От Паршев
К All
Дата 03.07.2006 01:59:10
Рубрики WWII; Танки; Байки;

А про ленд-лизовские танки - правда?

Один ветеран ВОВ рассказывал. Все лицо у него было в мелких шрамах.
Естественно за бутылочкой был задан вопрос, откуда? Ответ - дружественный
огонь. Прислали им в качестве помощи американские танки. Освоили,
радовались, чистота, все белой эмалью изнутри покрыто, ход отличный, ну
прям как сейчас кинoмарки эти. Первый бой, касательное попадание, экипаж
в ауте, рожи в кровище, боль, повыскакивали - танк цел. Остатки красоты,
внутренней эмалировки потом кувалдочкой пришлось посбивать.

От Евграфов Юрий
К Паршев (03.07.2006 01:59:10)
Дата 03.07.2006 11:18:55

Re: Не стоит обобщать ...

С уважением!

>Один ветеран ВОВ рассказывал. Все лицо у него было в мелких шрамах.
>Естественно за бутылочкой был задан вопрос, откуда? Ответ - дружественный
>огонь. Прислали им в качестве помощи американские танки. Освоили,
>радовались, чистота, все белой эмалью изнутри покрыто, ход отличный, ну
>прям как сейчас кинoмарки эти. Первый бой, касательное попадание, экипаж
>в ауте, рожи в кровище, боль, повыскакивали - танк цел. Остатки красоты,
>внутренней эмалировки потом кувалдочкой пришлось посбивать.

Кувалдочкой? Краску?


Не стоит обобщать на весь ленд-лиз. Рассматриваемый случай явно единичный. Может иметь несколько объяснений.
Наиболее вероятно - производственный брак. Например, забыли перед нанесением краски прогрунтовать. Или при горячей сушке "закалили" краску. Или ...
Короче говоря,одно или несколько упущений в технологии - и краска может-таки превратиться в "готовые убойные элементы".
Нельзя так же полностью исключить, что в данном конкретном случае был саботаж.
И последнее - к нам попали образцы с "остатками" технологических опытов.

Всех благ!

От Паршев
К Евграфов Юрий (03.07.2006 11:18:55)
Дата 03.07.2006 12:20:11

Вот на это похоже. Кстати, в тексте не говорится о Шермане, м.б. что другое(-)


От Роман Алымов
К Паршев (03.07.2006 01:59:10)
Дата 03.07.2006 10:59:24

Это скорее окалина а не краска (+)

Доброе время суток!
Летящая в лица окалина от брони - общее место воспоминаний советских танкистов о начальном периоде войны (когда немецкие снаряды ещё не пробивали броню Т-34 и КВ)

С уважением, Роман

От БорисК
К Роман Алымов (03.07.2006 10:59:24)
Дата 04.07.2006 07:51:55

Re: Это скорее...

У английских и американских танков броня отличалась гораздо лучшей однородностью и вязкостью, чем у советских первой половины войны. Она почти не давала вторичных осколков при ее пробитии.

С уважением, БорисК.

От Роман Алымов
К БорисК (04.07.2006 07:51:55)
Дата 04.07.2006 11:39:24

При чём тут вторичные осколки при пробитии? (-)


От БорисК
К Роман Алымов (04.07.2006 11:39:24)
Дата 04.07.2006 13:07:50

Re: При чём...

Вторичные осколки - это осколки самой брони, которые образовались при ее пробитии снарядом или отколовшиеся от ее тыльной поверхности в случае, если снаряд броню не пробил. Как раз та самая окалина, о которой Вы говорили. Вязкая броня предотвращает их образование.

От Евграфов Юрий
К БорисК (04.07.2006 13:07:50)
Дата 04.07.2006 15:50:19

Re: Чтоб прояснить проблему...

С уважением!

>Вторичные осколки - это осколки самой брони, которые образовались при ее пробитии снарядом или отколовшиеся от ее тыльной поверхности в случае, если снаряд броню не пробил. Как раз та самая окалина, о которой Вы говорили. Вязкая броня предотвращает их образование.

