От Подлый Электрик
К All
Дата 12.09.2006 13:14:38
Рубрики Флот; ВВС;

Советские торпедонсцы

Прочитал книгу Широкорада "Торпедоносцы в бою".
Судя по этой книге,наши летчики якобы почти ничего не потопили реально.Что-то в это не верится.Или это очередной "демократический" опус в стиле Бунича?
Кто что думает?

От Rd
К Подлый Электрик (12.09.2006 13:14:38)
Дата 13.09.2006 22:55:59

Re: торпедонсцы

Здравствуйте!

>Прочитал книгу Широкорада "Торпедоносцы в бою".
>Судя по этой книге,наши летчики якобы почти ничего не потопили реально.Что-то в это не верится.Или это очередной "демократический" опус в стиле Бунича?
>Кто что думает?

Не касаясь "достоинств" Широкорада, почему Вы сомневаетесь в отсутствии успехов? Ведь проблемы авиации ничем принципиально не отличаются от проблем ПЛ, про которые известно, что они были малоэффективны.

С уважением, Rd

От alchem
К Подлый Электрик (12.09.2006 13:14:38)
Дата 13.09.2006 12:50:03

Есть статья М.Морозова по ЧФ.

http://www.airforce.ru/history/ww2/blacksea/index.htm

От Exeter
К Подлый Электрик (12.09.2006 13:14:38)
Дата 12.09.2006 21:57:55

Re: Советские торпедонсцы

Здравствуйте, уважаемый Подлый Электрик!


>Прочитал книгу Широкорада "Торпедоносцы в бою".
>Судя по этой книге,наши летчики якобы почти ничего не потопили реально.Что-то в это не верится.Или это очередной "демократический" опус в стиле Бунича?
>Кто что думает?

Е:
Приводимые Ш. данные примерно верны, поскольку попилены в основном из работ Морозова и др. Но т.к. сам Ш. никаких исследований сам не проводил, все драл, и причем использовал для своей очередной компиляции очень узкий круг источников, то относиться к его опусу нужно очень осторожно.

В целом эффективность советской торпедоносной авиации всю войну была достаточно низкой. Причины этого подробно разбираются в планируемом к выходу фундаментальном исследовании М.Э.Морозова.


С уважением, Exeter

От Denis23
К Подлый Электрик (12.09.2006 13:14:38)
Дата 12.09.2006 19:22:26

Немного Вас все же успокою. В сети есть сайт 51 МТАП.

Zdravstvujte!


http://www.bellabs.ru/51/Analysis/Operations.html

Если брать ТОЛЬКО ПОДТВЕРЖДЕННЫЕ ПОТЕРИ НЕМЦЕВ (названия судов, координаты, точное время - все сходится. То получается весьма достойно.
Еще реально есть потери типа "потоплен советскими самолетами в такой то момент времени" по немецким данным, и такое же подтверждение в журнале БД МТАП, с точностью до часа (ну допустим не сразу затонул) Но как говорится, 100% доказательсв нет что это именно тот корабль.



В качестве ложки дегтя:
- Шлезиен все таки можно из списка исключить, в тот момент он был уже притоплен и брошен.
- Моэро чистая победа, но наряду с военнослужащими вермахта и сс там было много гражданских беженцев (хотя Моэро был вооруженным транспортом)

Все остальное вполне достойно для одного единственного полка за год!!


П.С. Скажите, а сколько потопленных судов и кораблей противника в Вашем кругу принято считать "реальным количеством"?

П.С. Скажите, это Вы тут отжигаете?
http://neebet.net/?p=electric

S uvazheniem, Denis.

От Фагот
К Подлый Электрик (12.09.2006 13:14:38)
Дата 12.09.2006 14:35:24

В скором времени должна выйти книга уважаемого М.Э. Морозова...

... на эту тему. Будет называться "Торпедоносцы!". Так что подождите и купите её, если интересна тема..

От Пуханыч
К Фагот (12.09.2006 14:35:24)
Дата 12.09.2006 22:17:15

Re: В скором

Книжку Морозова куплю. А можно тезисно изложить почему наши торпедоносцы так неудачно выступили?

От Владимир Савилов
К Пуханыч (12.09.2006 22:17:15)
Дата 13.09.2006 00:11:33

Re: В скором

>Книжку Морозова куплю. А можно тезисно изложить почему наши торпедоносцы так неудачно выступили?

А это сейчас немного обсуждается с Мирославом Эдуардовичем. Поручик Бруммель как-то ссылку давал где можно пообщатся с Морозовым. И помнится мне там и этот вопрос поднимался...

