'Война и мир': покушение на миф ("Вести Недели День за Днем", Эстония)
Михаил ПЕТРОВ, 05 февраля 2007
В эстонском обществе утвердилось мнение, что Тартуский мирный договор 1920 года - это документ, венчающий вершину семивекового терпения эстонского народа, воинской доблести лучших его сынов в Освободительной войне 1918-1920 годов и прозорливости отцов Отечества. Освободительная война и Тартуский мирный договор - это те основы государства, покушение на которые является немыслимым и запредельно уголовным. И все же рискну высказать личное мнение о характере и целях войны и мира, опираясь на хронологию.
24 февраля 1918 года Эстония провозгласила независимость, но уже на следующий день после обеда власть в стране без происшествий была отобрана германской оккупационной администрацией. (См. М.Лаар, Х.Валк, Л.Вахтре. Очерки истории эстонского народа. Таллинн, 'Купар', 1992, стр. 112.)
3 марта 1918 года в Брест-Литовске заключен мирный договор между Советской Россией, с одной стороны, и Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией, с другой. По договору Россия отказалась от прав на Эстляндию уже 3 марта 1918 года. Статья VI договора гласит:
'Эстляндия и Лифляндия также незамедлительно очищаются от русских войск и русской Красной гвардии. Восточная граница Эстляндии проходит в общем по реке Нарве. (. . .) Эстляндия и Лифляндия будут заняты германской полицейской властью до тех пор, пока общественная безопасность не будет там обеспечена собственными учреждениями страны'.
3 ноября 1918 года в Киле началось восстание матросов, послужившее прологом к Ноябрьской революции в Германии.
11 ноября 1918 года германский генерал Зекендорф утвердил состав эстонского правительства во главе с Константином Пятсом.
19 ноября 1918 года в Риге между германской оккупационной администрацией и правительством К.Пятса был подписан 'Договор о передаче'. Власть в стране перешла в руки эстонцев, а немецкие войска покинули Эстонию.
13 ноября 1918 года ВЦИК своим постановлением аннулировал Брест-Литовский мирный договор:
'Трудящиеся массы России, Лифляндии, Эстляндии, Польши, Литвы, Украины, Финляндии, Крыма и Кавказа, освобожденные германской революцией от гнета грабительского договора, продиктованного германской военщиной, призваны ныне сами решать свою судьбу'.
Брест-Литовский мирный договор категорически запрещал России коммунистическую агитацию на упомянутых территориях, поэтому речь пока еще не шла о возвращении территорий де-факто.
22 ноября 1918 года на границах Эстонии начались первые бои между частями эстонской армии и эстонскими большевиками. 27 ноября Константин Пятс стукнул по столу кулаком и заявил:
'Никакого соглашения с большевиками! Нам фактически нечего терять, так что нам ничего не остается, как выступить против насилия. Все мужчины на фронт, навстречу наступающему врагу!' (М.Лаар, Х.Валк, Л.Вахтре. ibid., стр. 114).
29 ноября 1918 года в Нарве провозглашено независимое эстонское государство - Эстляндская трудовая коммуна. Возглавил правительство коммуны Яан Анвельт. В Эстонии создалась юридическая и политическая ситуация двоевластия, началась гражданская война, получившая название 'освободительной'.
6 декабря 1918 года командование русской Северо-Западной армии признало самостоятельность Эстонии и главнокомандование эстонского генерала Й.Лайдонера в обмен на военную помощь, каковая должна была быть оплачена будущим правительством России.
7 декабря 1918 года ленинским декретом была признана независимость Эстляндской Советской Республики:
'Российское Правительство вменяет в обязанность всех соприкасающихся с Эстляндией военных и гражданских властей Российской Советской Республики оказать Эстляндскому Советскому Правительству и его войскам всяческое содействие в их борьбе за освобождение Эстляндии от ига буржуазии'.
Война эстляндских большевиков, как видим, тоже была 'освободительной'.
19 мая 1919 года принята Декларация Эстонского учредительного собрания о государственной самостоятельности Эстонии:
'Шесть месяцев уже лучшие сыны нашего народа защищают эстонскую государственную самостоятельность и независимость, принося бесчисленные жертвы. Эстонский народ ведет напряженную, сверхчеловеческую борьбу с насильнической большевистской Россией за свое право на жизнь, и это свое драгоценнейшее достояние эстонский народ намерен защищать до последней капли крови'.