Что-то у Вас получился замес из осколков брони и окалины. Давайте их "разведём".

Значит, такое дело:
Если мы имеем, скажем, только что отлитую башню, извлечённую из земляной формы, то на её поверхности и внутри поверхностного слоя можно обнаружить всякую гадость. Как то: окалину, остатки формовочной земли и включения случайного происхождения. Если всё оставить как есть и подвергнуть башню обстрелу, разместив за тыльной поверхностью брони листы картона, то мы убедимся, что мы были "неправы". Башню надо очищать. Потому как повреждения картона частицами окалины и посторонних включений оказались весьма значительны. Может и несмертельно, но без глаз можно остаться запросто.
Что касается броневого проката, то и там, несмотря на внешне чистую поверхность, тоже имеются посторонние включения в поверхностном слое металла. И эффект от них тот же самый.
Берёмся "счищать" - и что-то больно много удаляем. Жалко. Того и гляди снаряды станут просаживать наше изделие.
Тогда начинаем придумывать войлочные экраны, кевлар пробуем и т.д. Однако пока больше всего прижилась окраска. Но и тут оказалось всё совсем не просто - Всё-таки, сколь глубоко счищать окалину и надо ли вообще? Сколько слоёв и какого грунта накладывать? Сколько и какой краски? Какова должна быть влажность сжатого воздуха, подаваемого в краскопульты? Как сушить? И т.д., и т.п. Да ещё все через тридцать лет забыли зачем всё это надо.
А тут раз, и на испытаниях чешуйки потрескавшейся краски, возьми и превратись в "сюрикены"! Иссекли весь картон. Вот тут-то все и забегают!

И ещё. Назакуску. Ещё будучи молодым специалистом, спросил у дедов - что собственно горит в танке? Они мне дружно - прежде всего краска! Я им - так зачем тогда красим? Один только вспомнил что-то про окалину!

Здоровья Вам и успехов!

От БорисК
К Евграфов Юрий (04.07.2006 15:50:19)
Дата 05.07.2006 08:23:55

Re: Чтоб прояснить

Про такое элементарное происхождение окалины я не подумал... :-( Спасибо за разъяснение. Я считал, что любая отливка как следует зачищается, есть ведь такая профессия - обрубщик. Интересно, это только в военное время этим пренебрегали, или в мирное тоже?

>И ещё. Назакуску. Ещё будучи молодым специалистом, спросил у дедов - что собственно горит в танке? Они мне дружно - прежде всего краска! Я им - так зачем тогда красим? Один только вспомнил что-то про окалину!

Я слышал, что в первую очередь загоралось разлившиеся топливо и масло. Следующий по частоте источник загорания - тряпье, ветошь, особенно промасленные. Сюда же относится и одежда танкистов.

С уважением, БорисК.

От Евграфов Юрий
К БорисК (05.07.2006 08:23:55)
Дата 05.07.2006 14:08:43

Re: Чтоб прояснить ...

С уважением!

>Про такое элементарное происхождение окалины я не подумал... :-( Спасибо за разъяснение. Я считал, что любая отливка как следует зачищается, есть ведь такая профессия - обрубщик. Интересно, это только в военное время этим пренебрегали, или в мирное тоже?

Врать про военное время не буду, потому как достоверной инфой не обладаю. Ну что-то, как-то слышал ...
Вот, например, из расказов дедов отложилось, что как только начинали "пренебрегать", то через скорое время с фронта приходила такая телега ... Око ведь каждый старается беречь.

>>И ещё. Назакуску. Ещё будучи молодым специалистом, спросил у дедов - что собственно горит в танке? Они мне дружно - прежде всего краска! Я им - так зачем тогда красим? Один только вспомнил что-то про окалину!
>
>Я слышал, что в первую очередь загоралось разлившиеся топливо и масло. Следующий по частоте источник загорания - тряпье, ветошь, особенно промасленные. Сюда же относится и одежда танкистов.