С уважением, Владимир

От Владимир Савилов
К Подлый Электрик (12.09.2006 13:14:38)
Дата 12.09.2006 13:51:45

Re: Советские торпедонсцы

>Прочитал книгу Широкорада "Торпедоносцы в бою".
>Судя по этой книге,наши летчики якобы почти ничего не потопили реально.Что-то в это не верится.Или это очередной "демократический" опус в стиле Бунича?
>Кто что думает?

Широкорад не особо "рулит".. Это к Мирославу Эдуардовичу надо с таким вопросом...

Вот что мне попадалось...

10 августа 1943 года транспорты "Boy Federsen" и "Варна" следовали в конвое в охранении румынских ЭМ "Regina Maria" и "Maresti", минзага "Admiral Murgescu", канонерки "Dumitrescu" и нескольких СКА. В 15-38 конвой был обнаружен советским разведчиком в 10 милях западнее Качи. С 18-11 до 18-37 этот
конвой был атакован шестью Ил-4 5-го гмтап и тремя А-20Ж 36-го мтап. Всё мимо. В 19-45 ПЛ Д-4 4 торпеды по "Boy Federsen" - мимо. В 20-22 атака тремя -Ил-4. Сбит один Ил-4, но "Boy Federsen", с разницей в две минуты, получил две торпеды, что привело к практически полной потере хода. В 20-30 два А-20Ж сбросили бомбы на "Boy Federsen" - мимо. Немцы взяли "Boy Federsen" на буксир, но на следующий день в 23-12 (по немецкому времени) он затонул в точке ш.=44,58; д=33,05 на глубине 91 метр.
Но, мы даже на войне без анекдота не можем.
"Boy Federsen" - бывший советский пароход "Харьков" (6689брт). В августе 1941г. при оставлении Николаева он был подорван и затоплен в порту, но немцы(?) его подняли и ввели в строй.

С уважением, Владимир

От Константин Чиркин
К Владимир Савилов (12.09.2006 13:51:45)
Дата 12.09.2006 14:25:34

Re: Советские торпедонсцы

Приветствую.Мне больше интересно,а в какую графу попали суда,уничтоженные при отступлении немцев.Уж больно много их на фотках.Ведь практически весь торговый флот на Балтике,у немцев был уничтожен.

От Exeter
К Константин Чиркин (12.09.2006 14:25:34)
Дата 12.09.2006 21:53:46

С чего Вы взяли??

Около половины тоннажа немецкого торгового флота пережила войну, уважаемый Константин Чиркин, а наибольший ущерб ему нанесло массовое избиение германских судов британской авиацией (в первую очередь, 2-го ТАК) в первые пять дней мая 1945 г.


С уважением, Exeter

От Константин Чиркин
К Exeter (12.09.2006 21:53:46)
Дата 12.09.2006 22:15:14

Спорить не буду,но очень не мало

Приветствую.уничтоженых посудин осталось в портах Прибалтики.Где ну уж никак англичане их уничтожить не могли.Смотрел фотки у фотографа 12ГвППБ,там вся акватория портов была завалена затоплеными судами.

От alchem
К Владимир Савилов (12.09.2006 13:51:45)
Дата 12.09.2006 14:00:44

Re: Советские торпедонсцы

>Широкорад не особо "рулит".. Это к Мирославу Эдуардовичу надо с таким вопросом...

Дык... Мирослав говорил о том же. Подтверждений заявкам наших торпедоносцев очень мало, на любых флотах.


От Banzay
К alchem (12.09.2006 14:00:44)
Дата 12.09.2006 14:08:31

По сравнению с кем мало? (-)


От alchem
К Banzay (12.09.2006 14:08:31)
Дата 12.09.2006 16:49:10

В абсолютных цифрах. Сейчас на память не скажу, но

в беседе он упоминал, что реально торпедоноцами потоплнены считанные единицы судов.

От Владимир Савилов
К Banzay (12.09.2006 14:08:31)
Дата 12.09.2006 15:37:49

Re: Да хотя бы по сравнению с немцами...

Так, в кратце...

Торпедоносцы из состава 26-й бомбардировочной эскадры утопили в Черном море:

1. "КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСК"

груз. п/х, 5117 брт, ЧГМП. Капитан — В. Л. Роговой.

Дата и место гибели — 29.08.41, в 15 милях к югу от Керченского п-ова, 44°49' с.ш., 36°06' в.д.

Следовал в балласте из Керчи в Новороссийск. Потоплен двумя самолетами-торпедоносцами. Сведений о погибших нет. Во время боя катер охранения "СКА-033" сбил один самолет противника, а второй самолет зацепился за мачту и упал в море.

2. "БОЛЬШЕВИК"

груз. п/х, 1412 брт, ЧГМП. Капитан — Э. И. Фреймам (умер от ран).

Дата и место гибели — 16.10.41, Каркинитский зал., 45°44',6 с.ш., 32°10',2 в.д.

