От mvch
К All
Дата 17.05.2006 22:33:14
Рубрики WWII; Флот;

Подводные лодки WW2 и связь с базой

Здраствуйте,

возник вопрос : Обязаны ли были командиры ПЛ докладыват по радио о прибытии на позициях.Можно ли из отсутствия такого доклада делать вывод что лодка обязательно погибла до или непосредствено после прибытия на позиции.В частности расматриваю случай с Щ 211.

с уважением mvch

От Exeter
К mvch (17.05.2006 22:33:14)
Дата 18.05.2006 22:48:07

Re: Подводные лодки...

Здравствуйте, уважаемый mvch!

>возник вопрос : Обязаны ли были командиры ПЛ докладыват по радио о прибытии на позициях.

Е:
Это определялось планом радиосвязи в каждом конкретном случае.


Можно ли из отсутствия такого доклада делать вывод что лодка обязательно погибла до или непосредствено после прибытия на позиции.

Е:
Согласно книге Стрельбицкого "Навечно остались в глубинах Черного моря", штаб БПЛ ЧФ не проявлял беспокойства по поводу отсутствия связи с Щ-211 с момента ее выхода из Туасе 14 ноября 1941 г вплоть до 2 декабря. Только 2 декабря ей был послан первый радиозапрос (при этом по плану она должна была оставить пощицию 30 ноября и придти в Туапсе 3 декабря). Из этого можно сделать вывод, что радиомолчание этой ПЛ предполагалось изначально.


В частности расматриваю случай с Щ 211.

Е:
А в чем вопрос с Щ-211? Она же ведь найдена в 2000 году.



С уважением, Exeter

От mvch
К Exeter (18.05.2006 22:48:07)
Дата 18.05.2006 23:42:26

Re: Подводные лодки...

здраствуйте,

спасибо оченЬ интересно.Дело в том,что после обследования лодки первоначальная версия что лодка погибла на минах стала спорная.В некоторых источников говорится о крупных повреждениях из разного вида оружия,в т.ч. снаряды ,глубинные бомбы и т.д.Как говорят специалисты картина очень похожая на Щ 204.
Так как пока нет никаких конкретных фактах о действии авиации в тот период я стал изучать другие вазможные причины.Встретил версию о яко бы действиях румынских кораблей около 20 ноемвря,однако подробности не нашел.
Возникла и версия о 30,11,1941,.На етой дате конвой из двух кораблей /вероятно цар Фердинанд и Каварна/ подвергался трижды атакой с Пл.по маршруту Созопол-Обзор .Согласно доклада командира торпедных катеров "Люрсен",которые охраняли конвой были отражены несколько атак вкл. сброшены глуб.бомбы. Считается в принципе что это были Щ 209 и щ 204,однако на заключительном етапе около Обзора вполне могла быть Щ 211.Не далеко от южной границе позиции и от место гибели лодки.
Но для дальнейшего расмотрения вопроса очень было узнать что в принципе лодка вполне могла и не выходить на связь до прихода в базы.

Вот статя о пресконференции кап.1ранг ЧФ Васильчук после обследования щ 211,в 2003г.На болгарский,аднако я в рускоезичном интернете с такими подробностями не находил

http://bgarmy.eamci.bg/Scripts/isapiVWB.dll/theme?THEMEID=23980


с уважением mvch

От Exeter
К mvch (18.05.2006 23:42:26)
Дата 19.05.2006 02:38:34

Re: Подводные лодки...

Здравствуйте!

>спасибо оченЬ интересно.Дело в том,что после обследования лодки первоначальная версия что лодка погибла на минах стала спорная.В некоторых источников говорится о крупных повреждениях из разного вида оружия,в т.ч. снаряды ,глубинные бомбы и т.д.Как говорят специалисты картина очень похожая на Щ 204.

Е:
Собственно, фотографии лодки и схема положения Щ-211 на грунте и ее повреждений приводится у того же Стрельбицкого. По ним, у лодки разрушена носовая часть, что свидетельствует о явной детонации торпедного боезапаса. Если там сдетонировали торпеды, то и весь остальной корпус должен был получить сильные повреждения, включая от осколков и обломков. В общем, непонятно, каким аргументами отрицается минная версия, тем более, что координаты гибели лодки совпадают с координатами румынского заграждения S-18.


