От Андрей Сергеев
К Александр Солдаткичев
Дата 17.01.2007 10:26:11
Рубрики WWII; Флот;

Re: [2Андрей Сергеев]...

Приветствую, уважаемый Александр Солдаткичев!

>1) Транспортные корабли
>На 1 июня 1942 г на Черном море сохранялось около половины довоенного торгового тоннажа. Не считая использовавшихся в качестве вспомогательных судов ВМФ, на эту дату сохранялись в исправном состоянии следующие более-менее значительные суда ЧГМП, АМП и "Совтанкера":

>«Абхазия» (4727 брт)
>«Азов» (967 брт)
>«Александр Ульянов» (2167 брт)
>«Анатолий Серов» (3925 брт)
>«Березина» (3087 брт)
>«Белосток» (2034 брт)
>«Валерий Чкалов» (1062 брт)
>«Владимир Маяковский» (3972 брт)
>«Грузия» (4857 брт)
>«Керчь» (1018 брт)
>«Крым» (4867 брт)
>«Кубань» (3113 брт)
>«Пестель» (1850 брт)
>«Петровский» (3771 брт)
>«Поти» (1340 брт)
>«Севастополь» (1339 брт)
>«Торос» (1396 брт)
>«Ударник» (3110 брт)
>«Украина» (4727 брт)
>«Шахтер» (3103 брт)
>«Эльборус» (970 брт)
>«Ян Томп» (1988 брт)

Итого 22. Сколько из них быстроходных, способных обернуться за ночь и выйти из под удара немецкой авиации? Хотя, заметим, и это не давало гарантии - потопленные в июне "Грузия" и "Абхазия" были быстроходными.

>Танкеры:

>«Вайян Кутюрье» (7062 брт)
>«Иосиф Сталин» (7745 брт)
>«Кремль» (7761 брт)
>«Михаил Громов» (836 брт)
>«Москва» (6086 брт)
>«Серго» (7596 брт)
>«Передовик» (1857 брт)

Итого 7. Впрос остается тем же, поскольку "танкер нефтеналивной" - еще более лакомая цель для "люфтов", причем особенно порожняком.

>Кроме того, в поврежденном состоянии находились:

>«Ворошилов» (3908 брт)
>«Ленинград» (1783 брт)
>«Советская Нефть» (8228 брт) – танкер
>«Эмба» (7886 брт) - танкер

Эти не считаем, по понятным причинам.

>Во время штурма Севастополь требовал 1200-1300 тонн грузов в сутки, из них 800 тонн - боеприпасы.

Кстати, любопытно у Вас получается - в сутки хватает одного транспорта, безо всякого конвоя. А теперь подсчитаем, сколько кораблей ходило в Севастополь. Помимо указанных Вами транспортов, считаем и боевые – два похода того же «Молотова», эсминцы также принимали участие в переброске грузов и обеспечении эвакуации раненых. Не выходим ли на близкие к требуемым цифры грузооборота?

>2) Корабли для эскорта
>На 1 июня 1942 года в составе Черноморского флота были следующие корабли -
>линкор "Парижская комунна",

Для эскорта не годится, посудина тихоходная и слабовооруженая, сама нуждается в эскорте. Хотя и хотели перебрасывать на нем КВ :)

>крейсера "Красный Крым" и "Молотов", Лидеры "Ташкент" и "Харьков", эсминцы "Незаможник", "Железняков", "Бойкий", "Безупречный", "Бдительный", "Сообразительный","Свободный", сторожевой корабль "Шквал". Итого - линкор, 2 крейсера, 2 лидера, 7 эсминцев и сторожевой корабль.

Которые, как показывает практика их походов, сами крутились, как ужи на сковородке, уходя из-под непрерывных ударов авиации, и это имея скорость под 30 узлов. При этом всей мощи их ПВО хватало, чтобы иногда отогнать торпедоносцы и бомберы. Но, допустим, снизив скорость до скорости охраняемых судов, ценой потери половины состава конвоя и охранения они доведут часть транспортов до гавани.

И тут начинается главная проблема - разгрузиться и вернуться.

>Крейсер "Ворошилов", эсминцы "Беспощадный", "Бодрый" и сторожевой корабль "Шторм" были в ремонте, поэтому в список их не включил.

>3) В июне в Севастополь пришли 7 транспортов без конвоев(максимальное прикрытие - один эсминец). Немцами было потоплено 4 транспортных судна - "Абхазия", "Грузия", "Михаил Громов", "Белосток". Отсюда мы видим, что эффективность немецких авиаударов сильно преувеличена.