То же самое я спрашивал у ветеранов. Но они упорно на первое место ставили краску.
Мне, как инженеру, в это и по сей день верится с трудом. Может какой психологический эффект? Или возможно, те кто мог видеть горение топлива и масла, погибали сразу?

Здоровья Вам и успехов!

От Colder
К Евграфов Юрий (05.07.2006 14:08:43)
Дата 06.07.2006 09:13:41

Предположение

>То же самое я спрашивал у ветеранов. Но они упорно на первое место ставили краску.
>Мне, как инженеру, в это и по сей день верится с трудом. Может какой психологический эффект? Или возможно, те кто мог видеть горение топлива и масла, погибали сразу?

А вы не задумывались, чего такого особенного может гореть в каменном помещении? :))). У меня был опыт. На нашей лестничной площадке из-за превышения допустимой нагрузки (сосед врубил в квартире обогреватель и электрички) загорелась проводка и краска на стене. Может, вы удивитесь, но лестничный проем практически моментально был задымлен. Ни зги не видно и дышать невозможно. На следующий день оценили ущерб: сгорела краска на стене площадью примерно пару квадратов и изоляция на проводке длиной примерно см 15-20, не более. (Электрики пробили штробу, отрезали поврежденный кусок и нарастили). Никогда бы не поверили, что столь малое количество сгоревшего вещества (ну еще квартирный автомат поплавился) могло дать такой густой и плотный дым. Очень подозреваю, что в тесной танковой башне эффект был многократно сильнее.

От Евграфов Юрий
К Colder (06.07.2006 09:13:41)
Дата 06.07.2006 11:06:11

Re: Предположение верное ...

С уважением!

Вы совершенно правы.
Эффект задымления и сопутствующего вредного воздействия на человека, связаного с возможным возгаранием внутренней окраски танка - действительно общепризнанный "сильный" фактор.
Именно поэтому в современных военных стандартах (и не только у нас) установлено требование проверять, в частности, токсичность дымов.

Но выше речь шла немного о другом. У нас есть "непонятка", почему ветераны ставят горение краски (не задымление, а именно горение) на первое место, оставляя позади пламя от ГСМ?
При этом хочу заметить, что проводить исследовательскую, без эмоций, беседу на данную тему с человеком, у которого вместо носа "пимпочка", у меня не очень получалось.

Здоровья Вам и успехов!

От БорисК
К Евграфов Юрий (05.07.2006 14:08:43)
Дата 06.07.2006 08:56:53

Re: Чтоб прояснить

>Или возможно, те кто мог видеть горение топлива и масла, погибали сразу?

Вполне согласен. Выбраться со дна загоревшегося танка шансов была намного меньше, чем у тех, кто сидел у самого люка.

С уважением, БорисК.

От Евграфов Юрий
К БорисК (06.07.2006 08:56:53)
Дата 06.07.2006 11:12:31

Re: Конечно, с учётом расположения топбаков, скажем, на Т-34. (-)


От АКМ
К Паршев (03.07.2006 01:59:10)
Дата 03.07.2006 09:25:30

Re: А про...

их вроде не красили внутри, а обшивали белым кожзаменителем. Как раз для того, чтобы предотвратить сколы брони.

От NMD
К АКМ (03.07.2006 09:25:30)
Дата 03.07.2006 09:38:27

Судя по фоткам "Шерман" как раз крашенный -- в стёртых местах проступает грунт. (-)


От Лейтенант
К АКМ (03.07.2006 09:25:30)
Дата 03.07.2006 09:36:42

А может сначала красили?

>их вроде не красили внутри, а обшивали белым кожзаменителем. Как раз для того, чтобы предотвратить сколы брони.

А может сначала красили, из-за каких-то особенностей брони было много сколов, что вызывало проблемы подобные вышеописанной, поэтому позже стали обшивать кожезаменителем?
Кстати проблема со сколами брони была очень острой на первых английских Мк в ПМВ, и решали ее тоже похоже ...