>Так как пока нет никаких конкретных фактах о действии авиации в тот период я стал изучать другие вазможные причины.Встретил версию о яко бы действиях румынских кораблей около 20 ноемвря,однако подробности не нашел.
>Возникла и версия о 30,11,1941,.На етой дате конвой из двух кораблей /вероятно цар Фердинанд и Каварна/ подвергался трижды атакой с Пл.по маршруту Созопол-Обзор .Согласно доклада командира торпедных катеров "Люрсен",которые охраняли конвой были отражены несколько атак вкл. сброшены глуб.бомбы.
Считается в принципе что это были Щ 209 и щ 204,однако на заключительном етапе около Обзора вполне могла быть Щ 211.Не далеко от южной границе позиции и от место гибели лодки.

Е:
На затонувшей Щ-211 открыт рубочный люк, а на берег позднее было выброшено тело старпома Борисенко. Все это свидетельствует о том, что ПЛ погибла в надводном положении, т.е. глубинные бомбы тут не при чем.


С уважением, Exeter

От mvch
К Exeter (19.05.2006 02:38:34)
Дата 19.05.2006 14:22:06

Re: Подводные лодки...

здраствуйте,
>Е:
>Собственно, фотографии лодки и схема положения Щ-211 на грунте и ее повреждений приводится у того же Стрельбицкого. По ним, у лодки разрушена носовая часть, что свидетельствует о явной детонации торпедного боезапаса. Если там сдетонировали торпеды, то и весь остальной корпус должен был получить сильные повреждения, включая от осколков и обломков. В общем, непонятно, каким аргументами отрицается минная версия, тем более, что координаты гибели лодки совпадают с координатами румынского заграждения S-18.

Как видно из сылки версия возникла после обследования лодки ЧФ в 2003 и об этом говорит характер повреждении.Для меня начальник управления службы поиска и спасения ЧФ России человек компетентный по презумции.)):Кстати на сайте Штурм глубины есть хорошая картинка повреждении и фотографии .Правда я не знаю точные координаты S-18.Заграждение на котором подорвалась Щ 205 4,12,на той же позиции имеет несколько иные координаты 43,03с.ш.,28,05в.д.
Кроме того согласно мнения некоторых иследователей характер повреждении щ 211 несколько иной чем характер повреждении щ 210,доказано погибла на немецкой противоподводной мине/как S 18/.


>Е:
>На затонувшей Щ-211 открыт рубочный люк, а на берег позднее было выброшено тело старпома Борисенко. Все это свидетельствует о том, что ПЛ погибла в надводном положении, т.е. глубинные бомбы тут не при чем.

Практически это о чем не свидетельствует так как по воспоминаниям очевидцев нашли только верхная часть тело Борисенко с оторваными ногами,при етом тело нашли весны или лето 42г.Это скорее говорит по моему о том что Борисенко убило взрывом а не о том что лодка была в надводном положении.Возможно он был на мостике непосредствано перед погружением лодки и по етому у него на шее был бинокл.

с уважением mvch

От Андрей Белов
К Exeter (19.05.2006 02:38:34)
Дата 19.05.2006 09:06:05

Re: Подводные лодки...


>На затонувшей Щ-211 открыт рубочный люк, а на берег позднее было выброшено тело старпома Борисенко. Все это свидетельствует о том, что ПЛ погибла в надводном положении, т.е. глубинные бомбы тут не при чем.


>С уважением, Exeter

По моему после того, как нашли 211 начались неуемные фантазии, основанные на прошлом опыте с 204 (уничтожена НК) и попытки приписать ее гибель всему чему угодно, но только не минам.
Характер повреждений свидетельствует именно о подрыве на якорной мине заграждения с последующей детонащией торпед (которых кстати было немного - если бы были еще и запасные торпеды на стеллажах в НО, то от 211 остался бы только хвост).

От Николай Поникаров
К mvch (17.05.2006 22:33:14)
Дата 18.05.2006 13:30:02

Re: Подводные лодки...

День добрый.

>возник вопрос : Обязаны ли были командиры ПЛ докладыват по радио о прибытии на позициях.