4 из 7. Практически половина.

>Опыт Второй мировой войны показывает, что идти в конвое безопаснее. В том числе и для защиты от авиаударов. Не только английский опыт на Мальте говорит об этом, но и наш советский опыт проводки северных конвоев тоже.

На Мальте - особенно хорошо говорит. Сколько транспортов уцелело в ходе "Пьедестала", 5? И это не считая пары потопленных крейсеров и авианосца!

>Если мне не изменяет память, конвой PQ-17 был разгромлен именно из-за решения разделиться.
>Если я правильно понимаю - 7-8 дошедших транспортов давали Севастополю дополнительные 2 недели.

Неделю. А что дальше?


>4) Возможностей Севастопольского порта по разгрузке я не знаю, но сомневаться в возможностях главной базы флота разгрузить 8 транспортов не вижу оснований.

А зря. Почитайте историю походов кораблей в Севастополь, которые регулярно уходили НЕДОРАЗГРУЖЕННЫМИ, поскольку появлялась авиация, по стоянке лупила артиллерия, а разгрузка осуществлялась при отсутствии швартовных палов "по двум сходням и 8 лодкам" с одновременной загрузкой раненых и эвакуируемых с другого борта.

А теперь представьте несколько транспортов, пытающихся одновременно разгрузиться у полуразрушенных пристаней при острой нехватке личного состава для разгрузки (идет штурм города!), рядом стоящие и ведущие контрбатарейную борьбу корабли эскорта, поскольку по всей этой куче-мале уже пристреливается артиллерия противника (как пристрелялась она по "Молотову"), а уже светает и над забитой гаванью появляются пикировщики... Сколько кораблей из конвоя останутся на дне гавани? Сколько из них успеет разгрузиться? И будет ли возможность провести и разгрузить конвой №2 при забитом "утопленниками" фарватере?

С уважением, А.Сергеев

От Евгений Путилов
К Андрей Сергеев (17.01.2007 10:26:11)
Дата 17.01.2007 15:33:02

Re: [2Андрей Сергеев]...

Доброго здравия!

>>линкор "Парижская комунна",
>
>Для эскорта не годится, посудина тихоходная и слабовооруженая, сама нуждается в эскорте. Хотя и хотели перебрасывать на нем КВ :)

Подробностей. Куда и сколько их собирались ставить? И главное? как их в условиях Севастополя выгрузить?

>>3) В июне в Севастополь пришли 7 транспортов без конвоев(максимальное прикрытие - один эсминец). Немцами было потоплено 4 транспортных судна - "Абхазия", "Грузия", "Михаил Громов", "Белосток". Отсюда мы видим, что эффективность немецких авиаударов сильно преувеличена.
>
>4 из 7. Практически половина.

И это в условиях, что работали по ним далеко не те спецы ударов по морским целям, что были на Средиземке. Кратковременный "заезд" специалистов на Черное море с гибелью "Харькова" и двух эсминцев даже на фоне предыдущих походов в Севастополь июня 1942-го произвел шокирующее впечатление. Я теперь представляю формирование "правильного" конвоя и поход его в Севастополь (потому как только такое могло спровоцировать появление "средиземноморских" пилотов в Крыму на год раньше). Вот это уже был бы разгром войск на переходе морем.

>Неделю. А что дальше?

А дальше еще более кровавый июль и катастрофа в конце месяца. Или в начале августа. В любом случае до осени с удлинением периодов ночной темноты не дотянуть. И резервов ни в Закавказье, ни в Средней Азии не хватит перекрывать такие потери в Севастополе и на переходе морем.

>А зря. Почитайте историю походов кораблей в Севастополь, которые регулярно уходили НЕДОРАЗГРУЖЕННЫМИ, поскольку появлялась авиация, по стоянке лупила артиллерия, а разгрузка осуществлялась при отсутствии швартовных палов "по двум сходням и 8 лодкам" с одновременной загрузкой раненых и эвакуируемых с другого борта.


Даже сейчас жутковато, когда ходишь там, и кости хрустят под ногами... А поисковики рассказывали истории конца 80-х и всех 90-х, когда подъемом трупов и захоронением наконец всерьез занялись... Правда, не был в "горловинах" прорывов из окружений на центральном и северо-западном участках советско-германского фронта. Думаю, там впечатляет не меньше.

С уважением, Евгений Путилов. e_putilov@mail.ru

От Владимир Савилов
К Евгений Путилов (17.01.2007 15:33:02)
Дата 17.01.2007 16:34:54

Re: [2Андрей Сергеев]...