При эвакуации последнего эшелона гарнизона Одессы п/х "Большевик" шел в балласте в конце конвоя. В течение 7 ч светлого времени подвергался многочисленным атакам авиации противника; погиб в результате попадания одной из трех торпед, выпущенных по нему самолетами во время последнего налета. Погибло 16 чел. Экипаж (31 чел.) и 5 пассажиров спаслись на шлюпке. Через 1,5 ч их подобрали 2 торпедных катера ЧФ, подошедшие на помощь.

3. АРМЕНИЯ
груз.-пасс. т/х, 4727 брт, ЧГМП (ЧФ). Капитан — В. Я. Плаушевский (погиб).

Дата и место гибели -- 07.11.41, к югу от Ялты, 44°17' с.ш., 34° 10' в.д.

Шел из Ялты в Туапсе с ранеными и грузами; потоплен вражеской авиацией. Число погибших не известно. Спаслось 8 чел.

4. "ФАБРИЦИУС"

груз. п/х, 2434 брт, ЧГМП. Капитан — М. И. Григор.

Дата и место гибели — 02.03.42, в р-не между Новороссийском и Анапой, у м. Утриш, 44°45' с.ш., 37°28' в.д.

Вышел из Новороссийска в порт Камыш-Бурун, имея на борту 700 чел. военнослужащих, боевую технику, лошадей, продовольственный фураж. В условиях лунной ночи был атакован самолетом-торпедоносцем. Торпеда взорвалась в районе кочегарки, разворотив правый борт. Судно заполнилось водой, но груз сена, муки и бочки удерживали его на плаву. По радиограмме капитана на помощь подошли 2 морских охотника и ТР "Василий Чапаев", которые помогли посадить судно на рифы у м. Утриш и сняли пассажиров и часть грузов. Погибло 5 членов экипажа и несколько пассажиров. Экипаж п/х "Фабрициус" оставался на судне до начала августа 1942 г.

5 "ВАСИЛИИ ЧАПАЕВ"

груз. т/х, 2690 брт, ЧГМП. Капитан — П. И. Степанов.

Дата и место гибели — 23.03.42, в 40 милях от Херсонесского м-ка, 43°45' с.ш., 33°25' в.д.

Следовал из Поти с грузами и людьми в сопровождении ЭМ "Шаумян". На подходе к Севастополю был атакован самолетом-торпедоносцем. Торпеда попала в корму. Погибло 102 чел., в том числе помполит И. И. Сокальский, руководивший эвакуацией бойцов с тонущего теплохода.

6 "ВАЛЕРИАН КУЙБЫШЕВ"

тн, 4629 брт, Совтанкер. Капитан — В. Г. Собко.

Дата и место гибели. — 02.04.42, у Таманского п-ова (банка Мария Магдалина), 44°57' с.ш., 36°58' в.д.

Следовал из Новороссийска в порт Камыш-Бурун с грузом 3856 т бензина и керосина в сопровождении ЭМ "Незаможник" и двух СКА под прикрытием авиации. Был атакован 5 самолетами-торпедоносцами, 2 из которых были сбиты. Одна из 3 сброшенных торпед попала в танкер. Погибло 24 чел., 32 члена экипажа были спасены катерами охранения. Горящее судно сдрейфовало на отмель, где оно взорвалось и, переломившись на две части, затонуло.

7 "СВАНЕТИЯ"

сан. ТР ЧФ, бывший груз.-пасс. т/х, 4125 брт, ЧГМП. Капитан — А. С. Беляев.

Дата и место гибели — 17.04.42, в центре вост. части Черного моря, 43°00' с.ш., 36°48' в.д.

Следовал из Севастополя в Новороссийск в охранении ЭМ "Бдительный", имея на борту около 900 чел. раненых. Днем подвергался атакам сначала 12, а затем 9 самолетов противника. В судно попали 2 бомбы и 2 торпеды; через 40 мин. оно затонуло. Эсминец подобрал из воды 193 чел. и доставил их в Новороссийск. Остальные погибли.


8 "МИХАИЛ ГРОМОВ"

тн, 836 брт, Совтанкер. Капитан — М. В. Фомин.

Дата и место гибели — 02.06.42, в 40 милях к югу от Ялты, 43°55,'6 с.ш., 34°07,'5 в.д.

Шел из Туапсе в Севастополь с грузом бензина в охранении двух БТЩ и четырех СКА. В 20 ч 30 мин подвергся "звездному налету" 12 торпедоносцев. Торпеды попали в носовую часть. От взрыва бензина судно охватило пламя. Члены экипажа выбросились за борт. Экипажи "СКА-095" (командир — лейтенант Бондарев) и других кораблей самоотверженно спасали людей из горящей воды. В 21 ч 20 мин танкер затонул. Погибло 6 чел.

