От Роман Храпачевский
К vergen
Дата 05.05.2006 12:16:33
Рубрики Прочее;

Re: Вопрос про...

>вопрос может и не военный, но исторический.
>какие примеры женщин (образы) в истории имеются ээ как бы лучше сказать - романтические, ну на вскидку Ярославна с плачем, Клеопатра.

Жена Чингисхана - Бортэ-фучжин. Мало того, что "безропотно сносила все тяготы военной службы", следуя за мужем и даже попадала во вражеский плен, но еще и стала после смерти Чингисхана так сказать "Главным маршалом кавалерии" Монгольской Империи -))

http://rutenica.narod.ru/

От А.Погорилый
К Роман Храпачевский (05.05.2006 12:16:33)
Дата 05.05.2006 14:19:41

А правда ли, что ....

>Жена Чингисхана - Бортэ-фучжин. Мало того, что "безропотно сносила все тяготы военной службы", следуя за мужем и даже попадала во вражеский плен, но еще и стала после смерти Чингисхана так сказать "Главным маршалом кавалерии" Монгольской Империи -))

Л.Н.Гумилев писал, что одного из сыновей она родила после того как более года была отдельно от мужа (заложницей в другом племени). И что Чингисхан этого сына признал своим и вообще никак из других сыновей не выделял. Как тот фермер из анекдота "Корову я стельную купил? Купил. Когда она родила, теленок чей? Мой" (или по кодексу Наполеона "Отцом ребенка, зачатого замужней женщиной, является муж").
Насколько это верно, по историческим документам?

От Роман Храпачевский
К А.Погорилый (05.05.2006 14:19:41)
Дата 05.05.2006 21:24:35

Re: А правда...

>Л.Н.Гумилев писал, что одного из сыновей она родила после того как более года была отдельно от мужа (заложницей в другом племени). И что Чингисхан этого сына признал своим и вообще никак из других сыновей не выделял.

Да, это был Джучи - отец Бату (Батыя). Судя по всему Бортэ захватили в плен беременной, так что Чингис видимо имел основания считать его своим - более того, он выделил ему самый большой улус, этот улус Джучи (официальное название) в русской литературе принято называть "Золотой Ордой" -).

>Насколько это верно, по историческим документам?

По источникам известно только злопыхание Чагатая, второго по старшинству сына Чингисхана, при разделе на улусы, когда Чагатай посчитал себя обделенным. Но его оскорбления пресек сам Чингисхана, об этом говорит самый аутентичный источник, т.е. "Сокровенное сказание":

"§ 254. Затем, когда Сартаульцы задержали и перебили сто человек наших посольских людей, отправленных к ним во главе с Чингис-хановым послом Ухуна, государь Чингис-хан сказал: "Пойду войною на Сартаульский народ и законною местью отомщу за сотню .своих посольских людей во главе с Ухуна. Можно ли позволить Сартаульскому" народу безнаказанно обрывать украшенья моих златоцарственных поводьев?"
Перед тем как ему выступить в поход, ханша Есуй обратилась к нему с таким словом:
"Государь, каган!
О благе народном все мысли твои:
Проходишь ли ты перевалом высоким,
Широкие ль реки ты вплавь переходишь,
Иль в дальний поход ты, как ныне, идешь.
Но в мире не вечно ведь все, что родилось.
Как семя, народ твой развеется,
Когда, упадешь ты, владыко,
Как падает в бурю высокое древо.
Кому же ты царство свое завещаешь?
Как стая испуганных птиц, разлетится
Народ твой, когда, пошатнувшись,
Падет его царственный столп и опора.
Кому же ты царство свое завещаешь?

Чье имя назовешь ты из четверых твоих витязями родившихся сыновей?
Просим мы о вразумлении твоем для всех нас: и сыновей твоих и младших братьев, да и нас недостойных. Да будет на то твое царское изволение!"
Когда, она так представила государю, Чингис-хан соизволил сказать:
"Даром что Есуй - женщина, а слово ее справедливее справедливого. И никто-то ведь, ни братья, ни сыновья, ни вы, Боорчу с Мухалием, подобного мне не доложили!
Сам же я видно забылся.
Будто за предками мне не итти!
Сам же я видно заспался.
Будто бы смерть и меня не возьмет!

Итак, - продолжал он, - итак старший мой сын - это Чжочи. Что скажешь ты? Отвечай!"
Не успел Чжочи открыть рта, как его предупредил Чаадай:
"Ты повелеваешь первому говорить Чжочию. Уж не хочешь ли ты этим сказать, что нарекаешь Чжочия? Как можем мы повиноваться этому наследнику Меркитского плена?"
(вот тут и есть завулированное обвинение Джочи как неродного сына Чингиса, т.е. Чагатай его называет сыном какого-то меркита, у которого в плену была жена Чингиса - РХ)

При этих словах Чжочи вскочил и, взяв Чаадая за ворот, говорит: "Родитель государь еще пока не нарек тебя. Что же ты судишь меня? Какими заслугами ты отличаешся? Разве только одной лишь свирепостью ты превосходишь всех. Даю на отсечение свой большой палец, если только ты победишь меня даже в пустой стрельбе вверх. И не встать мне с места, если только ты повалишь меня, победив в борьбе. Но будет на то воля родителя и государя!"
И Чжочи с Чаадаем ухватились за вороты, изготовясь к борьбе. Тут Боорчи берет за руку Чжочия, а Мухали - Чаадая, и разнимают. А Чингис-хан - ни слова.

