От Евгений Дриг
К ~МиГ~
Дата 05.05.2006 12:30:33
Рубрики WWII; Танки;

Загляните заодно и сюда:

>По БТТ стран Балтии я пользуюсь следующими источниками:

http://vif2ne.ru/rkka/forum/0/archive/15/15165.htm

Слово истины есть оружие в борьбе с паразитами трудящихся

От А.Елисеенко
К Евгений Дриг (05.05.2006 12:30:33)
Дата 05.05.2006 20:28:18

Данные по прибалтам не сильно отличаются вот от этого

Литва

Литовская республика, появившаяся на карте мира в 1918 году, уже спустя год создала небольшие бронесилы. Первым литовским бронеавтомобилем стал "Ижорский ФИАТ", захваченный в боях с Красной армией в марте 1919 года. Он получил собственное имя – Zaibas. Броневик находился в Клайпеде, где и достался немцам при оккупации Мемельской области в марте 1039 года.

Уже в конце 1919 года Литва получила от британцев пять бронеавтомобилей Ehrhardt/Daimler, захваченных войсками Антанты у немцев. Вооруженные пулеметами броневики получили названия: "Aras", Perkunas "," Pragaras "," Sarunas "и" Savanoris ".

Уже в 1923 году литовские вооруженные силы приобретают лучшие на тот момент легкие танки – "Рено FT". Всего закупается 12 машин. Они получают следующие имена: "Audra", Drasutis "," Galiunas "," Giltine "," Grianstinus "," Karzygis ", "Kerstas "," Kovas "," Pagieza "," Pykoulis "," Slibinas "и" Smugis ". Все танки были вооружены пулеметами "Максим" германского образца и калибра 7,92 мм.

Литовцы прекрасно понимали, что техника требует замены, однако страна на протяжении своего первого периода независимости испытывала проблемы с финансовыми ресурсами, поэтому в следующий раз вышла на мировой рынок бронетехники лишь в 1933 году. Национальная армия закупила 16 британских 4-тонных танков "Виккерс". Аналогичные машины тогда же купила и соседняя Латвия. Вооруженные пулеметами танки – фактически тяжелые танкетки, получили номера: 50-55, 61-65, 71-75. Примечательно, что четыре танка имели радиостанции.

Также в 1933 году литовцы купили шесть броневиков в Швеции. Это были машины L-181 фирмы AB Landsverk. Бронеавтомобили были приняты на вооружение в 1934 году. Примечательно, что в отличие от литовских танков, броневики имели 20 мм орудия, что делало их на тот момент наиболее мощными бронеединицами литовской армии. "Ландсверки" получили номера 6-11.

В мае 1936 года Литва вновь закупает технику в Британии. Причем вновь 4-тонники "Виккекса". И снова они были вооружены только пулеметами. 16 танков получили № 100-105,111-115 и 121-125. Четверть закупленных танков имели радиооборудование.

Ближе к концу 1930-х годов, литовские военные, не вполне довольные британскими машинами, обращают свои взоры на страну, производившие лучшие на тот период танки в Европе – Чехословакию. Уже после оккупации этого государства Германией, специально для Литвы выпускается 21 танк LT-40 – стандартизированная версия прекрасной чешской машины LT-38. Однако события 1939-1940 году приводят к тому, что заказ так и остается не выполненным. Все танки достаются Словакии. Литва же становится одной из 16 республик СССР.

К этому времени в составе литовской армии имелся бронеотряд и кавалерийская бригада. В них то и была сосредоточена вся бронетехника республики. Всего – 45 танков и бронемашин.





Эстония

Среди трех прибалтийских государств, Эстония располагала самой небольшой, но одновременно наиболее моторизованной армией.

Первые танки на территории "независимой" Эстонии – части Российской имперской Прибалтики появились в 1919 году. Это были Мк V образца 1918 года, поставленные из Великобритании. Всего в Эстонию попало 6 танков, 4 из которых сохранились в национальной армии к 1940 году. Они по балтийской традиции получили собственные имена: "Uku", "Vahtula", "Valdaja" и "Pааlik".

Впрочем, британское "засилье" было недолгим. В 1924 году эстонские силы обороны получили 12 легких танков "Рено" из Франции. Это были всемирно известные на тот момент танки образца 1917 года. Вместе с 4 британскими Мк V они составили 2 роты в эстонском автобронетанковом полку.

