От Денис Лобко
К All
Дата 06.10.2006 13:25:27
Рубрики Современность; ВВС;

Приглашаю обсудить. Истребитель 5-го поколения: задачи,характеристики, концепци

Гамарджобат, генацвале!

Приглашаю обсудить тему - концепция истребителя 5-го поколения. Как я понял из беглого изучения вопроса - требования к 5-му поколению весьма туманны. Чётко выделяются лишь крейсерский сверхзвук, пониженная ЭПР и двигатели с УВТ. Кое-кто упомниает ещё и сверхманевренность. По требованиям к БРЭО не в курсе, но нутром чую, что 5-е поколение в основном в этом БРЭО и заключается.

Естественно, ныне эта тема служит для большого пиара и попила, но не будем вдаваться в дискуссии на любимую тему Андрея Сергеева, а попытаемся вывести концепцию данного истребителя.

Предлагаю вывести модель для "сферического коня в вакууме", а именно следующие вопросы:

1. Самый главный вопрос: зачем нужен истребитель 5-го поколения? Подвопрос: чем не устраивает 4-е? Ну и отвлечённый вопрос - а нужен ли? Ведь делать самолёт с нуля, да ещё и такой весь из себя непобедимый - это очень дорогое удовольствие.

2. Исходя из первого вопроса, какие требования по ТТХ должен удовлетворять истребитель?
2.1. Планёр.
2.2. Силовая установка.
2.3. БРЭО.
2.4. Вооружение.

3. Как в мире в данный момент понимают это 5-е поколение? Хотя бы в России и в США?
3.1. - 3.4. Аналогично 2.1.-2.4

4. Были ли в СССР наработки по 5-му поколению, хотя бы по концепции и если были, то какие?

В общем, приглашаю всех интересующихся к дискуссии, нужен ли вообще истребитель 5-го поколения и если нужен, то какой? И вообще, что оно такое, 5-е поколение и с чем его едят?

С уважением, Денис Лобко.

От Banzay
К Денис Лобко (06.10.2006 13:25:27)
Дата 06.10.2006 17:33:57

сугубое.... ИМХО...

Приветсвую!

5 поколение это один большой Пиар и Попил...
Смысл в нем отсутсвует... для России Все то что называется 5 поколением это черезмерно дорогой и не всегда эффективный "нарост" на 4 поколении США и нашем ответе на него.

5 пколением должны быть гиперзвуковые машины с высотой полета от 30км и выше, не поражаемые впринципе существующим оружием.

Типичный солдат Красной Армии, как и форумчанин,вел тоскливую, трудную жизнь

От Alex Lee
К Денис Лобко (06.10.2006 13:25:27)
Дата 06.10.2006 16:42:34

Говоришь "Гамарджобат, генацвале!" ? Смело, смело..... ;) (-)


От Алекс Антонов
К Денис Лобко (06.10.2006 13:25:27)
Дата 06.10.2006 15:16:54

Re: Приглашаю обсудить....


>Предлагаю вывести модель для "сферического коня в вакууме", а именно следующие вопросы:

>1. Самый главный вопрос: зачем нужен истребитель 5-го поколения?

Для обретения качественного превосходства в воздушных боях с истребителями 4-го поколения.

>Подвопрос: чем не устраивает 4-е?

Встречный вопрос - чем перестали в середине 30-х годов устраивать в истребителестроении маневренные бипланы, если именно тогда наметился переход на скоростные монопланы? Ставили бы новые двигатели, оборудование, вооружение на бипланы, зачем кардинально аэродинамику было менять? :-)

>Ну и отвлечённый вопрос - а нужен ли? Ведь делать самолёт с нуля, да ещё и такой весь из себя непобедимый - это очень дорогое удовольствие.

Приближаются сроки истечения ресурса истребителей 4-го поколения понастроенных в мире в 80-е годы. Можно для замены построить такие же новые. Но зачем строить такие же если можно построить лучше (и кое кто уже строит)?

>2. Исходя из первого вопроса, какие требования по ТТХ должен удовлетворять истребитель?

>2.1. Планёр.

Прежде всего радиолокационная малозаметность - дающее значительное преимущество при ведении воздушного боя на больших средних дистанциях с применением УР АРГСН.
Крейсерская сверхзвуковая скорость так же в заметной мере обеспечиваемая аэродинамикой, позволяет получить серьезные маневренные преимущества при ведении воздушного боя на больших и средних дистанциях.

>2.2. Силовая установка.

Большая экономичность на крейсерских и переходных режимах чем у ТРД истребителей 4-го поколения. Обеспечение крейсерского сверхзвука потребного по вышеотмеченным причинам. Управляемый вектор тяги обеспечивающий за счет уменьшения площади или даже полного отказа от хвостового оперения меньшее лобовое сопротивление в крейсерском полете и меньшую ЭПР, а так же обеспечивающий маневренное преимущество в ближнем маневренном бою над истребителями 4-го поколения не оснащенными двигателями с УВТ.

>2.3. БРЭО.