03. 08.42г. сильно поврежден крейсер «Молотов»

С уважением, Владимир

От Литвинов
К Владимир Савилов (12.09.2006 15:37:49)
Дата 12.09.2006 18:20:12

зато на Балтике статистика немного другая получится..

.. там люфтваффе торпедами никого не потопило :)

От Warrior Frog
К Литвинов (12.09.2006 18:20:12)
Дата 12.09.2006 18:36:43

А на "Северах"? :-)) А уж на ТОФе то :-)) (+)

Здравствуйте, Алл
>.. там люфтваффе торпедами никого не потопило :)

ЕМНИП, даже "итальяны" на Твердиземье, и то активнее летали.
"ходя по минному полю именуемому VIF2NE надо тщательнеЕ быть в формулировках.

От Николай Красковский
К Warrior Frog (12.09.2006 18:36:43)
Дата 12.09.2006 18:47:13

Re: А на...

>>>ЕМНИП, даже "итальяны" на Твердиземье, и то активнее летали.
А много ли у нас было торпедоносцев? Насколько я знаю, их количество никогда не было очень большим.

ex-Фагот

От Banzay
К Владимир Савилов (12.09.2006 15:37:49)
Дата 12.09.2006 17:17:16

KG26 в 41 году на черном море? это свежо.... (-)


От Владимир Савилов
К Banzay (12.09.2006 17:17:16)
Дата 12.09.2006 18:06:19

Re: Каюсь...

Кхм... лопухнулся... Она пришла в Крым в январе 42г... Виноват... в голове сейчас 42г.

Но тем неменее все указанные корабли потоплены торпедоносцами.

С уважением, Владимир

От RILAR
К Владимир Савилов (12.09.2006 18:06:19)
Дата 12.09.2006 20:38:23

А зря Вы, Владимир Николаевич, каетесь...

26-я эскадра не только в 1941 году была на ЧМ, но и даже потери понесла.
Так, к примеру, 1 сентября 1941 года в районе Фокшан (если помните, Румыния) разбился Не-111 из 6./26, поврежденный огнем ЗА
С наилучшими пожеланиями

От Banzay
К RILAR (12.09.2006 20:38:23)
Дата 13.09.2006 10:42:17

вот только лететь он мог скажем из Греции где сидела II/KG26 (-)


От RILAR
К Banzay (13.09.2006 10:42:17)
Дата 13.09.2006 19:36:05

Re: вот только...

А еще немцы могли нарочно написать в документах, чтобы нас запутать.
Для исправления недоразумений можно почитать книжку, не соврать бы, Форстмайера "Одесса.1941". Там про то, что в то время над ЧМ с торпедами летало, однозначно прописано.
С наилучшими пожеланиями

От Banzay
К RILAR (13.09.2006 19:36:05)
Дата 14.09.2006 17:51:01

слив защитан.... читайте по ссылке внутри...

Приветсвую!

http://www.ww2.dk/air/kampf/kg26.htm

тут все написано про торпедоносцы....


Типичный солдат Красной Армии, как и форумчанин,вел тоскливую, трудную жизнь

От RILAR
К Banzay (14.09.2006 17:51:01)
Дата 14.09.2006 18:31:53

Re: слив защитан.......

Вот видите, уважаемый, даже если просто внимательно искать в сети, то и там торпедоносцы из 6./26 с сентября 1941 работают над ЧМ

От Banzay
К RILAR (14.09.2006 18:31:53)
Дата 14.09.2006 18:46:41

С умением читать труба, Каламаки это Греция в окрестностях Афин...

Приветсвую!
>Вот видите, уважаемый, даже если просто внимательно искать в сети, то и там торпедоносцы из 6./26 с сентября 1941 работают над ЧМ
**************************
Вот именно там написано

"Began the war with He 111H bombers. In 2.41 6./KG26 converted to He111H-4/6 (torp.) torpedo bombers." (с)

"11.41 - 3.42 Kalamaki**"

дальше будете упираться?



Типичный солдат Красной Армии, как и форумчанин,вел тоскливую, трудную жизнь

От RILAR
К Banzay (14.09.2006 18:46:41)
Дата 14.09.2006 18:55:20

Re: С умением

>дальше будете упираться?


Конечно! Вы сноску-то под звездочками почитайте.
И хамить не надо.

От Владимир Савилов
К RILAR (12.09.2006 20:38:23)
Дата 13.09.2006 00:09:01

Re: А зря

Роман Иванович, так я еще по лету 42г. может и скажу чего-нибудь, а все остальное - темный лес. Поглядел в одной "мурзилке", что вроде как в Саки группа 26-й эскадры прилетела в январе 42г. и покаялся.

P.S. Не по теме... Из историй дивизий есть у меня: 170-я, 22-я, 125-я ( что касается 420-го ПП) и 24-я ПД.

С уважением, Владимир