А вот броневики у эстонцев появились несколько позже. Причем это были бронеавтомобили национального производства. Правда, в их выпуске принимали непосредственное участие шведы. В частности, они поставляли и устанавливали на шасси грузовиков Crossley бронелисты толщиной в 7 мм. Всего было построено 13 броневиков модели 1927/1928. Причем, 6 из них получили 37 мм пушки, 7 – 7,7 мм пулеметы. Два броневика – "Коу" и "Пиккер" – в составе подразделениея "Кайтселииду Таллинна Малев" находились в Таллине, остальные в четырех бронеавтомобильных взводах автотанкового полка. Стоимость каждого броневика составляла примерно 3,5 миллиона крон. В 1937 году один броневик купили в Швеции. Это была машина "Лансверк-180". Она использовалась полицией в Таллине.

В 1934 году Эстония выходила и на танковый рынок. Через год национальные силы обороны получили 6 польских танкеток TKS.

В 1940 году в составе эстонской армии имелся автобронетанковый полк. Всего республика располагала 58 танками и бронемашинами. Был и полк бронепоездов. Для небольшой страны с населением в 1 миллион человек это было значительное количество. Правда, в основном техника была недорогой и малоэффективной для современного боя.

Красная армия, вошедшая в страны Балтии в 1940 году, приняла на вооружение часть эстонской бронетехники. В их числе – 8 бронеавтомобилей М1927/1928, две танкетки TKS. А танки Mk V нашли применение при обороне Таллина в августе 1941 года.


Латвия

Собственными бронированными машинами эта балтийская страна обзавелась сразу после обретения государственности – в 1918 году. В тот период Латвия имела 9 бронированных автомобилей, доставшихся от Российской Империи, а также полученные из Германии. Каждая машина получила собственные имена: Imanta, Zemgaleetis, Staburags, Viesturs, Bermondtists, Kurzemnieks, Lacplesis, Moritz, Maks, Sargs. Это были бронеавтомобили марок "Шеффилд", "Остин", "Ижорский FIAT", "Путилов-Гарфорд", "Крупп". Достались латышам и два британских танка Mk V и один "В" – их они получили после провала наступления Белой армии генерала Юденича на Петроград. В конце 1919 года Латвия приобрела еще 2 танка этих типов. Боевые машины также получили собственные названия – Мк V - Minstr. Pres. Ulmanis, Generalis Balodis, Generalis Burt's, средние Мк В – Latgalietis, Vidzemnieks. В 1919 году латыши понесли и первые потери - германский корпус уничтожил один из броневиков.

Строительство латвийских бронированных сил продолжилось в середине 1920-х годов. В 1926 году прибалты покупают в Италии 6 легких танков FIAT 3000. Эти машины, образцом для которых стал знаменитый французский "Рено FT", вполне отвечали требованиям небогатой европейской страны, имевшей, в общем, то слабую армию, вооруженную преимущественно устаревшим оружием. "ФИАТы" базировались в Риге.

В 1930 году латыши купили для испытаний и британскую танкетку Carden-Loyd Mk. VI. Дальнейших закупок не было. Однако в целом британская техника латышским офицерам понравилась, поэтому в 1936-1938 годах армия республики получила сразу 18 "экспортных" 4-тонных "Виккерсов" М1936. 12 танков были вооружены пулеметами, шесть – 37 мм орудием. До наших времен сохранился только один латвийский танк этой модели. Он находится в российском музее "Кубинка". Кроме того, для укрепления бронесил приобреталась и немецкая техника – 32 бронеавтомобиля "Крупп–Протце".

Накануне вступления Латвии в состав Советского союза в качестве союзной республики, страна имела в составе вооруженных сил танковую бригаду и кавалерийский полк – всего 44 танка и бронеавтомобиля. Они входили в состав "технической дивизии". Там также имелся полк бронепоездов. Дислоцировалась дивизия в Риге. Стоит отметить, что соседняя Литва имела 45 единиц бронетехники, а Эстония – 58.







>>По БТТ стран Балтии я пользуюсь следующими источниками:
>
>
http://vif2ne.ru/rkka/forum/0/archive/15/15165.htm

>Слово истины есть оружие в борьбе с паразитами трудящихся

От Ktulu
К А.Елисеенко (05.05.2006 20:28:18)
Дата 05.05.2006 21:10:32

Какое красивое имя у первого литовского броневика! (-)


От ~МиГ~
К Евгений Дриг (05.05.2006 12:30:33)
Дата 05.05.2006 15:09:53

Re: Загляните заодно...

И ещё один вопрос. В документах, опубликованных на Вашем сайте, встречаются упоминания об артиллерийском тягаче "Большевик". Хотелось бы узнать, откуда и когда появилась в РККА эта машина и её ТТХ. А то кроме нескольких снимков этого трактора на парадах никакой информации по нему нет.

Спасибо!

Подпись.

От Евгений Дриг
К ~МиГ~ (05.05.2006 15:09:53)
Дата 05.05.2006 15:55:11

Re: Загляните заодно...