>Доброго здравия!

>>Для эскорта не годится, посудина тихоходная и слабовооруженая, сама нуждается в эскорте. Хотя и хотели перебрасывать на нем КВ :)
>
>Подробностей. Куда и сколько их собирались ставить? И главное? как их в условиях Севастополя выгрузить?

Это в мемуарах начштаба ПА Крылова упоминается...

Хотя сам процесс разгрузки был бы интересен... В январе разгружали Т-26 с танкера, но это реально при их весе, а как было бы с КВ?

>Даже сейчас жутковато, когда ходишь там, и кости хрустят под ногами... А поисковики рассказывали истории конца 80-х и всех 90-х, когда подъемом трупов и захоронением наконец всерьез занялись... Правда, не был в "горловинах" прорывов из окружений на центральном и северо-западном участках советско-германского фронта. Думаю, там впечатляет не меньше.

В окрестностях Севастополя тоже хватает... правда в основном видные на поверхности кости - работа "черных копателей". Разроют, кости и черепа поразбрасают...

С уважением, Владимир

От Евгений Путилов
К Владимир Савилов (17.01.2007 16:34:54)
Дата 17.01.2007 17:04:06

Re: [2Андрей Сергеев]...

Доброго здравия!

>>Даже сейчас жутковато, когда ходишь там, и кости хрустят под ногами... А поисковики рассказывали истории конца 80-х и всех 90-х, когда подъемом трупов и захоронением наконец всерьез занялись... Правда, не был в "горловинах" прорывов из окружений на центральном и северо-западном участках советско-германского фронта. Думаю, там впечатляет не меньше.
>
>В окрестностях Севастополя тоже хватает... правда в основном видные на поверхности кости - работа "черных копателей". Разроют, кости и черепа поразбрасают...

В потернах последнего пристанища штаба СОРа. За 90-е в основном все подняли (наверное). Но остатки местами валяются. Ну и в последней линии окопов на кромке берегового склона и аэродрома на Херсонесе... В одной бывшей воронке были остатки кустарной счетверенки из ШКАСов и обугленные остатки, судя по всему, авиатехников. Зажигалка или огнемет - только гадать... Меня поражают больше всего строители дач на этом громадном кладбище. Правда, последняя бойня была все же под территорией нынешней запасной ВПП и станции СПРН на Херсонесе, а также полигона морпехов. Все остальное застроено.

С уважением, Евгений Путилов. e_putilov@mail.ru

От Владимир Савилов
К Евгений Путилов (17.01.2007 17:04:06)
Дата 17.01.2007 17:54:59

Re: [2Андрей Сергеев]...


>В потернах последнего пристанища штаба СОРа. За 90-е в основном все подняли (наверное). Но остатки местами валяются.

Я Вам сейчас расскажу как это делается... в свое время мы ( Клуб любителей фортификационных сооружений "ФОРТ") поймали "за руку" некоторых товарищей с мешком костей, который они несли в те самые потерны 35-й ББ. Дело было ближе к маю, мы там проводили субботник по уборке внутри батарее и прилегающей территории. Как потом выяснилось этот мешок с останками предполагалось распределить по батареи и ближе к 9-му мая их раз и "обнаружить" одной организацией, занимающейся поисковой деятельностью....

> Ну и в последней линии окопов на кромке берегового склона и аэродрома на Херсонесе...

Часть имеющихся окопов - это поздний период - для самообороны РЛС.

>В одной бывшей воронке были остатки кустарной счетверенки из ШКАСов и обугленные остатки, судя по всему, авиатехников.

А не легендарная ли это зенитная установка, которая упоминается в мемуарах Авдеева?

>... Меня поражают больше всего строители дач на этом громадном кладбище.

Да... уроды... одно слово...

С уважением, Владимир

От Андрей Сергеев
К Евгений Путилов (17.01.2007 15:33:02)
Дата 17.01.2007 16:00:47

Re: [2Андрей Сергеев]...

Приветствую, уважаемый Евгений Путилов!

>>>линкор "Парижская комунна",
>>
>>Для эскорта не годится, посудина тихоходная и слабовооруженая, сама нуждается в эскорте. Хотя и хотели перебрасывать на нем КВ :)
>
>Подробностей. Куда и сколько их собирались ставить? И главное? как их в условиях Севастополя выгрузить?

Самому интересно :) Несколько раз встречал упоминания об этих планах в литературе, в сети тоже есть, например, вот здесь:

http://flot.sevastopol.info/ship/linkor/sevastopol.htm

С уважением, А.Сергеев