От Алекс Антонов
К andrew~han
Дата 11.08.2006 13:27:43
Рубрики WWI; Танки;

Т-34М и КВ-3 и были той самой доработкой.

>>...планировалось заменять на КВ-3 и Т-34М.

>Так получилось бы в 1942 г. то же самое что в 1941 - сырые и недоработанные Т-34М и КВ-3, при отсутствии доработанной модели Т-34 и КВ-1,2.

К примеру "ахиллесовой пятой" КВ была КПП. Для устранения "этой ахиллесовой пяты" позднее на КВ-1С была установлена КПП созданная для КВ-3 и пригодная для установки в танки массой до 100 тонн.

http://militera.lib.ru/tw/ibragimov/06.html

"Напрашивается вопрос: в чем же была причина снятия с производства КВ-1?

В хранящихся в фондах ЦГВИА документах, относящихся к испытаниям танков КВ-1 и КВ-2 в 1940 году, можно заметить, что основной причиной выхода из строя танков была неблагополучная трансмиссия и главное ее звено — коробка передач. Еще в 1940 году было принято решение:

«В существующей КПП усилить шестерни, ввести фиксацию нейтрали» и «Разработать новую КПП в соответствии с новыми техническими требованиями».

Я уже подчеркивал, что во время разработки танка КВ-3 под руководством Л. Е. Сычева и Ф. А. Маришкина была сконструирована новая коробка передач. В августе 1940 года на эту трансмиссию, как утверждает С. М. Касавин в своих воспоминаниях, «уже были заказаны: литье и поковки, а также в основном проведена подготовка производства». Однако стало очевидным — эта трансмиссия непригодна для танка: она сложна, габариты ее велики, узлы и детали не технологичны.

Читатель уже знает участь танка КВ-3, знает также, какие негативные явления могли последовать в случае его производства на ЧТЗ. Следует отметить и особо подчеркнуть, [284] что коробка передач, о которой идет речь, с незначительными изменениями планировалась и в КВ-1. Для этой цели, по словам Касавина, даже намечалось перестроить один из заводов. Но помешала война. Нападение фашистской Германии и неблагоприятный ход боевых действий в первые месяцы 1941 года не позволили развернуть производство новых танков КВ-3 даже в тыловых районах страны. Пришлось довольствоваться уже налаженным изготовлением КВ-1, в их исходном конструктивном исполнении (вплоть до снятия их с производства летом 1942 года).

А почему же при запуске в производство КВ-1 на ЧТЗ не была осуществлена замена коробки передач?

По указанию Сталина, у которого сложилось ошибочное мнение о причинах выхода из строя КВ, их масса снижалась за счет ухудшения броневой защиты.

Шашмурин портить отношения с руководством КБ и завода по поводу установки КПП с танка КВ-3 на КВ-1 не стал.

В чем особенность коробки скоростей, разработанной Шашмуриным для танка КВ-1С, которая «ложилась» с незначительными изменениями «в прокрустово ложе» любого тяжелого танка массой до 100 тонн?

Во-первых, удалась кинематическая схема коробки с лучшей динамикой, большими прочностными резервами, меньшими габаритами. Это очевидно. Но Шашмурин не обошелся без нововведений, которые вызвали не только недоумение, но и естественное противодействие.

Николай Федорович, во-первых, вместо легированных дорогостоящих конструкционных сталей при разработке коробки передач применил для некоторых валов и шестерен углеродистые стали с последующей их термической обработкой токами высокой частоты. Это явилось совершенно новым в технологии основного производства на танкостроительных заводах страны. И второе — не менее необычное для того времени — картер КПП изготовлялся не из силумина, как прежде, а из чугуна.

Помните, что происходило с коническими подшипниками КПП танков КВ-1 и КВ-2, у которых картер был силуминовый? Эти подшипники разрушались. В коробке передач с чугунным картером, поскольку коэффициенты линейного расширения стали и чугуна близки по значению, выход из строя подшипников по этой причине исключался. [285]

В воспоминаниях бывшего главного металлурга Ки-" ровского завода А. Г. Веденова по этому поводу говорится так:

«...Большой неприятностью во время войны являлся износ зубьев...

Многие думали и считали, что это вина металлургов... Была создана правительственная комиссия. Металлурги доказывали, что дело не в этом. Складывалось мнение, что все зависело от конструкции и, в частности, от прочности силуминового картера. Положение спасла быстрая разработка Н. Ф. Шашмуриным новой коробки передач с чугунным картером, и этим вопрос был исчерпан».

Когда в цехе собрали первый образец КПП для танка КВ-1С, прибыл нарком танкопрома В. А. Малышев. Ему представили Шашмурина как ведущего конструктора модернизируемого танка и автора новой коробки передач. Николай Федорович рассказал наркому об отличиях новой коробки от старой, о своих нововведениях.