>И ещё один вопрос. В документах, опубликованных на Вашем сайте, встречаются упоминания об артиллерийском тягаче "Большевик". Хотелось бы узнать, откуда и когда появилась в РККА эта машина и её ТТХ. А то кроме нескольких снимков этого трактора на парадах никакой информации по нему нет.

Спросите Михаила Свирина, он Вам на пальцах все объяснит...

Слово истины есть оружие в борьбе с паразитами трудящихся

От ~МиГ~
К Евгений Дриг (05.05.2006 15:55:11)
Дата 06.05.2006 07:19:51

Re: Загляните заодно...

>Спросите Михаила Свирина, он Вам на пальцах все объяснит...

На пальцах я и сам могу...

Подпись

От ~МиГ~
К Евгений Дриг (05.05.2006 12:30:33)
Дата 05.05.2006 15:01:05

Re: БЕПО 1941

Пользуясь случаем хотел бы узнать Вашу оценку вышедшего во "Фронтовой иллюстрации" выпуска о БЕПО РККА (1930-1941) господина Коломийца.

Стал сравнивать данные по ОДБП РККА, приведённые у Коломийца, и на Вашем сайте - опять разнобой!

Вот хотя бы 1-й ОДБП - у Коломийца "оставшиеся в живых" БЕПО этого ОДБП после падения Киева были направлены на ремонт в Харьков. У Вас - осенью 1941 г. БЕПО находились в Воронеже...
У Коломийца про Воронеж ни слова.

Подпись

От Евгений Дриг
К ~МиГ~ (05.05.2006 15:01:05)
Дата 05.05.2006 15:12:23

Re: БЕПО 1941

>Пользуясь случаем хотел бы узнать Вашу оценку вышедшего во "Фронтовой иллюстрации" выпуска о БЕПО РККА (1930-1941) господина Коломийца.

Одна из лучщих работ Коломийца!
Я буду править свой раздел бронепоездов с помощью этой мурзилки.

>Стал сравнивать данные по ОДБП РККА, приведённые у Коломийца, и на Вашем сайте - опять разнобой!

Было бы удивительно обратное...
Когда появляется новая информация, почти всегда встречаются какие-то противоречия...

>Вот хотя бы 1-й ОДБП - у Коломийца "оставшиеся в живых" БЕПО этого ОДБП после падения Киева были направлены на ремонт в Харьков. У Вас - осенью 1941 г. БЕПО находились в Воронеже...
>У Коломийца про Воронеж ни слова.

Это непринципиальная мелочь...

Слово истины есть оружие в борьбе с паразитами трудящихся

От ~МиГ~
К Евгений Дриг (05.05.2006 15:12:23)
Дата 06.05.2006 07:18:17

Re: БЕПО 1941

>Одна из лучщих работ Коломийца!
>Я буду править свой раздел бронепоездов с помощью этой мурзилки.

Понятно! Но ведь там опубликованы данные не по всем ОДБП...

>Это непринципиальная мелочь...

Ничего себе мелочь!

Подпись

От Евгений Дриг
К ~МиГ~ (06.05.2006 07:18:17)
Дата 06.05.2006 11:14:01

Re: БЕПО 1941

>>Одна из лучщих работ Коломийца!
>>Я буду править свой раздел бронепоездов с помощью этой мурзилки.
>
>Понятно! Но ведь там опубликованы данные не по всем ОДБП...

Ну и что? Предлагаете по этой причине выбросить его на помойку?
Там есть информация по всем предвоенным дивизионам и бронепоездам, в т.ч. мне неизвестная.

>>Это непринципиальная мелочь...
>
>Ничего себе мелочь!

По сравнению с ценностью остальной информации, куда вывели на ремонт бепо - мелочь.

Слово истины есть оружие в борьбе с паразитами трудящихся

От ~МиГ~
К Евгений Дриг (06.05.2006 11:14:01)
Дата 06.05.2006 11:23:50

Re: БЕПО 1941

>Ну и что? Предлагаете по этой причине выбросить его на помойку?
>Там есть информация по всем предвоенным дивизионам и бронепоездам, в т.ч. мне неизвестная.

Ясно!

>По сравнению с ценностью остальной информации, куда вывели на ремонт бепо - мелочь.

Раз Вы так на это смотрите... Но для историка нет и не должно быть мелочей.

Ешё вопрос касательно материалов раздела Вашего сайта по БЕПО:

Существовали ли в период Великой Отечественной войны БЕПО ВМФ и НКПС?

