> Из воспоминаний дяди:- из рембата(приказ) меньше двух не выпускать(чтоб один мог вытащить другого если тот слетит с дороги) иначе до передовой не доедут, "Калоша с пушкой"(борт из ПТРа прошивался с расстояния 150-200м), В атаку по пересечённой местности сопровождает пара взводов пехоты(чтоб было кому толкать), если на асфальтовом шоссе после дождя в кювете валяются танки то 100% ШЕРМАНЫ.
Воспоминания ГСС Лозы почему-то рисуют совсем другую картину.
Раннее утро. Боевой разведывательный дозор гвардии младшего лейтенанта Александра Соколова доложил, что он повернул направо — к Лонтову. Основной состав отряда двигался со скоростью не более 30 км в час, поскольку на шоссе гололед. Достигли развилки дорог, и тут опытный механик-водитель гвардии старшина Алексей Клюев допустил непростительную ошибку. Не погасил, в принципе, невысокую скорость, не переключился на первую или в крайнем случае на вторую передачу. К несчастью, именно в этот момент «Шерман» оказался на обледенелом участке пути. Он «заплясал», левой гусеницей ударился о какую-то кочку и лег на бок. Искры посыпались из глаз у нас, танкистов, не новичков. Только машина командира роты Данильченко остановилась, чтобы помочь поставить танк «на ход». [110]
Задержался я на этом злосчастном перекрестке не более чем 15 минут, пересел на другой танк, и отряд устремился на восток к объекту, который надлежало захватить. Но за это время в Лонтове и перед ним разыгралась страшная трагедия. Или из-за усилившегося снегопада разведка не обнаружила противника, а вероятнее всего, немцы специально не тронули дозор, пропустив его в населенный пункт, который оказался забит неприятельскими войсками. «Эмчисты» на полном ходу влетели в логово врага. Три «Шермана» были расстреляны фаустпатронами в упор, часть экипажей погибла, оставшиеся в живых захвачены в плен. Тут же их связали проводами, облили бензином и сожгли. Эту душераздирающую картину гвардейцы обнаружили, взяв Лонтов во второй половине 22 декабря. Машины, проскочившие мимо моей опрокинутой «Эмча», на подступах к Лонтову попали в засаду, которая не тронула боевой дозор. Головной танк был изрешечен фаустпатронами и загорелся. Ни один человек из экипажа не спасся...
К нашему подходу взвод младшего лейтенанта Николая Бабушкина вел огонь с места в 2 км западнее Лонтова. Отряд развернулся и начал атаку, но наткнулся на плотный огонь неприятеля с западной окраины поселка. Нашим шести «Шерманам» и полуроте автоматчиков узел сопротивления гитлеровцев оказался «не по зубам». Доложил об этом комбригу, который приказал удерживать захваченный рубеж, обеспечив тем самым развертывание на нем главных сил части...
С тяжелым сердцем хоронили мы обгоревшие останки боевых друзей. В эти траурные минуты подумалось: «Не завались мой «Шерман» на развилке шоссе, наверняка пришлось бы и мне «выпить с ними горькую чашу до дна». Признаюсь, мелькнула грешная мысль: «Спасибо, ледок...» [111]
>Раннее утро. Боевой разведывательный дозор гвардии младшего лейтенанта Александра Соколова доложил, что он повернул направо — к Лонтову. Основной состав отряда двигался со скоростью не более 30 км в час, поскольку на шоссе гололед. Достигли развилки дорог, и тут опытный механик-водитель гвардии старшина Алексей Клюев допустил непростительную ошибку. Не погасил, в принципе, невысокую скорость, не переключился на первую или в крайнем случае на вторую передачу. К несчастью, именно в этот момент «Шерман» оказался на обледенелом участке пути. Он «заплясал», левой гусеницей ударился о какую-то кочку и лег на бок. Искры посыпались из глаз у нас, танкистов, не новичков. Только машина командира роты Данильченко остановилась, чтобы помочь поставить танк «на ход». [110]
Вы же сами видите, что аварию потерпел только 1 танк, и причиной ее была ошибка водителя. Лоза отмечает, что у "Шермана" был недостаток: слабое сцепление с дорогой в условиях ее оледенения из-за резиновых подушек на траках. Но эти же резиновые подушки обеспечивали малый уровень шума "Шермана" в движении, и Лоза описал, как они это тактическое преимущество использовали. Да и по ледяной дороге все остальные танки благополучно проехали.
Кстати, на булыжнике у "Шермана" сцепление с дорогой было лучше, чем у Т-34 и на асфальте - не хуже. При этом он этот асфальт на повреждал.
И посмотрите, как Лоза относился к "Шерману", как переживал расставание с ним. А вот про толкание его по пересеченной местности пехотой он почему-то не упоминал.