"Узел" информационного боевого пространства получающий разнообразную целевую и иную информацию от различных внешних источников, обрабатывющий, и ретранслирующий эту информацию другим "узлам".
Главный сенсор - БРЛС с АФАР позволяющая получить (в особенности учитывая радиолокационную малозаметность планера) преимущество над истребителями 4-го поколения по дальности обнаружения и применения оружия в ракетном бою на большой/средней дистанции даже если эти истребители оснащены РЛС с ПФАР/АФАР обеспечивающими по сравнению с РЛС с механическим сканированием антенны многоканальность сопровождения/обстрела воздушных целей.
Улучшенный человекомашинный интерфейс с элементами искуственного интеллекта, доводящий до пилота только потребную в данный момент целевую и иную информацию в легко воспринимаемой форме (визуальной, звуковой и даже тактильной) и подсказывающий пилоту наилучший по мнению экспертной системы способ действий в той или иной ситуации.

>2.4. Вооружение.

Наступательное - УР большой, средней и малой дальности с улучшенными характеристиками, облегченная бортовая пушка с высокой поражающей способностью.
Оборонительное - многоспектральная система постановки активных и пассивных помех в радиолокационном, ИК и УФ диапазонах, буксируемая ложная цель, система оптоэлектронного подавления пригодная как для выведения из строя ИК ГСН атакующих УР(ЗУР) и бортовых ИК станций обнаружения-наведения, так и для ослепления пилотов самолетов противника.

>3. Как в мире в данный момент понимают это 5-е поколение?

Как нечто что по боевой эффективности превосходит в раз 4-е поколение, но по факту не является 6-м, беспилотным. :-)

С уважением, Александр

От PQ
К Денис Лобко (06.10.2006 13:25:27)
Дата 06.10.2006 14:54:19

Re: Приглашаю обсудить....

Есть такой сайт:
http://www.paralay.narod.ru/

С уважением, Виталий http://www.info-rm.com/

От А.Никольский
К Денис Лобко (06.10.2006 13:25:27)
Дата 06.10.2006 13:52:17

Re: Приглашаю обсудить....

В общем, приглашаю всех интересующихся к дискуссии, нужен ли вообще истребитель 5-го поколения и если нужен, то какой?
+++++
конечно нужеен - чтобы завоевывать господство в воздухе над истребителями "4-го поколения":) Для этого их в США и стали разрабатывать (а за ними и остальные в меру возможностей потянулись).
С уважением, А.Никольский

От Денис Лобко
К А.Никольский (06.10.2006 13:52:17)
Дата 06.10.2006 14:02:07

Лёша, ты меня пугаешь :-)

Гамарджобат, генацвале!
>В общем, приглашаю всех интересующихся к дискуссии, нужен ли вообще истребитель 5-го поколения и если нужен, то какой?
>+++++
>конечно нужеен - чтобы завоевывать господство в воздухе над истребителями "4-го поколения":) Для этого их в США и стали разрабатывать (а за ними и остальные в меру возможностей потянулись).

То есть это всего лишь гонка за призраком? США-то очень сильно срезало заказ на те же рэпторы и т.д.? И что, нельзя добиться лучших характеристик модернизируя 4-е поколение, а не придымувая всякие попильные "Беркуты" с обратными стреловидностями?


>С уважением, А.Никольский
С уважением, Денис Лобко.

От writer123
К Денис Лобко (06.10.2006 14:02:07)
Дата 06.10.2006 18:40:18

Re: Лёша, ты...

>а не придымувая всякие попильные "Беркуты" с обратными стреловидностями?

Вот попутный вопрос. Интересно,есть хоть одна постсоветская разработка отечественного ВПК, которую на ВИФе не назвали попилом? :)

От А.Никольский
К Денис Лобко (06.10.2006 14:02:07)
Дата 06.10.2006 14:13:54

Re: Лёша, ты...


>То есть это всего лишь гонка за призраком? США-то очень сильно срезало заказ на те же рэпторы и т.д.?
++++++
срезало,, но не отказалось. А JSF никто срезать и не думает

И что, нельзя добиться лучших характеристик модернизируя 4-е поколение, а не придымувая всякие попильные "Беркуты" с обратными стреловидностями?
+++++++
Беркут это просто попил и укрепления авторитета гендиректора, его не стоит рассматривать вообще. Модернизировать "4-е поколение" (по-моему, вообще все эти поколения - маркетинговый американский сленг) конечно надо (и этим все в мире занимаются, и наши, и не наши), но радикального улучшения характеристик можно добиться только на новых машинах.
С уважением, А.Никольский

От DVK
К А.Никольский (06.10.2006 14:13:54)
Дата 07.10.2006 11:52:59

почему Беркут попильный?

Здравствуйте!

>а не придымувая всякие попильные "Беркуты" с обратными стреловидностями?
>>Беркут это просто попил и укрепления авторитета гендиректора, его не стоит рассматривать вообще.

Как мне говорили, создавая этот самолет очень хорошо продвинули химию (чтобы крылья не отрывались в месте сочленения с фюзеляжем).
Математики получили несколько гос. премий за систему управления...

Самолет, ИМХО, совершенно правильный, но из 6-го поколения...
На нем пилот уже лишний. А как концепт очень и очень правильная вещь.

Проблема в том, что у руководства нет желания опережать США, а есть желание дышать им в зад. "Догоним и перегоним..."

Опять же Буран у нас посадили автоматически...
Надо уже начинать 6-е поколение, я бы сказал. А параллельно доводить до ума Сушки, дешево и сердито... Потенциально Россия может создать самолет 5-го поколения, но сейчас он нам не очень и нужен. Поэтому можно съекономить деньги, не строя его.



С уважением, Дмитрий