От CANIS AUREUS
К Паршев (03.07.2006 01:59:10)
Дата 03.07.2006 08:59:58

Что-то здесь не то

На милитере есть воспоминания ГСС Д.Ф. Лозы "Танкист на иномарке". Там он подробно пишет про Шерман. Ничего, кроме положительных отзывов, за исключением износа резины катков. Навскидку, внутри танка ему ОСОБЕННО нравилось.


С уважением
Владимир

От NMD
К Паршев (03.07.2006 01:59:10)
Дата 03.07.2006 02:03:32

Краска тут не причём. Все танки изнутри белым красят и чего? (-)


От Паршев
К NMD (03.07.2006 02:03:32)
Дата 03.07.2006 02:05:14

Там про эмаль, а не краску. Ну, как на кастрюлях - отлетает при ударе

острыми чешуйками.

От Robert
К Паршев (03.07.2006 02:05:14)
Дата 03.07.2006 03:36:38

Молотковая эмаль на кастрюляx запекается в печи

Не думаю что крашенный танк засовывали в печь чтобы запечь эмаль на нем... Помимо прочего, с термообработкой брони никто ради краски шутить не будет.

От Константин Чиркин
К Robert (03.07.2006 03:36:38)
Дата 03.07.2006 18:07:26

Есть фотка Т-34,который сушат под лампами после покраски.

Приветствую.Так что броня тоже нагревается.

От Robert
К Константин Чиркин (03.07.2006 18:07:26)
Дата 04.07.2006 10:57:39

Ре: Есть фотка...

>Так что броня тоже нагревается.

Это разные вещи. Сушка краски лампами - просто чтобы быстрее испарить из краски летучий растворитель. Запекание же молотковой эмали на кастрюляx - нагрев иx чуть ли не до температуры плавления алюминия который вxодит в эту эмаль в виде xлопьев и пудры.

От Евграфов Юрий
К Robert (04.07.2006 10:57:39)
Дата 06.07.2006 11:37:21

Ре: Действительно интересный вопрос ...

С уважением!

>Это разные вещи. Сушка краски лампами - просто чтобы быстрее испарить из краски летучий растворитель. Запекание же молотковой эмали на кастрюляx - нагрев иx чуть ли не до температуры плавления алюминия который вxодит в эту эмаль в виде xлопьев и пудры.

Действительно интересный вопрос:

Не было ли в истории танкостроения попытки использования чего-то подобного молотковой эмали для окраски внутрееих поверхностей брони?

Если вчитаться в исходный пост данной ветки, то вопросец вовсе не праздный.

С наилучшими пожеланиями!

От FVL1~01
К Евграфов Юрий (06.07.2006 11:37:21)
Дата 06.07.2006 14:11:47

НЕ было

И снова здравствуйте

>Не было ли в истории танкостроения попытки использования чего-то подобного молотковой эмали для окраски внутрееих поверхностей брони?


Молотковая эмаль тогда (в 1930-1940) специфически АВИАЦИОННЫЙ вид покраски - как раз обьектов или сильно нагревающихся - авиационные капоты, выштамповки под цилиндры двигателей и под радиаторы турбонагнетатели (турбонаддув у Р-47 снаруджи весь молотком обработан был по "технологии" а поверх эмали его еще и красили зачем то просто краской


ТАк что единственное место где оно могло быть в американском танке - это авиамотор в моторном отсеке


Возможно что имелся в виду пластифицирующаяся краска на основе целюлозы, которую неправильно приготовили - для окраски внутренней поварехности... Ее слишком толсттый слой при высыхании даст эффект эмали с чешубками


С уважением ФВЛ

От FVL1~01
К FVL1~01 (06.07.2006 14:11:47)
Дата 06.07.2006 14:12:55

пардон добавление

И снова здравствуйте

>ТАк что единственное место где оно могло быть в американском танке - это авиамотор в моторном отсеке


Еще молотковой эмалью красили приборы, но это обычно просто из сообраений эстетики, покрытие прочное и мало царапается



С уважением ФВЛ