>> Что то американцы для программы "Фалкон" пока не начали разработку ядерного ракетного двигателя. ;-)
>как широко известно в узких кругах, ЯРД и у нас и у американцев в общем есть. Нет только решительности начать их использование. Потому что пока отенциальный возможный ущерб превышает выгоду использования.
Ядерная ракетно-двигательная технология (во всех ее проявлениях) нужна только для межпланетных полетов... а следовательно военные перспективые ее использования попросту в обозримом будущем не просматриваются.
На орбиту ПН при приемлемых издержках (в том числе экологических) вполне выводится химическими двигателями, и обратите внимание, на атмосферном участке, в том числе воздушно-реактивными двигателями, притом с такой эффективностью что наблюдалось замахивание на одноступенчатые (минуя так сказать двухступенчатый этап) воздушно-космические системы.
>То есть пока не приперло. Но это та же ситуация как при применении атомного оружия - пока еще не наступило крайней необходимости. Но нет никакого сомнения, что когда она наступит - применение произойдет.
Для военного освоения ближнего космоса как таковые не требуются аппараты с ядерными ракетными двигателями. Достаточно воздушно космических систем сродни тем, что разрабатываются в рамках программы Falcon Hypersonic Technology Vehicle.
>> Доведение суммарного грузопотока на орбиту до нескольких тысяч тонн в год возможно и на химических двигателях. Дело лишь в многоразовых воздушно-космических системах. Причем малообслуживаемых и надежных многоразовых воздушно-космических системах, которые позволят получить новые наноматериалы и производственные технологии.
>это нам хорошо известно, я этим занимался. Проблема в том, что конструкции с использованием химических топлив получались и получаются - предельные. А предельная конструкция не может быть малообслуживаемой , надежной и недорогой. Это как болид Формулы-1. А нам нужен образно говоря не болид Феррари, а за те же деньги а то и дешевле - магистральный тягач Интернешнл. Малообслуживаемый, экономичный, грузоподъемный, и с ресурсом двигателя в миллион миль без капремонта. И с однокомнатной квартирой сразу за водительским местом :)
Разработать реактивный бомбардировщик на конструкционных материалах применяемых в авиации в начале XX века вообще невозможно. Но...
"...Управление аэрокосмических аппаратов исследовательской лаборатории ВВС на авиабазе Киртлэнд (США) в 2006 году разрабатывает системы планера гиперзвукового бомбардиров-щика и теплозащитные покрытия, пригодных к эксплуатации при аэродинамическом давлении на поверхность аппарата в 25 раз превышающем этот параметр для «шаттлов». Рассматривается возможность применения углеродного покрытия для температур около 3000оС. Для защиты систем корабля от перегрева разрабатывается многослойный и износостойкий термозащитный материал, способный многократно выдерживать рабочие режимы полета аппарата..."
Наноброню не отрицаем. Так почему бы не исходить из того что теплозащитных покрытиях и двигателях ВКС в будущем будут применятся наноматериалы м невиданной ранее теплопрочностью, а силовая конструкция планеров ВК будет собираться из композитов на "углеродных нанотрубках"(тм) ?
>>> Что то американцы для программы "Фалкон" пока не начали разработку ядерного ракетного двигателя. ;-)
>
>>как широко известно в узких кругах, ЯРД и у нас и у американцев в общем есть. Нет только решительности начать их использование. Потому что пока отенциальный возможный ущерб превышает выгоду использования.
>
> Ядерная ракетно-двигательная технология (во всех ее проявлениях) нужна только для межпланетных полетов... а следовательно военные перспективые ее использования попросту в обозримом будущем не просматриваются.
> На орбиту ПН при приемлемых издержках (в том числе экологических) вполне выводится химическими двигателями, и обратите внимание, на атмосферном участке, в том числе воздушно-реактивными двигателями, притом с такой эффективностью что наблюдалось замахивание на одноступенчатые (минуя так сказать двухступенчатый этап) воздушно-космические системы.
>>То есть пока не приперло. Но это та же ситуация как при применении атомного оружия - пока еще не наступило крайней необходимости. Но нет никакого сомнения, что когда она наступит - применение произойдет.
>
> Для военного освоения ближнего космоса как таковые не требуются аппараты с ядерными ракетными двигателями. Достаточно воздушно космических систем сродни тем, что разрабатываются в рамках программы Falcon Hypersonic Technology Vehicle.
>>> Доведение суммарного грузопотока на орбиту до нескольких тысяч тонн в год возможно и на химических двигателях. Дело лишь в многоразовых воздушно-космических системах. Причем малообслуживаемых и надежных многоразовых воздушно-космических системах, которые позволят получить новые наноматериалы и производственные технологии.
>
>>это нам хорошо известно, я этим занимался. Проблема в том, что конструкции с использованием химических топлив получались и получаются - предельные. А предельная конструкция не может быть малообслуживаемой , надежной и недорогой. Это как болид Формулы-1. А нам нужен образно говоря не болид Феррари, а за те же деньги а то и дешевле - магистральный тягач Интернешнл. Малообслуживаемый, экономичный, грузоподъемный, и с ресурсом двигателя в миллион миль без капремонта. И с однокомнатной квартирой сразу за водительским местом :)
>
>Разработать реактивный бомбардировщик на конструкционных материалах применяемых в авиации в начале XX века вообще невозможно. Но...