26 мая 1919 года участники Парижской мирной конференции направляют ноту Верховному правителю России адмиралу Колчаку с требованием признать независимость Польши и Финляндии. (См. История Эстонской ССР, том 3, 'Ээсти раамат', 1974, стр. 177).
28 мая 1919 года представители Эстонии допущены на заседание Прибалтийской комиссии Парижской мирной конференции, однако просьба о признании независимости Эстонской Республики оставлена без рассмотрения. Вопрос о статусе прибалтийских провинций не мог быть решен без согласия правительства России. (См. История Эстонской ССР, ibid, стр. 177).
24 мая 1919 года 3-я эстонская дивизия начала наступление на латышских большевиков в направлении Вольмара (Латвия). Как видим, 'сверхчеловеческая борьба против насильнической России', позволяла вести борьбу сразу на два фронта. Правительство Андриевса Нидры потребовало от эстонцев покинуть территорию Латвии. (М.Лаар, Х.Валк, Л.Вахтре. ibid., стр. 121).
5 июня 1919 года Эстляндская трудовая коммуна объявила о роспуске своих учреждений, формально положив конец гражданской войне в Эстонии и развязав руки правительству Эстонской Республики в Латвии.
19 июня 1919 года эстонская армия вступила в боевые действия против частей местного остзейского ополчения, т.е. латышского ландесвера и обозников из германской 'Железной дивизии'. (М.Лаар, Х.Валк, Л.Вахтре. ibid., стр. 121).
23 июня 1919 года к вечеру латышский ландесвер был выбит из города Цесиса (Вынну). Эстонский генерал Пыддер объявил 23 июня Днем победы под Вынну.
3 июня 1919 года было заключено перемирие. Потери с эстонской стороны в латышском походе составили 251 человек убитыми и 1041 ранеными.
10 августа 1919 года под давлением английской военной миссии создается незаконное правительство Северо-Запада России. Будущие члены правительства подписывают акт о признании государственной независимости Эстонии в обмен на военную помощь.
11 августа 1919 года правительство Северо-Запада России под давлением английского генерала Марша подписывает новое заявление о признании независимости Эстонии, в котором уже нет упоминания о военной помощи с эстонской стороны.
В конце августа 1919 года газета Waba maa сообщает о состоявшейся депортации из Ревеля (Таллинна) 7 тысяч иностранцев, поселившихся в пределах Эстонской Республики после 1 мая 1915 года, в том числе 4 тысяч русских беженцев (в основном женщин и детей). В ноябре-декабре 1919 года беженцев из большевистской России будут неделями держать на льду Наровы, а отступающие под давлением большевиков части Северо-Западной русской армии на эстонском берегу будут встречать пулеметным огнем. (См. В.Горн. Гражданская война на Северо-Западе России. Берлин, 'Гамаюн', 1923, стр. 71-72, 130).
2 февраля 1920 года в Тарту был подписан мирный договор между Эстонией и Россией. Закончилась 'освободительная' война.
Что же произошло на самом деле?
Фактически с 29 ноября 1918 года по 5 июня 1919 года в Эстонии шла гражданская война между эстонскими большевиками, опиравшимися на помощь российских большевиков, и эстонской 'буржуазией', которую поддерживали союзники России по Антанте. С января 1919 года по 3 января 1920 года Эстония принимала участие в гражданской войне в России на стороне Северо-Западной русской армии. Две разных войны с разными интересами и целями, но линии двух фронтов совпадают.
Несмотря на 'сверхчеловеческую борьбу с насильнической Россией' в мае 1919 года эстонская армия открывает третий фронт на территории Латвии и принимает участие в еще одной гражданской войне, третьей по счету. Официальные потери эстонцев - 'бесчисленные жертвы' - в трех (!) гражданских войнах, фактически в течение одного календарного года, составили всего 3588 человек. Естественно, что в этот подсчет не входят потери эстонского народа с другой, т.е. с большевистской стороны.
