От Роман Алымов
К Паршев
Дата 03.07.2006 10:59:24
Рубрики WWII; Танки; Байки;

Это скорее окалина а не краска (+)

Доброе время суток!
Летящая в лица окалина от брони - общее место воспоминаний советских танкистов о начальном периоде войны (когда немецкие снаряды ещё не пробивали броню Т-34 и КВ)

С уважением, Роман

От БорисК
К Роман Алымов (03.07.2006 10:59:24)
Дата 04.07.2006 07:51:55

Re: Это скорее...

У английских и американских танков броня отличалась гораздо лучшей однородностью и вязкостью, чем у советских первой половины войны. Она почти не давала вторичных осколков при ее пробитии.

С уважением, БорисК.

От Роман Алымов
К БорисК (04.07.2006 07:51:55)
Дата 04.07.2006 11:39:24

При чём тут вторичные осколки при пробитии? (-)


От БорисК
К Роман Алымов (04.07.2006 11:39:24)
Дата 04.07.2006 13:07:50

Re: При чём...

Вторичные осколки - это осколки самой брони, которые образовались при ее пробитии снарядом или отколовшиеся от ее тыльной поверхности в случае, если снаряд броню не пробил. Как раз та самая окалина, о которой Вы говорили. Вязкая броня предотвращает их образование.

От Евграфов Юрий
К БорисК (04.07.2006 13:07:50)
Дата 04.07.2006 15:50:19

Re: Чтоб прояснить проблему...

С уважением!

>Вторичные осколки - это осколки самой брони, которые образовались при ее пробитии снарядом или отколовшиеся от ее тыльной поверхности в случае, если снаряд броню не пробил. Как раз та самая окалина, о которой Вы говорили. Вязкая броня предотвращает их образование.

Что-то у Вас получился замес из осколков брони и окалины. Давайте их "разведём".

Значит, такое дело:
Если мы имеем, скажем, только что отлитую башню, извлечённую из земляной формы, то на её поверхности и внутри поверхностного слоя можно обнаружить всякую гадость. Как то: окалину, остатки формовочной земли и включения случайного происхождения. Если всё оставить как есть и подвергнуть башню обстрелу, разместив за тыльной поверхностью брони листы картона, то мы убедимся, что мы были "неправы". Башню надо очищать. Потому как повреждения картона частицами окалины и посторонних включений оказались весьма значительны. Может и несмертельно, но без глаз можно остаться запросто.
Что касается броневого проката, то и там, несмотря на внешне чистую поверхность, тоже имеются посторонние включения в поверхностном слое металла. И эффект от них тот же самый.
Берёмся "счищать" - и что-то больно много удаляем. Жалко. Того и гляди снаряды станут просаживать наше изделие.
Тогда начинаем придумывать войлочные экраны, кевлар пробуем и т.д. Однако пока больше всего прижилась окраска. Но и тут оказалось всё совсем не просто - Всё-таки, сколь глубоко счищать окалину и надо ли вообще? Сколько слоёв и какого грунта накладывать? Сколько и какой краски? Какова должна быть влажность сжатого воздуха, подаваемого в краскопульты? Как сушить? И т.д., и т.п. Да ещё все через тридцать лет забыли зачем всё это надо.
А тут раз, и на испытаниях чешуйки потрескавшейся краски, возьми и превратись в "сюрикены"! Иссекли весь картон. Вот тут-то все и забегают!

И ещё. Назакуску. Ещё будучи молодым специалистом, спросил у дедов - что собственно горит в танке? Они мне дружно - прежде всего краска! Я им - так зачем тогда красим? Один только вспомнил что-то про окалину!

Здоровья Вам и успехов!

От БорисК
К Евграфов Юрий (04.07.2006 15:50:19)
Дата 05.07.2006 08:23:55

Re: Чтоб прояснить

Про такое элементарное происхождение окалины я не подумал... :-( Спасибо за разъяснение. Я считал, что любая отливка как следует зачищается, есть ведь такая профессия - обрубщик. Интересно, это только в военное время этим пренебрегали, или в мирное тоже?

>И ещё. Назакуску. Ещё будучи молодым специалистом, спросил у дедов - что собственно горит в танке? Они мне дружно - прежде всего краска! Я им - так зачем тогда красим? Один только вспомнил что-то про окалину!