Тогда заговорил Коко-Цос, который стоял с левой руки: "Куда ты спешишь, Чаадай? Ведь государь, твой родитель, на тебя возлагал надежды изо всех своих сыновей. Я скажу тебе, какая жизнь была, когда вас еще на свете не было:
Небо звездное бывало
Поворачивалось.
Вот какая распря шла
Всенародная.
На постель тут не ложилися,
Все добычей поживлялися,
Мать широкая земля
Содрогалася - ,
Вот какая распря шла
Всеязычная.
В одеяло тут не кутались,
Все мечами переведывались.
Друг на друга всяк посягал
Вольной волею никто не живал.
В общей свалке ли кому уйти,
В смертной сече ли кому сдобровать?
Губишь ты речами ядовитыми
Масло благости царицы-матери!
Молоко ее сердечное
Квасишь дерзостью бесчинною!
Не одно ли чрево материнское
Вас вынашивало?
Не одна ли породила
Вас утроба материнская?
Вас под сердцем своим она выносила!
Коли мать прогневишь,
То ничем не согреть
Охладевшей души.
Всех вас чревом своим породила она!
Коли мать огорчишь,
Не развеять ничем
Материнского горя.
Родитель твой, царь,
Великий улус созидая,
Черной своей головы не щадил,
Черную кровь свою ведрами лил;
Черных очей никогда не смежая,
Тонких ушей на подушку не клал,
На рукаве он при нужде дремал,
Жажду слюною своей утоляя,
Голод десной промеж зуб унимал.
Пот ото лба до подошв доходил,
А от подошв и ко лбу поднимался.
В те поры как государь подвизался,
Вместе трудилась и мать ваша с ним.
Высоко бывало причешется,
Пояс повыше подтянет.
Плотно бывало причешется,
Пояс потуже затянет, Вот как бывало растит она вас:
Что взглотнуть бы самой - В рот половину вам сунет. В рот положить бы себе - Все вам одним отдаст. Голодом ходит бывало. Дума-забота одна у нее:
Как бы за плечи вас вытянуть,
С мужами в ровень поставить,
Как бы за шею вас вытянуть,
Людям в обиду не дать вас.
Мыла все вас она, чистила,
Крепко вас на ноги ставила.
До молодецких плечей дотянула,
К конской стати пригнала.
Наша священная мать и царица
Светлому солнцу душою подобна,
Мыслью ж, как море, она широка".
Так сказал Коко-Цос.

§ 255. Тогда обратился к сыновьям Чингис-хан: "Как смеете вы подобным образом отзываться о Чжочи! Не Чжочи ли старший из моих царевичей? Впредь не смейте произносить подобных слов!"
Улыбнулся при этих словах Чаадай и говорит: "Никто не оспаривает ведь ни заслуг Чжочиевых, ни его достоинств, но ведь и то сказать: за убийство на словах не полагается тяжкого наказания, точно так же как за причинение смерти языком с живого человека кожи не дерут. Ведь оба мы с Чжочием старшие сыновья. Вот и будем мы парою служить батюшке-государю. И пусть каждый из нас руку по самое плечо отхватит тому, кто будет фальшивить, пусть ногу по жилам отхватит но самую голень тому, кто" отставать станет. Огодай у нас великодушен, Огодая бы и наречь. Добро быть Огодаю при особе батюшки-государя, добро государю и батюшке преподать ему наставление о Великой темной шапке!"
На эти слова Чингис-хан заметил:
"А ты, Чжочи, что скажешь?"
Чжочи, говорит: "Чаадай уж сказал. Будем служить парой с Чаадаем. Высказываемся за Огодая!"
- "К чему же, - говорит Чингис-хан, - к чему же непременно парой? Мать-земля велика. Много на ней рек и вод. Скажите лучше - будем отдельно друг от друга править иноземными народами, широко раздвинув отдельные кочевья. Да смотрите же вы оба, Чжочи с Чаадаем, крепко держитесь только что данного друг другу слова! Не давайте подданным своим поводов для насмешек или холопам - для пересудов. Помните, как некогда было поступлено с Алтаном и Хучаром, которые точно так же давали крепкое слово, а потом его не сдержали! Что с ними сталось тогда, помните? Теперь же вместе с вами будут выделены в ваши уделы и некоторые из потомков Алтана и Хучара. Авось не сойдете с пути правого, постоянно имея их перед глазами!"

http://rutenica.narod.ru/

От А.Погорилый
К Роман Храпачевский (05.05.2006 21:24:35)
Дата 05.05.2006 21:54:01

Re: А правда...

Спасибо.
То есть сухой остаток:
1. Джучи родился в плену.
2. Чингисхан определенно признавал его своим сыном, хотя попреки насчет "меркитского отцовства" были.
3. Точных исторических сведений (разницы дат, когда Бортэ рассталась с Чингисханом и когда она родила) - нет.

А что написанное Л.Н.Гумилевым - худлит, и так известно.

От Георгий
К А.Погорилый (05.05.2006 14:19:41)
Дата 05.05.2006 14:29:48

Да, но зато его братья не упускали случая кольнуть его бастардством...

И что умер он, спасая от смерти своего брата, - спасая с нашей точки зрения абсурдным способом, но так, как тогда полагалось.
Это все из Гумилева, однако..

От А.Погорилый
К Георгий (05.05.2006 14:29:48)
Дата 05.05.2006 16:06:22

Но я же интересовался не что у Гумилева ...

... А что известно из исторических источников.