да, невозможно. Понадобились новые материалы.
По эффективности. Переход на одноступенчатые системы просто радикально повышает боевые качества космических носителей, превращает их из дорогой экзотики в массовый вид оружия. Или грузоносителя, кому как нравится. Но одноступенчатый носитель на химическом топливе - нонсенс, по хорошему. Весовая отдача - никуда не годная. А многоступенчатость сразу и радикально ухудшает эксплуатационные свойства. Впрочем, это все было ясно еще в 50-60 годы. А сделать апарат имеющий стартовый вес в 500 тонн и ПН 10 тонн пригодный к эксплуатации с обычных (ну почти обычных) ВПП - это радикальный шаг вперед по сравнению с многотысячетонными уникальными монстрами.
>"...Управление аэрокосмических аппаратов исследовательской лаборатории ВВС на авиабазе Киртлэнд (США) в 2006 году разрабатывает системы планера гиперзвукового бомбардиров-щика и теплозащитные покрытия, пригодных к эксплуатации при аэродинамическом давлении на поверхность аппарата в 25 раз превышающем этот параметр для «шаттлов». Рассматривается возможность применения углеродного покрытия для температур около 3000оС. Для защиты систем корабля от перегрева разрабатывается многослойный и износостойкий термозащитный материал, способный многократно выдерживать рабочие режимы полета аппарата..."
> Наноброню не отрицаем. Так почему бы не исходить из того что теплозащитных покрытиях и двигателях ВКС в будущем будут применятся наноматериалы м невиданной ранее теплопрочностью, а силовая конструкция планеров ВК будет собираться из композитов на "углеродных нанотрубках"(тм) ?
А эту наноброню кто-то видел в реале ? Честно говоря, уже немного поднадоели маркетинговые нанозаклинания.... Далее. Композиты на углеродных нанотрубках. Я как-то не понимаю, с чего от них ожидают чудес, для этого нет никаких предпосылок. Особенно чудес в усталостной прочности - это беда композитов, и прогресса не видно. Чем-то эти ожидания напоминают ожидания чудес от новых материалов после открытия эффекта Иоффе в 23 году. Тоже думали что вот-вот появятся сверхпрочные сверхлегкие ажурные конструкции. Да, в специальных лабораторных условиях когда убирали поверхностные дислокации - получались чудеса.
А с теплозащитой - да в общем все ясно, проблемы в значительной степени решены и давно. Там нет нужды в чудоматериалах. Этой темой я занимался долго и тщательно и зарплату за это получал ;-)
>По эффективности. Переход на одноступенчатые системы просто радикально повышает боевые качества космических носителей, превращает их из дорогой экзотики в массовый вид оружия. Или грузоносителя, кому как нравится. Но одноступенчатый носитель на химическом топливе - нонсенс, по хорошему. Весовая отдача - никуда не годная. А многоступенчатость сразу и радикально ухудшает эксплуатационные свойства. Впрочем, это все было ясно еще в 50-60 годы. А сделать апарат имеющий стартовый вес в 500 тонн и ПН 10 тонн пригодный к эксплуатации с обычных (ну почти обычных) ВПП - это радикальный шаг вперед по сравнению с многотысячетонными уникальными монстрами.
Я честно говоря не считаю одноступенчатость столь уж замечательной. Зачем тащить на орбиту всю гигантскую (а по другому при химических двигателях не получается) воздушно-космическую систему, разживаясь проблемой как спустить ее с орбиты? Двухступенчатость для систем легкого и среднего класса позволяет иметь по несколько орбитальных самолетов на один работающий на "экологически чистом" водороде атмосферный гиперзвуковой разгонщик аэродромного старта (самая дорогая часть ВКС) относительно "умеренных" (10-12 Мах) характеристик, а следовательно с относительно большим (по сравнению с теми же орбитальными самолетами) ресурсом и относительно простым пред- после- и межполетным обслуживанием. На основе этого разгонщика так же возможно создание дальнего гиперзвукового ударного самолета бомбардировщика (ракетоносца).
Попытка же создания одноступенчатых ВКС минуя этап двухступенчатых - на мой взгляд технический авантюризм.
Если же говорить о тяжелых многоразовых носителях, ИМХО ничего лучше "Энергии-2" до сих пор не придумали.
Испольуя десятки запусков таких тяжелых многоразовых носителей как "Энергия-2" (для вывода таких систем как орбитальные лазеры и т.п.)и сотни запусков легких-средних ВКС (для инспекций, обслуживания систем орбитального орудия и вывода на орбиту относительно легкого ударного оружия "космос-космос" и "космос-земля" вроде Brilliant Pebbles, Rods from God и т.п.) можно милитаризировать ближний космос прочно и бесповоротно в считанные годы.
А конструкционные материалы и теплозащитные покрытия на мой взгляд все же будут улучшаться, что в будущем и обеспечит требуемую надежность многоразовых ВКС где нибудь на уровне одной катастрофы на 500-1000 запусков.