Я слышал, что в первую очередь загоралось разлившиеся топливо и масло. Следующий по частоте источник загорания - тряпье, ветошь, особенно промасленные. Сюда же относится и одежда танкистов.

С уважением, БорисК.

От Евграфов Юрий
К БорисК (05.07.2006 08:23:55)
Дата 05.07.2006 14:08:43

Re: Чтоб прояснить ...

С уважением!

>Про такое элементарное происхождение окалины я не подумал... :-( Спасибо за разъяснение. Я считал, что любая отливка как следует зачищается, есть ведь такая профессия - обрубщик. Интересно, это только в военное время этим пренебрегали, или в мирное тоже?

Врать про военное время не буду, потому как достоверной инфой не обладаю. Ну что-то, как-то слышал ...
Вот, например, из расказов дедов отложилось, что как только начинали "пренебрегать", то через скорое время с фронта приходила такая телега ... Око ведь каждый старается беречь.

>>И ещё. Назакуску. Ещё будучи молодым специалистом, спросил у дедов - что собственно горит в танке? Они мне дружно - прежде всего краска! Я им - так зачем тогда красим? Один только вспомнил что-то про окалину!
>
>Я слышал, что в первую очередь загоралось разлившиеся топливо и масло. Следующий по частоте источник загорания - тряпье, ветошь, особенно промасленные. Сюда же относится и одежда танкистов.

То же самое я спрашивал у ветеранов. Но они упорно на первое место ставили краску.
Мне, как инженеру, в это и по сей день верится с трудом. Может какой психологический эффект? Или возможно, те кто мог видеть горение топлива и масла, погибали сразу?

Здоровья Вам и успехов!

От Colder
К Евграфов Юрий (05.07.2006 14:08:43)
Дата 06.07.2006 09:13:41

Предположение

>То же самое я спрашивал у ветеранов. Но они упорно на первое место ставили краску.
>Мне, как инженеру, в это и по сей день верится с трудом. Может какой психологический эффект? Или возможно, те кто мог видеть горение топлива и масла, погибали сразу?

А вы не задумывались, чего такого особенного может гореть в каменном помещении? :))). У меня был опыт. На нашей лестничной площадке из-за превышения допустимой нагрузки (сосед врубил в квартире обогреватель и электрички) загорелась проводка и краска на стене. Может, вы удивитесь, но лестничный проем практически моментально был задымлен. Ни зги не видно и дышать невозможно. На следующий день оценили ущерб: сгорела краска на стене площадью примерно пару квадратов и изоляция на проводке длиной примерно см 15-20, не более. (Электрики пробили штробу, отрезали поврежденный кусок и нарастили). Никогда бы не поверили, что столь малое количество сгоревшего вещества (ну еще квартирный автомат поплавился) могло дать такой густой и плотный дым. Очень подозреваю, что в тесной танковой башне эффект был многократно сильнее.

От Евграфов Юрий
К Colder (06.07.2006 09:13:41)
Дата 06.07.2006 11:06:11

Re: Предположение верное ...

С уважением!

Вы совершенно правы.
Эффект задымления и сопутствующего вредного воздействия на человека, связаного с возможным возгаранием внутренней окраски танка - действительно общепризнанный "сильный" фактор.
Именно поэтому в современных военных стандартах (и не только у нас) установлено требование проверять, в частности, токсичность дымов.

Но выше речь шла немного о другом. У нас есть "непонятка", почему ветераны ставят горение краски (не задымление, а именно горение) на первое место, оставляя позади пламя от ГСМ?
При этом хочу заметить, что проводить исследовательскую, без эмоций, беседу на данную тему с человеком, у которого вместо носа "пимпочка", у меня не очень получалось.

Здоровья Вам и успехов!

От БорисК
К Евграфов Юрий (05.07.2006 14:08:43)
Дата 06.07.2006 08:56:53

Re: Чтоб прояснить

>Или возможно, те кто мог видеть горение топлива и масла, погибали сразу?

Вполне согласен. Выбраться со дна загоревшегося танка шансов была намного меньше, чем у тех, кто сидел у самого люка.

С уважением, БорисК.

От Евграфов Юрий
К БорисК (06.07.2006 08:56:53)
Дата 06.07.2006 11:12:31

Re: Конечно, с учётом расположения топбаков, скажем, на Т-34. (-)