также командирский вариант танка Т-90СК.
В этом заслуга уже третьего поколения конструкторов - учеников В.Н. Венедиктова и В.И. Поткина - Ю.Н. Нейгебауэра, Н.А. Молоднякова, Ю.В. Тэна, Г.С. Горсевана, А.Д. Будилова, В.И. Гриба, О.А. Кураксы, Н.С. Давыденкова, В.И. Васильева, И.Н. Баранова, В.Т. Юринова и многих других. В 90-е годы резкое возрастание эффективности противотанковых средств и плотности огня на поле боя естественно повлекло за собой создание новых танков, отвечающих современным требованиям. Однако высокая стоимость ограничивает их реализацию на рынках вооружения и подталкивает многие страны к поиску альтернативных путей обновления сухопутных сил за счет приобретения танков, максимально отвечающих основному критерию рынка "эффективность - стоимость".
В этой связи и учитывая большую потребность в высокоэффективной бронетехнике, Уралвагонзавод при активном участии Главного автобронетанкового управления МО РФ разработал комплексную модернизацию танков типа Т-72 по трем основным направлениям: огневая мощь, защита экипажа и подвижность. В танк устанавливаются следующие системы и узлы:
- модернизированная пушка;
- усовершенствованный комплекс управляемого вооружения;
- современная система управления огнем, включающая комбинированный прибор - прицел с тепловизором, информационный канал управляемого вооружения и прицельного комплекса (1А40-1);
- двухплоскостной стабилизатор повышенной точности с электромашинным приводом горизонтального наведения; - закрытая зенитная установка, позволяющая командиру вести прицельную стрельбу с использованием дистанционного управления, оставаясь под надежной защитой брони;
- встроенная динамическая защита (ВДЗ), эффективная против бронебойно-подкалиберных и кумулятивных снарядов. Сочетание ВДЗ и традиционной многослойной брони дает танку дополнительные возможности выживания в экстремальных боевых условиях. Так, журнал "Jane\'s International Defense Review" в 7 за 1997 год дает следующую оценку бронезащиты танков Т-72 с ВДЗ: "Танки Т-72 с "тяжелой" броней "Контакт 5" становятся "невосприимчивыми к поражению" (непробиваемыми) сердечниками из обедненного урана бронебойных подкалиберных (АРFSDS) снарядов М829, выстреливаемых из 120-мм пушек американских танков М1 "Абрамс". При это следует отметить, что снаряд М829 считается одним из самых эффективных по поражающей способности среди современных снарядов для танковой пушки";
- система автоматического кругового обзора, обнаружения и защиты танка от противотанковых снарядов с лазерными головками самонаведения. Система обеспечивает автоматическое создание помех комплексам управления противотанковых средств с лазерными дальномерами и целеуказателями постановкой быстродействующей аэрозольной завесы (СПЗ);
- система электромагнитной защиты (СЭМЗ);
- система коллективной защиты от оружия массового поражения;
- быстродействующая система противопожарного оборудования;
- дизельный двигатель мощностью 1000 л.с. с газотурбинным наддувом, повысивший характеристики подвижности и маневренности на поле боя;
- усиленные коробки передач;
- гусеничные ленты с асфальтоходными башмаками.
Реализация указанных мероприятий ставит модифицированные танки типа Т-72 практически на один уровень с самыми современными танками по огневой мощи, защищенности и мобильности. При этом стоимость модернизированных танков значительно ниже, что, по нашему мнению, должно вызвать повышенный интерес у потенциальных заказчиков военной техники.
Одновременно с поставкой модернизированных танков Уралвагонзавод предлагает:
- учебные классы и учебные действующие стенды для обучения экипажей без затрат моторесурса танков;
- организацию гарантийного и постгарантийного обслуживания;
- организацию ремонтно-эксплуатационных баз, включающих в себя пополняемый фонд запчастей на весь период эксплуатации танков;
- поставку инженерных машин сопровождения и подвижных ремонтных мастерских.
Опыт производства танков Т-72 и семейства машин сопровождения на их базе показывает, что специализация разработки унифицированных шасси и его отдельных узлов позволяет снизить стоимость производства специального шасси приблизительно на 50%. В этой связи и учитывая тот факт, что эксплуатация бронированных гусеничных машин на единой базе резко снижает расходы на содержание их парка, представляется целесообразным создание семейства машин различного функционального назначения для сухопутных войск на базе шасси танка Т-72, которое по характеристикам и надежности практически не имеет конкурентов.
Компоновка шасси танков Т-72 носит модульный и гибкий характер, что позволяет при замене танкового вооружения создать целую гамму специализированной техники, включающую:
- командно-штабные бронированные машины управления и связи;
- боевые машины пехоты;
- мобильные комплексы зенитных управляемых ракет; - самоходные артиллерийские установки;
- минометные установки;
- транспортные бронированные машины и др.

Единая база основного танка и специализированных боевых машин и, как следствие, одинаковые эксплуатационные возможности при планировании и проведении боевых операций, единая система связи, обеспечивающая мобильность и управляемость войсковых подразделений, единая система технического обслуживания и ремонта - это то, к чему стремятся все армии мира!
В новых экономических условиях Уралвагонзавод, один из крупнейших в России научно-производственных комплексов, предприятие с более чем полувековыми традициями серийного производства продукции только высокого качества, имеющий в своем составе четыре крупных конструкторских бюро, технологический и проектный институты, десятки исследовательских лабораторий, обладающий мощной высокотехнологичной производственной и опытно-экспериментальной базой, приглашает к продуктивному и взаимовыгодному сотрудничеству в области научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности с последующей постановкой на производство разработанных и испытанных образцов наземной техники самого различного назначения.
ЗАО Военный Парад, 1998.
С уважением,Dyakov.

От Игорь Гостев
К Dyakov (02.05.2006 11:05:13)
Дата 03.05.2006 13:28:28

Re: Сколько Т-72...

Можно к этим рассуждениям добавить мнение американцев: "По официальной оценке американских специалистов, Нижнетагильский танковый завод в 1980 г. выпустил 2500 средних танков Т-72, что само по себе впечатляет".
Тект полностью здесь:
http://armor.kiev.ua/Tanks/sovprom.html#postww2

С уважением,
Игорь Гостев

От PQ
К Dyakov (02.05.2006 11:05:13)
Дата 02.05.2006 13:36:43

Спасибо! (-)