От Exeter
К Warrior Frog
Дата 17.12.2006 13:15:38
Рубрики Древняя история; 11-19 век; Локальные конфликты; Искусство и творчество;

Кстати, вот злобная критика знатоков

Хотя, в общем, и так понятно, что историчности в "Апокалипто" немногим больше, чем в "Гладиаторе", но спецы, тусующиеся на сайте www.mesoamerica.ru , все равно в большом гневе. Автоматчики понимаешь, и форма СС 1943 года в 1940-м :-)))


http://www.mesoamerica.ru/forum1/viewtopic.php?t=840&postdays=0&postorder=asc&&start=60

Дмитрий Беляев.

Итак, сегодня в 10.50 костяк российской мезоамериканистики в лице Д.Д. Беляева, А.И. Давлетшина и А.В. Сафронова сходил-таки на пресловутый "Апокалипто". Вкратце поделюсь впечатлениями.

Мы получиили заряд бодрости на весь день. Дружный смех, раздававшийся в месте нашей дислокации, беспокоил немногочисленных зрителей, и в конце концов нам даже сделали замечание.

Нельзя не признать, что фильм прозвучал. Ежели уж мы собрались на него и пошли, значит пиар сработал.

Общий замысел. Не вызывает ничего кроме законного удивления. Чё это за дикари такие живут в двух днях пути от столицы? Про город ничего не слыхали, подаетей не платят, на общественные работы не ходят, жертвы не приносят, жрецов не содержат. Вообще вся эта деревня один в один списана с Амазонии.

Думаю, когда на фильм сходит и камарада Пакин, мы услышим еще больше злобных комментариев про масеуалей, которые совсем обнаглели.

Антураж. Представляет собой дикую эклектичную смесь всех возможных стилей и эпох. Городская площадь в целом копирует Тикаль, есть скульптурные фрагменты копанского стиля. Фриз главного храма - ужасающая смесь стиля Пуук (с многоуровневыми масками Чаака по углам) и чего-то теотиуаканоидного (здоровый фас Тлалока посередине). Дорог нет и народ плетется по колдобинам.

Крайне прикалывает особое внимание к изготовлению штука (минут 5 потрачено на эту сцену). Сразу понятно чем занимался научный консультант доктор Хансен - впаривал Гибсону, что Эль-Мирадор погиб, так как все деревья извели на изготовление штука.

Стрелковые упражнения на стадионе для игры в мяч выглядят очень забавно. А массовая свалка из тел рядом с городом - верный источник всяческих заболеваний. Понятно почему в городе эпидемия.

Сцены мочилова в джунглях явно навеяны "Хищником", а прикиды некоторых воинов навевают воспоминания о том, с чего начался боевой путь камрада Гибсона - о "Безумном Максе".

Одежда, вооружение. Женские прически уже обсуждались. У мужиков видны амазонские прически "горшком". На голове у жреца типичный раннеклассический тюрбан, взятый из Копана, также с личиной Тлалока.

Оружие по большей части не мезоамериканское, а амазонское или полинезийское. Ни одного нормально сделанного макауитля (не говоря уж о тепостопилли). Хлопковые панцири отсутствуют как факт, воины бегают по лесам с голыми жопами. Майя не стреляли отравленными стрелками из сербатаны, а использовали глиняные шарики.

Язык. Пожалуй, самый большой прикол. Язык действительно майя - это современный юкатекский. Судя по сайту фильма, тексты надиктовывали двое индейцев - Иларио Чи и Мириам Тун - оба из Кннтана-Роо и оба учились в Технологическом институте Фелипе Каррильо Пуэрто. Так что никаких специалистов по классическому юкатекскому

В начале фильма всем актерам (кроме однорукого дедушки из Текоха) язык даётся крайне трудно. Глоттализованных согласных от простых отличить нельзя, глоттальных смычек не слышно. К концу народ разговорился (скоко дублей сделано!), старательно выговаривает глоттализованные и пытается изобразить восходящий тон. Все равно, однако, лучше всех (и в результате понятнее всех) говорит семилетняя больная девочка-прорицательница, цитирующая Чилам-Балам в современном пересказе. Как сказал А.И. Давлетшин, "Я б девочку записал и отцифровал, чтобы людям показывать как надо gравильно говорить".

Большой конфуз - это имена. Они по большей части надиктованы Хансеном либо взяты из "Леса царей" Шили и Фрейделя. В результате "клички" иероглифов типа "Лапа Ягуара", "Кременевое Небо", "Загнутое Рыло", "Лист Какао" были переведены на юкатекский и стали самостоятельным бредом. Другое "майякое имя" - "Десять Пекари". Как известно, с цифрами используются календарные имена, но дня "Пекари" в календаре майя не было.

Но круче всего это фишка с терминами родства. В современном языке они стали аналогами европйеских. Поэтому 'al это "сын" вообще. Но вот в классическом юкатекском, равно как и в иероглифическом майя, это означало "сын по отношению к женщине" (ДмРж). Соответственно, когда папа главного героя и главный вражеский воин говорят своим детям 'inwal они автоматически заявляют, что они сами - женщины. Об этом же четко заявляет и главнй герой, крича врагам, что он 'uyal папашки своего героицкого.