Связь по установленному расписанию. Скорее всего, в первую же ночь по прибытии на позицию Щ-211 должна была выйти на связь.

> Можно ли из отсутствия такого доклада делать вывод что лодка обязательно погибла до или непосредствено после прибытия на позиции.

Нет, лодка могла не выйти на связь по разным причинам.

> В частности расматриваю случай с Щ 211.

Так вроде версия гибели от бомб 14 ноября никак не противоречит невыходу лодки на связь.

С уважением, Николай.

От (v.)Krebs
К mvch (17.05.2006 22:33:14)
Дата 18.05.2006 13:03:46

Re: Подводные лодки...

Si vis pacem, para bellum

>возник вопрос : Обязаны ли были командиры ПЛ докладыват по радио о прибытии на позициях.
по обстоятельствам, погодные сводки передавали ведь.

>Можно ли из отсутствия такого доклада делать вывод что лодка обязательно погибла до или непосредствено после прибытия на позиции.В частности расматриваю случай с Щ 211.
далеко не факт - повреждение передатчика, невозможность всплыть и т.д.

== Решил жить счастливо. Удалось. == :)

От tsa
К mvch (17.05.2006 22:33:14)
Дата 18.05.2006 11:36:23

Вообще-то это совсем не моя тема, но...

Здравствуйте !

Могу например сказать, что ломка шифра Энигмы одной из первых задач имела расшифровку радиограмм немецких подлодок в Северном Море. Из этих расшифровок англичане узнавали об их местонахождении и планах.

С уважением, tsa.

От Huxley
К mvch (17.05.2006 22:33:14)
Дата 18.05.2006 11:17:14

Не знаю, обязаны ли были командиры докладывать по радио...

... именно о прибытии на позицию. Но мне кажется это нецелесообразным. Если сигнал перехватит противник и сумеет его расшифровать, то ему будет известно точное местонахождение ПЛ. Так ведь?
Однако точно командиры ПЛ должны были выходить на связь. В некоторых советских источниках утверждается, что "Щ 211 на связь не выходила и в назначенный срок на базу не возвратилась. Предположительно подорвалась на мине и погибла в районе Варны."
Однако, насколько я знаю, болгарскими энтузиастами проводились большие исследовательские работы, которые якобы позволили достоверно установить хронику событий. 14 ноября 41г Щ-211 пеленгует у мыса Галата румынский заградитель "Принц Карол". Первый торпедный залп идёт мимо цели. Командир румынского корабля успевает сообщить о нападении на немецкий военный аэродром, расположенный в районе Варненского озера. Второй торпедный Щуки топит цель. Румыны уходят на дно в 5 милях от Варны. Щ-211 идёт на всплытие, и в надводном положении на максимальной скорости уходит в юго-восточном направлении. Однако в 3 милях от места потопления "Принца Карола" Щуку настигает немецкий самолет. Получив сильные повреждения Щука тонет.
15 ноября волны выбросят на берег у села Шкорпиловцы доказательства гибели советской субмарины: обезображенное тело старшего помощника командира, поврежденную десантную лодку и помятую емкость с горючим.
Работа болгарских энтузиастов идёт в разрез с официальной Советской позицией в этом вопросе (до сих пор). Однако я лично склонен больше к болгарской версии по той причине, что немцы четко зафиксировали именно 14 ноября факт потопления советской подлодки в результате бомбардировки.

От mvch
К Huxley (18.05.2006 11:17:14)
Дата 18.05.2006 22:41:51

Re: Не знаю,

Здраствуйте,

читал эту историю,мне кажется обычная выдумка.Правда не знаю российской или болгарской пресы.
Эта версия не потверждается никакими фактами или источниками.
По моим сведениям Щ 211 вышла 19,11.1941 с базы,а румынский минзак "Реджеле Карол"погиб 10,10,1941г. на минах поставленых Л4 или Л5.Тело Борисенко нашли не 15,11,1941,как утверждается в газетах,а значительно позже.
Очевидно путаюг с трупами двух других сов. подводников с С-34,которых нашли именно 15-16 ноября.
Так что очевидно что Щ 211 никак не могла атаковат "Реджеле Карол" 14 ноября.Не находил в никаких источников ничево про действиях авиации в тот период.

с уважением mvch