Подпись

От Евгений Дриг
К ~МиГ~ (06.05.2006 11:23:50)
Дата 06.05.2006 11:42:55

Re: БЕПО 1941

>>По сравнению с ценностью остальной информации, куда вывели на ремонт бепо - мелочь.
>
>Раз Вы так на это смотрите... Но для историка нет и не должно быть мелочей.

Историк понимает ценность той или иной информации в своей работе.

>Ешё вопрос касательно материалов раздела Вашего сайта по БЕПО:

>Существовали ли в период Великой Отечественной войны БЕПО ВМФ и НКПС?

До войны точно ничего не было, кроме ж.д. артбатарей(-еи?) в ВМФ...

В период ВОВ?
Были флотские бронепоезда, активно использовались при обороне Ленинграда, в Крыму, на Кавказе...
Что касается НКПС... То он их строил, но передавал в РККА.

Слово истины есть оружие в борьбе с паразитами трудящихся

От ~МиГ~
К Евгений Дриг (06.05.2006 11:42:55)
Дата 06.05.2006 12:52:07

Re: БЕПО 1941

>До войны точно ничего не было, кроме ж.д. артбатарей(-еи?) в ВМФ...

>В период ВОВ?
>Были флотские бронепоезда, активно использовались при обороне Ленинграда, в Крыму, на Кавказе...
>Что касается НКПС... То он их строил, но передавал в РККА.

Понятно! Спасибо.

Подпись

От ~МиГ~
К Евгений Дриг (05.05.2006 12:30:33)
Дата 05.05.2006 14:50:53

Re: Загляните заодно...

Знаю я эту статью и о ней уже здесь упоминал... Из-за неё я и начал поиски информации о прибалтийских "Виккерсах", т.к. никаких упоминаний о моделях этих машин в статье нет кроме снимка пушечного "Виккерса" (М.1937).
Кстати, в этой статье ничего не говорится о наличии в армиях стран Балтии 6т "Виккерсов" и фигурируют те же 50 лёгких 4т "Виккерсов"!
Откуда взялись ещё 34?

Подпись

От Евгений Дриг
К ~МиГ~ (05.05.2006 14:50:53)
Дата 05.05.2006 21:36:17

Re: Загляните заодно...

>Знаю я эту статью и о ней уже здесь упоминал... Из-за неё я и начал поиски информации о прибалтийских "Виккерсах", т.к. никаких упоминаний о моделях этих машин в статье нет кроме снимка пушечного "Виккерса" (М.1937).
>Кстати, в этой статье ничего не говорится о наличии в армиях стран Балтии 6т "Виккерсов" и фигурируют те же 50 лёгких 4т "Виккерсов"!
>Откуда взялись ещё 34?

Танки якобы 5-го мсп:





Вот из Мощанского надергал:

Мощанский И. "Оборона Прибалтики 22 июня - 9 июля 1941 года"
23 тд имела кроме всего прочего 32 легких танков МК IV/V (Vickers). Скорее всего это были машины расформированных литовских бронетанковых сил, которые состояли из трех рот. Первая из них была оснащена французскими танками Renault FT-17 (12 машин), а 2 и 3-я роты - британскими машинами МК-IV/V - всего 32 танка. Вооружение всех танков было только пулеметное - немецкий 7,92 пулемет.
28 тд кроме всего прочего танки латышской армии (18 МК IV/V) и до 100 БА, в т.ч. 6 "Sargs" латышского производства. Британские легкие танки, поставленные в Латвию в 1935 г. имели 6 - 40-мм пушку QFSA и 12 - 7,7 пулемет Vickers.

Из фондов 12-го мк:
В корпусе на 19.06.41 г./28 тд/23 тд/202 мд
Виккерс - 41/8/17/16
Рено - 12/8/0/4
ТКС - 6/2/2/2
Фиат - 6/0/0/6
Карден-Ллойд - 1/0/0/1

На 20.10.40 г. в прибалтийских корпусах:
22 ск - 6 танков, 8 БА
24 ск - 18 танков, 4 БА
29 ск - 6 танков, 8 БА

Слово истины есть оружие в борьбе с паразитами трудящихся

От А.Елисеенко
К Евгений Дриг (05.05.2006 12:30:33)
Дата 05.05.2006 12:44:50

Спасибо! 22 МСД не могла использовать эстонские бронепоезда? (-)


От Евгений Дриг
К А.Елисеенко (05.05.2006 12:44:50)
Дата 05.05.2006 12:49:10

Re: Спасибо! 22...

Мотострелковым дивизиям (полкам) не полагались бронепоезда.
Все известные случаи использования трофейных БЕПО в НКВД показывают, что их передавали только полкам по охране ж/д, в частности 9-й и 10-й дивизий.

Слово истины есть оружие в борьбе с паразитами трудящихся