От И.Пыхалов
К All
Дата 10.10.2006 21:19:01
Рубрики WWI; ВВС; Байки;

О вреде парашютов

В известной книге — Бескровный Л.Г. Армия и флот России в начале XX в. Очерки военно-экономического потенциала. М., 1986 — среди прочего приводится следующий эпизод:

Большое значение имеет разработка Г.Е.Котельниковым теории парашютов. В 1911 г. он создал парашют и подал в Комитет по изобретениям заявку на его патентование. Самое удивительное, что Инженерное ведомство, рассмотрев предложение Котельникова, начисто отвергло его. В. к. Александр, возглавлявший Комиссию по воздухоплаванию, заявил: «Парашют вообще в авиации — вещь вредная» (90). Когда парашют Котельникова появился без ведома автора за границей, то военное ведомство, не обеспечившее патентование этого изобретения за рубежом, вынуждено было уплатить крупную сумму за право изготовлять парашюты в России.

(С.144-145. Ссылка на: Позднев А. Творцы отечественного оружия. М., 1955. С.378-380)

Вопрос к уважаемому сообществу: насколько вся эта история соответствует действительности?

От Alex-WW1
К И.Пыхалов (10.10.2006 21:19:01)
Дата 11.10.2006 11:06:48

Re: О вреде...

>Большое значение имеет разработка Г.Е.Котельниковым теории парашютов. В 1911 г. он создал парашют и подал в Комитет по изобретениям заявку на его патентование. Самое удивительное, что Инженерное ведомство, рассмотрев предложение Котельникова, начисто отвергло его.

В январе 1911 г патент на парашют был выдан И.Сонтага из Екатеринбурга.
Котельников подал свою заявку только в октябре того года, и она была отклонена из-за схожести с более ранним патентом.

>В. к. Александр, возглавлявший Комиссию по воздухоплаванию, заявил: «Парашют вообще в авиации — вещь вредная» (90).

Традиционное "начальственное" мнение периода до конца Мировой войны.

>Когда парашют Котельникова появился без ведома автора за границей,

С ведома. В 1912 г Котельников отправил свой парашют (или два парашюта) во Францию для участия в конкурсе на лучший авиационный парашют, но опоздал к его началу. Французские испытания парашюта прошли в 1913 г, но никаких последствий не было.
Парашюты, выпускавшиеся в Англии, Франции и Германии во время и сразу после ПМВ не имели ничего общего с парашютом Котельникова.
В 1919 г в Америке появился аналогичный, но более совершенный парашют Ирвина, который закупался уже в советское время.

>то военное ведомство, не обеспечившее патентование этого изобретения за рубежом, вынуждено было уплатить крупную сумму за право изготовлять парашюты в России.

Бред.
1) Военное министерство не занимается патентованием, тем более за рубежом - это дело изобретателей и комерсантов.
2) Министерство прекратило свое существование в 1917 г, а парашюты в русской авиации начали использовать только в двадцатых годах, а выпускать собственные - только в 1930.

От полковник Рюмин
К Alex-WW1 (11.10.2006 11:06:48)
Дата 11.10.2006 19:36:47

Re: О вреде...

>>В. к. Александр, возглавлявший Комиссию по воздухоплаванию, заявил: «Парашют вообще в авиации — вещь вредная» (90).
>
>Традиционное "начальственное" мнение периода до конца Мировой войны.

Причем, насколько я понял, это мнение было общим во всех воюющих армиях. В BBC-шном документальном сериале про WWI (серия "Blood in the air") об этом особо говорится. В 17-18 годах, во время массовых воздушных боев, наблюдавшая из окопов пехота заключала пари: будет прыгать летчик из горящего самолета или нет? Прыгавшие и остававшиеся в падающем самолете делились примерно поровну, но результат был один.

От Alex-WW1
К полковник Рюмин (11.10.2006 19:36:47)
Дата 11.10.2006 19:56:56

Re: О вреде...

>Причем, насколько я понял, это мнение было общим во всех воюющих армиях.

Только в армиях Антанты, немцы и австрийцы в 1918 г начали использовать парашюты.

От Zamir Sovetov
К И.Пыхалов (10.10.2006 21:19:01)
Дата 11.10.2006 04:16:49

:-) Этот пулемёт стреляет очень быстро для государственной казны (С)

> В. к. Александр, возглавлявший Комиссию по воздухоплаванию, заявил: <Парашют вообще в авиации - вещь вредная> (90).

ЕМНИП было продолжение - "лётчики при малейшей опасности будут покидать аэропланы". Отложилось в памяти с книг Лисова.

> Когда парашют Котельникова появился без ведома автора за границей, то военное ведомство, не обеспечившее патентование этого изобретения за рубежом, вынуждено было уплатить крупную сумму за право изготовлять парашюты в России.

Вполне возможная ситуация - Котельников не захотел делиться с чиновниками и его прокатили с патентом. Глядя на реалии нынешней РФ многое в истории конца Российской Империи становиться понятнее :-((