От Д.И.У.
К DenisIrkutsk
Дата 05.05.2006 00:23:33
Рубрики 11-19 век; Флот;

Re: Вопрос к...

>1.Когда примерно дракар скажем так был снят с вооружения?:-)

Ясного ответа на такой вопрос не существует. Драккар очень медленно эволюционировал в когг. Суда Вильгельма Завоевателя 1066 г. на 60-80 человек по конструкции в основном драккары, но по сути медленные транспорты. Можно считать, что на протяжении XI века драккар постепенно вышел из моды, вместе с викингами. Но и ранние когги (термин известне с конца X века) и нефы были полувесельными, только к началу XIV века возобладали чисто парусные крутобокие "классические".
Хотя даже в XIV веке в начале Столетней войны вовсю использовались 50-весельные "барки" и "балинджеры", построенные по северной технологии внакрой. То есть по сути потомки драккаров. Однако на фоне 180-весельных генуэзских галер они смотрелись слабо, и использовались только во вспомогательных целях. Например, для доставки продовольствия в осажденные города (у них шансы прорвать блокаду были выше, чем у парусных коггов).

>2. В чём заключаются объективные причины его вытеснения другими типами кораблей Шнеккерами, Кнорами и Коггами. Это не совсем понятно поскольку почти везде дракар описан как потрясающе скоростной на веслах.

а)Клинкерный метод строительства (специально изогнутые длинные доски внакрой) накладывает серьезные ограничения на длину судов, более 25 м - проблематично. Поэтому увеличивать грузоподъемность можно только увеличивая высоту борта.
б) Специализированных военных флотов в средневековой Сев. Европе не было, все корабли были двойного назначения. В грузопотоках Сев. Европы преобладали дешевые массовые грузы. При их перевозках драккар неконкурентоспособен по сравнению с коггом.

>3.Был ли дракар только военным судном? Если нет то, что ещё на нём делали, торговали, ловили рыбу?:-)

Драккар - не военное судно, в том смысле, что он не приспособлен для боев в море, только для десантных операций. Это быстроходное грузопассажирское судно. С военной точки зрения у него есть серьезнейшие недостатки: а) низкий борт + отсутствие фор- и ахтер-кастлей, б) малая вместимость по сравнению с коггом той же длины. Высокий борт дает очень большое преимущество при перестрелке и абордаже (есть конкретные примеры первой половины XIV века - даже большие генуэзские галеры терпели неудачи в боях с английскими и голландскими коггами, причем в хорошую погоду и у самого берега). Равно как и способность спрятать сотню солдат в трюме - они способны моментально "задавить массой" 30-50 человек на беспалубном гребном судне.

От DenisIrkutsk
К Д.И.У. (05.05.2006 00:23:33)
Дата 05.05.2006 10:36:55

Re: Вопрос к...

>>1.Когда примерно дракар скажем так был снят с вооружения?:-)
>
>Ясного ответа на такой вопрос не существует. Драккар очень медленно эволюционировал в когг. Суда Вильгельма Завоевателя 1066 г. на 60-80 человек по конструкции в основном драккары, но по сути медленные транспорты. Можно считать, что на протяжении XI века драккар постепенно вышел из моды, вместе с викингами. Но и ранние когги (термин известне с конца X века) и нефы были полувесельными, только к началу XIV века возобладали чисто парусные крутобокие "классические".

А как это определятся. Почему суда Вильгельма это тихоходные транспорты, а не классические Дракары

С уважением, Денис Иркутск

От Паршев
К Д.И.У. (05.05.2006 00:23:33)
Дата 05.05.2006 00:27:51

???

>. Драккар очень медленно эволюционировал в когг.


Это точно? именно драккар - в когг? Есть промежуточные этапы?

От DenisIrkutsk
К Паршев (05.05.2006 00:27:51)
Дата 05.05.2006 10:40:41

Re: ???

>>. Драккар очень медленно эволюционировал в когг.
>

> Это точно? именно драккар - в когг? Есть промежуточные этапы?

Предполагаю что шнеккер и кнорр

С уважением, Денис Иркутск


От Д.И.У.
К Паршев (05.05.2006 00:27:51)
Дата 05.05.2006 04:05:02

Re: ???

>>. Драккар очень медленно эволюционировал в когг.

> Это точно? именно драккар - в когг? Есть промежуточные этапы?

Тут я, конечно, сверхупростил. Когг в принципе развился из раундшипа где-то в Голландии, причем восходит он скорее к кельтской (северо-галльской) традиции, чем к скандинавской.
Однако драккар тоже эволюционировал в сторону коггообразности (по крайней мере, в англо-нормандском регионе - мне он знаком лучше). Так как попытки механически увеличить размеры во все стороны, имевшие место в X-XI веках (от короля Альфреда до Вильгельма Завоевателя), оказались не очень удачными (удлинение резко ухудшало прочность), эволюция пошла в сторону наращивания бортов и бочкообразности.
И где-то в XII-XIII веках обе ветви эволюции, от раундшипа и драккара, слились в раннем парусно-гребном когге-нефе (все эти термины на самом деле крайне расплывчаты: когг, от голландско-фламандского Kogel, «круглый», и есть английский "раундшип"). В XIII веке добавился руль, увеличились размеры, где-то к 1300 г. стали обычными довольно крупные суда на 40-50 человек команды (в военное время она стандартно удваивалась), и весла отпали окончательно.
Хотя, как уже было сказано, сравнимые с драккарами по размеру 50-весельные гребные суда "северного типа" вовсю использовались до конца XIV века и даже в XV-м. Но в новые времена, на фоне больших коггов и галер с 200 человек команды, они уже не выглядели впечатляюще.