От Владислав
К Нумер
Дата 29.01.2007 01:15:26
Рубрики WWI; Флот; 1917-1939;

Re: Да, это...

Доброе время суток!


>>Все изложенные факты в том или ином виде имели место быть. Расстрел мастросов с "Аскольда" -- вообще крайне грязная история, не красящая офицеров Российского императорского флота...

>А что там было?

Самому интересно :-)

http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/Midel/09/07.htm

В. Я.Крестьянинов, С. В. Молодцов. Крейсер «Аскольд»:

"К концу 1915 года главным машинам и вспомо­гательным механизмам крейсера требовался капи­тальный ремонт. Поэтому 21 января «Аскольд» по­кинул Салоники и 26-го прибыл в Тулон. После ре­шения организационных вопросов в марте начался ремонт на заводе «Форж э Шантье».

[...]

После тяжелой и опасной службы в 1914—1915 го­дах длительная стоянка в тыловом порту обостри­ла обстановку на борту. Если общая опасность в бо­евых походах сближала офицеров и нижних чинов, то в условиях относительного покоя и затишья было над чем призадуматься. Это и разница в матери­альном и социальном положении, и то обстоятель­ство, что матросы продолжали жить на разоренном ремонтом корабле, а многие офицеры и сам коман­дир жили на берегу, посещали Париж, курорты французской Ривьеры, к некоторым из них приеха­ли близкие из России. Ослабла дисциплина, снизи­лась организация службы. Нижние чины видели су­щественную разницу в положении матросов в рус­ском и союзном флотах, наблюдали жизнь демократической страны, встречались с революци­онно настроенными эмигрантами из России.

Командование крейсера из разных источников стало получать информацию о готовящемся на ко­рабле восстании. При обысках в личных вещах мат­росов находили нелегальную литературу, оружие. 9 августа 28 человек, подозреваемых в общении с политэмигрантами и хранении нелегальной литера­туры, списали с корабля и отправили в Россию.

19 августа около 3 ч в кормовом 75-мм погре­бе, где находилось 828 снарядов и около 100 000 ру­жейных патронов, произошел взрыв. С помощью бикфордова шнура неизвестным злоумышленником через отверстие вывернутой ударной трубки был по­дожжен порох в гильзе одного из унитарных патро­нов; гильза разлетелась, но снаряд не взорвался.

Утром после взрыва арестовали 28 человек, позже еще 49. Следственная комиссия обвинила в причастности к взрыву восемь человек, и 10—12 сен­тября состоялся суд, приговоривший к смертной казни четырех матросов; приговор утвердил новый командир крейсера капитан 1 ранга К.Ф.Кетлинс­кий. 15 сентября на форте Мальбуск были расстре­ляны четверо матросов, а 113 человек в тот же день отправлены в Россию. Никто из осужденных свою вину не признал, и прямых улик против них не было

В советской историографии революционного движения на флоте господствовала единственная версия: взрыв — провокация, устроенная реакци­онными офицерами, чтобы получить повод для рас­правы над революционно настроенными матроса­ми. Авторам после изучения документов следствия эта версия кажется более чем сомнительной".

Лично мне версия "советской историографии" не кажется совсем уж невероятной -- тем более, что С. Ф.Найда в книге "Революционное движение в царском флоте" (1947) излагает историю с "Аскольдом" куда более подробно и с цитатами из документов.

А вот что думал по этому поводу адмирал Григорович ( http://www.mbnews.ru/content/view/3410/140/):

"На крейсере «Аскольд» в Тулоне вследствие распущенности личного состава произошли беспорядки, было даже покушение взорвать офицерскую кают-компанию, что не удалось, к счастью, привести в исполнение Виновные разысканы, преданы суду и приговорены к смертной казни, о чем мне было доложено начальником Морского генерального штаба. Я телеграфировал в Тулон не приводить приговор в исполнение, тем не менее капитан 1 ранга Кетлинский это исполнил. Виноваты же в учинении беспорядков были не только подсудимые, но также и те, кто допустил на крейсере развратную жизнь»

В общем, обвинение доказано не было, но командование крейсера поторопились растрелять людей даже вопреки распоряжению из Петрограда.

А потом кто-то удивляется, что матросики были так озлоблены на офицеров...


С уважением

Владислав

От Владислав
К Владислав (29.01.2007 01:15:26)
Дата 29.01.2007 02:44:14

Вдогонку - все-таки нашел более подробный вариант


...книжки Крестьянинова и Молодцова (у меня самого она где-то потерялась).

Подробно про взрыв на "Аскольде":

http://overkilnavy.narod.ru/Lib/Ships_monograph/Krestyninov-Askold/33.htm

http://overkilnavy.narod.ru/Lib/Ships_monograph/Krestyninov-Askold/34.htm

Очень интересное замечание:

"Привлеченный в качестве эксперта по делу о взрыве старший минный офицер крейсера лейтенант Маслов по­яснил, что вылетевший из патрона снаряд взорваться не мог, так как для его взрыва требовались два удара большой силы. Детонации других снарядов и патронов также произойти не могло: ни тол, ни русский бездым­ный порох не детонировали сами собой, а требовали специальных детонаторов. А вот в результате пожара, по мнению Маслова, погреб мог вполне взорваться."

Только вот из предыдущего описания следует, что серьезный пожар в погребе был крайне маловероятен -- от взрыва гильзы загорелись только швабра и веники. Теоретически мог еще загореться порох из поврежденной гильзы другого снаряда, еще более теоретически могли оказаться повреждены не одна, а несколько гильз... Все-таки унитары, в отличие от раздельных зарядов, гораздо безопасне. Словом, если бы заговорщики хотели взорвать погреб, они действовали бы по-другому, хотя бы подбросили туда горючих материалов. А вот если диверсия имитировалась...

Еще у меня создалось впечатление, что авторы откровенно выгораживают Кетлинского, рисуя прямо-таки сусальный его портрет. Однако почему командир крейсера, подписав смертный приговор по недоказанному обвинению, доложил о нем в Петроград только сутки спустя -- и расстрелял моряков, не дожидаясь ответа?

Зато некоторые места из следующей главы ( http://overkilnavy.narod.ru/Lib/Ships_monograph/Krestyninov-Askold/37.htm) буквально вводят в ступор:

"Кетлинский ходатайствовал перед командованием о предоставлении команде отпуска на два месяца, т. к. «до отпуска следует смотреть на большинство офицеров и команды как на неврастеников», а 4 июля попросил предоставить и ему девятинедельный отпуск на Кавказ и Крым. Отпустить всю команду в условиях военного времени возможности не было, просьбу же Кетлинского удовлетворили, он сдал дела капитану 1 ранга А. И. Шейковскому и уехал на юг".

Это во время войны и после полуторагодового стояния крейсера на ремонте...
Рыбка, однозначно, начала тухнуть с головки.


С уважением

Владислав

От Alex Bullet
К Владислав (29.01.2007 01:15:26)
Дата 29.01.2007 02:17:01

Кстати, Кетлинский - отец писательницы Веры Кетлинской. Он был убит в Мурманске. (-)