>>Все изложенные факты в том или ином виде имели место быть. Расстрел мастросов с "Аскольда" -- вообще крайне грязная история, не красящая офицеров Российского императорского флота...
В. Я.Крестьянинов, С. В. Молодцов. Крейсер «Аскольд»:
"К концу 1915 года главным машинам и вспомогательным механизмам крейсера требовался капитальный ремонт. Поэтому 21 января «Аскольд» покинул Салоники и 26-го прибыл в Тулон. После решения организационных вопросов в марте начался ремонт на заводе «Форж э Шантье».
[...]
После тяжелой и опасной службы в 1914—1915 годах длительная стоянка в тыловом порту обострила обстановку на борту. Если общая опасность в боевых походах сближала офицеров и нижних чинов, то в условиях относительного покоя и затишья было над чем призадуматься. Это и разница в материальном и социальном положении, и то обстоятельство, что матросы продолжали жить на разоренном ремонтом корабле, а многие офицеры и сам командир жили на берегу, посещали Париж, курорты французской Ривьеры, к некоторым из них приехали близкие из России. Ослабла дисциплина, снизилась организация службы. Нижние чины видели существенную разницу в положении матросов в русском и союзном флотах, наблюдали жизнь демократической страны, встречались с революционно настроенными эмигрантами из России.
Командование крейсера из разных источников стало получать информацию о готовящемся на корабле восстании. При обысках в личных вещах матросов находили нелегальную литературу, оружие. 9 августа 28 человек, подозреваемых в общении с политэмигрантами и хранении нелегальной литературы, списали с корабля и отправили в Россию.
19 августа около 3 ч в кормовом 75-мм погребе, где находилось 828 снарядов и около 100 000 ружейных патронов, произошел взрыв. С помощью бикфордова шнура неизвестным злоумышленником через отверстие вывернутой ударной трубки был подожжен порох в гильзе одного из унитарных патронов; гильза разлетелась, но снаряд не взорвался.
Утром после взрыва арестовали 28 человек, позже еще 49. Следственная комиссия обвинила в причастности к взрыву восемь человек, и 10—12 сентября состоялся суд, приговоривший к смертной казни четырех матросов; приговор утвердил новый командир крейсера капитан 1 ранга К.Ф.Кетлинский. 15 сентября на форте Мальбуск были расстреляны четверо матросов, а 113 человек в тот же день отправлены в Россию. Никто из осужденных свою вину не признал, и прямых улик против них не было
В советской историографии революционного движения на флоте господствовала единственная версия: взрыв — провокация, устроенная реакционными офицерами, чтобы получить повод для расправы над революционно настроенными матросами. Авторам после изучения документов следствия эта версия кажется более чем сомнительной".
Лично мне версия "советской историографии" не кажется совсем уж невероятной -- тем более, что С. Ф.Найда в книге "Революционное движение в царском флоте" (1947) излагает историю с "Аскольдом" куда более подробно и с цитатами из документов.
"На крейсере «Аскольд» в Тулоне вследствие распущенности личного состава произошли беспорядки, было даже покушение взорвать офицерскую кают-компанию, что не удалось, к счастью, привести в исполнение Виновные разысканы, преданы суду и приговорены к смертной казни, о чем мне было доложено начальником Морского генерального штаба. Я телеграфировал в Тулон не приводить приговор в исполнение, тем не менее капитан 1 ранга Кетлинский это исполнил. Виноваты же в учинении беспорядков были не только подсудимые, но также и те, кто допустил на крейсере развратную жизнь»
В общем, обвинение доказано не было, но командование крейсера поторопились растрелять людей даже вопреки распоряжению из Петрограда.
А потом кто-то удивляется, что матросики были так озлоблены на офицеров...
"Привлеченный в качестве эксперта по делу о взрыве старший минный офицер крейсера лейтенант Маслов пояснил, что вылетевший из патрона снаряд взорваться не мог, так как для его взрыва требовались два удара большой силы. Детонации других снарядов и патронов также произойти не могло: ни тол, ни русский бездымный порох не детонировали сами собой, а требовали специальных детонаторов. А вот в результате пожара, по мнению Маслова, погреб мог вполне взорваться."
Только вот из предыдущего описания следует, что серьезный пожар в погребе был крайне маловероятен -- от взрыва гильзы загорелись только швабра и веники. Теоретически мог еще загореться порох из поврежденной гильзы другого снаряда, еще более теоретически могли оказаться повреждены не одна, а несколько гильз... Все-таки унитары, в отличие от раздельных зарядов, гораздо безопасне. Словом, если бы заговорщики хотели взорвать погреб, они действовали бы по-другому, хотя бы подбросили туда горючих материалов. А вот если диверсия имитировалась...
Еще у меня создалось впечатление, что авторы откровенно выгораживают Кетлинского, рисуя прямо-таки сусальный его портрет. Однако почему командир крейсера, подписав смертный приговор по недоказанному обвинению, доложил о нем в Петроград только сутки спустя -- и расстрелял моряков, не дожидаясь ответа?
"Кетлинский ходатайствовал перед командованием о предоставлении команде отпуска на два месяца, т. к. «до отпуска следует смотреть на большинство офицеров и команды как на неврастеников», а 4 июля попросил предоставить и ему девятинедельный отпуск на Кавказ и Крым. Отпустить всю команду в условиях военного времени возможности не было, просьбу же Кетлинского удовлетворили, он сдал дела капитану 1 ранга А. И. Шейковскому и уехал на юг".
Это во время войны и после полуторагодового стояния крейсера на ремонте...
Рыбка, однозначно, начала тухнуть с головки.