С уважением, Exeter

От Colder
К Exeter (17.12.2006 13:15:38)
Дата 18.12.2006 14:57:40

Re: Кстати, вот...

>Автоматчики понимаешь, и форма СС 1943 года в 1940-м :-)))

>Оружие по большей части не мезоамериканское, а амазонское или полинезийское...
Это да, это автоматчики (тм)

>... Чё это за дикари такие живут в двух днях пути от столицы? Про город ничего не слыхали, подаетей не платят, на общественные работы не ходят, жертвы не приносят, жрецов не содержат.

А вот это уже не автоматчики. Это все равно что изобразить в фильме рядом со средневековым Лондоном полных дикарей :)

>Язык....
>... Глоттализованных согласных от простых отличить нельзя...
>Большой конфуз - это имена....
А это тянет уже на подбашенную коробку :)))

>Но круче всего это фишка с терминами родства...
А вот тут создателей фильма можно просто пожалеть. Потому что в современных языках нет столь развитого аппарата терминологии родства, как у древних. А говорить точно типа "сын от женщины в первом браке" :))) получится сюрр :)(.

От Максим Гераськин
К Exeter (17.12.2006 13:15:38)
Дата 18.12.2006 14:22:45

Re: Кстати, вот...

>Мы получиили заряд бодрости на весь день. Дружный смех, раздававшийся в месте нашей дислокации, беспокоил немногочисленных зрителей, и в конце концов нам даже сделали замечание

Какие культурные знатоки


От СОР
К Exeter (17.12.2006 13:15:38)
Дата 17.12.2006 17:22:25

Знатоки находящиеся в отрыве от почвы своих предполагаемых исследований

Фантазируют не менее буйно, чем писатели фантасты. Вобщем то из заявления следует, что фильм по костюмам и языку вполне соответсвует.

От Alex Medvedev
К Exeter (17.12.2006 13:15:38)
Дата 17.12.2006 17:05:37

Напомнило

Лопатин не очень понимал, что это такое - сочетаться в кадре, и молчал.
Потом спросил:
- По-моему, у вас там все до одного с противогазами?
- Да. Консультант нам напоминал, что так положено. И тут он, кажется,
прав.
- Что положено, прав, - сказал Лопатин. - Да ведь не носят, совсем
бросили их носить на второй год войны. И насчет касок...
Каски, конечно, не противогазы, без них солдат не обходится, вещь
нужная. Но и каски не каждую минуту на голове. Тем более во время
многодневных боев. Да еще когда люди сидят в землянках, в блиндажах,
вообще в укрытиях.
- Вот мы и перешли к делу, - сказал режиссер. - Крушите, не
стесняйтесь. А я буду на карандаш брать. Только давайте перейдем отсюда в
монтажную; товарищи, я вижу, в дверь заглядывают, ждут очереди смотреть
материал. Был бы я один, давно б меня вытурили, но из уважения к вам, как
фронтовику, пока сдерживают свой праведный гнев.
...
Если б я сам писал, наверно, меньше бы наворотил. А теперь слушайте
меня! Не стану называть себя мастером, но дело свое знаю.
И если вы воображаете, что можно просто так, без всяких изменений
перепереть на экран ваш очерк, - заблуждаетесь! Многоз из того, что
невозможно снять, придется убрать, а вместо этого придумать и добавить то,
что можно снять.
Лопатин хотел перебить, сказать, что не собирается ничего придумывать,
но режиссер остановил его:
- И давайте больше не ругаться; начнем править. Прямо с первой
страницы. Не годится? Зачеркнули! Давайте думать, как сделать такое, чтоб
годилось. Вот у вас в начале очерка написано, как перед рассветом, еще в
темноте, тащат из-под откоса воду с Волги. Волги у меня здесь нет,
волжский откос взять негде. Развалины трех домов, мимо которых у вас тащат
воду, построить не могу. И времени нет, и рабочих-декораторов на всю
студию осталось шесть человек. Остальные на фронте. У вас написано: "еще в
темноте". Темноту снимать не могу, зрители на экране ничего не увидят. Вот
и давайте вместе думать, как сделать, чтобы было не там и не так, как у
вас, по-другому, а настроение и смысл оставить те же!

От Kalash
К Exeter (17.12.2006 13:15:38)
Дата 17.12.2006 16:35:50

Re: Кстати, вот...

> но спецы, тусующиеся на сайте www.mesoamerica.ru , все равно в большом гневе. Автоматчики понимаешь, и форма СС 1943 года в 1940-м :-)))

Им еще ничего, сколько таких фильмов про доколумбовскую Америку. раз-два и обчелся... То ли дело нам, любителям оружия, почти в каждом фильме то танки не такие, то гранаты не той системы... Представляю, как тяжело было бы Леонардо Да Винчи, если бы было кино в его время... Ничего не мог бы смотреть без отвращения - ведь энциклопедист! :) :) :)