Узнав, что вместо силуминовых сплавов для картера коробки конструктор применил чугунное литье, Малышев удивился. Это показалось ему необычным и явно рискованным. Он задал конструктору лишь единственный вопрос, который Шашмурин запомнил на всю жизнь:

— Вы, понятно, понимаете, какую ответственную задачу решаете? Слово «понятно» он говорил всегда и всюду..."

С уважением, Александр

От neuro
К Алекс Антонов (11.08.2006 13:27:43)
Дата 11.08.2006 20:30:02

Re: Т-34М и...


> К примеру "ахиллесовой пятой" КВ была КПП. Для устранения "этой ахиллесовой пяты" позднее на КВ-1С была установлена КПП созданная для КВ-3 и пригодная для установки в танки массой до 100 тонн.

Со слов выпускников Ульяновского танкового КПП КВ вылетала на чаще КПП аглицких танков при движении по тяжелым грунтам. Когда научились правильно планировать марш и вводить танки в бой - ККП сохранившихся КВ вполне себе служила.


>"Напрашивается вопрос: в чем же была причина снятия с производства КВ-1?

>В хранящихся в фондах ЦГВИА документах, относящихся к испытаниям танков КВ-1 и КВ-2 в 1940 году, можно заметить, что основной причиной выхода из строя танков была неблагополучная трансмиссия и главное ее звено — коробка передач. Еще в 1940 году было принято решение:
>А почему же при запуске в производство КВ-1 на ЧТЗ не была осуществлена замена коробки передач?

А на что? Не было более надежной корбки, которую можно было выпускать на существующем оборудовании.
>По указанию Сталина, у которого сложилось ошибочное мнение о причинах выхода из строя КВ, их масса снижалась за счет ухудшения броневой защиты.

Я в свое время прочел многие журналы за годы, кратные 5, когдак очередной годовщине писали статьи по работе в годы войны. И у меня сложилось впечатление, что главной причиной был дефицит броневой стали при коем КВ стал слишком накладным.
>Узнав, что вместо силуминовых сплавов для картера коробки конструктор применил чугунное литье, Малышев удивился. Это показалось ему необычным и явно рискованным. Он задал конструктору лишь единственный вопрос, который Шашмурин запомнил на всю жизнь:

>— Вы, понятно, понимаете, какую ответственную задачу решаете? Слово «понятно» он говорил всегда и всюду..."
А в других воспоминаниях пишут, что для новой коробки понадобились закупки станков для нарезки зубъев.
Кто их, авторов, поймет?
Юра

От Выстрел
К Алекс Антонов (11.08.2006 13:27:43)
Дата 11.08.2006 14:26:22

Re: Т-34М и...

>>>...планировалось заменять на КВ-3 и Т-34М.
>
>>Так получилось бы в 1942 г. то же самое что в 1941 - сырые и недоработанные Т-34М и КВ-3, при отсутствии доработанной модели Т-34 и КВ-1,2.
>
> К примеру "ахиллесовой пятой" КВ была КПП. Для устранения "этой ахиллесовой пяты" позднее на КВ-1С была установлена КПП созданная для КВ-3 и пригодная для установки в танки массой до 100 тонн.

Что не есть правда. На КВ-1с КПП была махонька, как на КВ-1, на КВ-3 же почти в полтора раза большая. У нее даже схема была несколько иной. На "Объект 223" в производство ставилась КПП от "Объекта 220".

>В хранящихся в фондах ЦГВИА документах, относящихся к...

Для справок. В ЦГВИА хранятся документы только до 1917 г.

И вообще не стоит и сегодня использовать за первоисточник Ибрагимова, который написан целиком под скромным обаянием Н. Ф. Шашмурина и без архивных документов.
Уже есть более современные данные И. Желтова, М. Коломийца, А. Смирнова. Есть в конце уонцов почти все чертежи КВ-3 и КВ-5 со спецификациями.

От DM
К Выстрел (11.08.2006 14:26:22)
Дата 11.08.2006 15:02:54

Кстати о КВ-5


>Уже есть более современные данные И. Желтова, М. Коломийца, А. Смирнова. Есть в конце уонцов почти все чертежи КВ-3 и КВ-5 со спецификациями.

А не подскажете ли, как водитель на свое место попадал - через башню, через люк в самой башенке или еще как? Если смотреть на чертеж во ФИ, то люка нет, а высота корпуса очень мала, особенно если учесть, что по полу еще торсионы расположены.

От Выстрел
К DM (11.08.2006 15:02:54)
Дата 11.08.2006 20:50:40

Re: Кстати о...


>>Уже есть более современные данные И. Желтова, М. Коломийца, А. Смирнова. Есть в конце уонцов почти все чертежи КВ-3 и КВ-5 со спецификациями.
>
>А не подскажете ли, как водитель на свое место попадал - через башню, через люк в самой башенке или еще как? Если смотреть на чертеж во ФИ, то люка нет, а высота корпуса очень мала, особенно если учесть, что по полу еще торсионы расположены.

У меня есть только чертежи корпуса и башни. О размерах башенок и люков в них я понятия не имею. Но судя по описанию, у водителя должен был быть свой люк.