У меня есть все основания предполагать, что заключение Тартуского мирного договора сопровождалось подписанием секретных протоколов, согласно которым эстонская сторона обязалась не только разоружить, но и 'нейтрализовать' (уничтожить?) 17 тысяч бойцов Северо-Западной русской армии, а также предоставить России льготный транзитный коридор для тайного вывоза на Запад золотовалютных и художественных ценностей. Трудно представить, что бурная деятельность Арманда Хаммера в Эстонии (поставки зерна в Россию в обмен на золотовалютные ценности, поставки стратегических материалов и оружия для Германии, покупка Harju Pank, торговля фальшивым антиквариатом и т.д.) не имели секретного юридического прикрытия.
Что касается Северо-Западной армии, то ее цена была определена в 15 миллионов рублей золотом (ст.VIII, п.1), огромные территориальные уступки (ст.III), лесную концессию площадью в один миллион десятин в пределах Петроградской, Псковской, Тверской. Новгородской, Олонецкой, Вологодской и Архангельской губерний (ст.XVI, приложение III, п.3). Для сведения: Финляндия, Латвия и Литва не получили ничего, кроме независимости.
Трудно не заметить разницу между 15 миллионами рублей золотом, 'выданных' Эстонской Республике, и 60 миллионами советских денежных знаков, отпущенных Эстляндской трудовой коммуне на освобождение Эстонии от ига буржуазии, причем взаймы. Денежная реформа 1922 года сократила номинал всех ранее выпущенных советских денежных знаков сразу на четыре нуля. Получается, что эстонские большевики получили от своих товарищей всего 6 тысяч 'деревянных' рублей взаймы, в то время как эстонская 'буржуазия' получила 15 миллионов золотых рублей навсегда!
На мирных переговорах первоначальным требованием эстонской стороны была выплата 88 миллионов рублей золотом и участие в золотом фонде России. Для таких амбиций должна была быть веская причина, поскольку сокрушительного поражения российским большевикам не нанесли, Петроград с боем не взяли, а деньги (и не малые) потребовали. Спросите любого эстонца, почему освобождались от России, а День победы празднуют в память погрома остзейских немцев в Латвии?
Сегодня 'Освободительная война' - это, на мой взгляд, нагромождение крупной и мелкой лжи, скрепленное договором с узурпаторами государственной власти в России и прикрывающее братоубийственную гражданскую войну в Эстонии.
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 05 февраля 2007, 12:09
Оригинал публикации: День за Днем
>24 мая 1919 года 3-я эстонская дивизия начала наступление на латышских большевиков в направлении Вольмара (Латвия). Как видим, 'сверхчеловеческая борьба против насильнической России', позволяла вести борьбу сразу на два фронта
То что латышские части, это вообще-то часть РККА - это ничего?:)
Ильвес: Давайте смотреть в будущее ("Postimees", Эстония)
Эстония победила дважды: помимо Освободительной войны еще и в холодной войне
05 февраля 2007
Сюжет: Welcome to Estonia
[отослать ссылку] [версия для печати]
Речь президента Тоомаса Хендрика Ильвеса в годовщину Тартуского мира 2 февраля 2007 года в концертном зале 'Эстония'.
Эстония может гордиться XX веком, потому что она победила дважды. Помимо Освободительной войны еще и в холодной войне. И осталась на стороне победителей. Это позволяет нам относиться к XX веку с великодушием и уверенностью победителей и быть выше унизительного страха поверженного.
2 февраля дает нам право и возможность смотреть в прошлое и в то же время говорить о том, как история может влиять на настоящее и будущее.
НОВОСТИ
Ходорковскому предъявлено новое обвинение в отмывании денежных средств
Путин подписал указ о создании Агентства по поставкам вооружений
На Ленинградском проспекте открыт новый автомобильный тоннель
Рязанов покидает пост президента Академии кинематографических искусств
После потепления в Москву нагрянут сильные морозы
Мы помним свои победы. Будь то Освободительная война и Тартуский мирный договор или восстановление независимости на развалинах Советского Союза. Каждый народ и государство должны помнить и отмечать свои победы.
Но как относиться к победам других народов? Особенно если этот народ живет тут же, в Эстонии, вместе с нами и когда его победа не является однозначно нашей? И как относиться к его победам, когда, отмечая их, он фактически радуется нашим поражениям?
Разгром нацизма как победа всей Европы заслуживает быть отмеченным. Однако затем половина Европы на десятилетия попала под власть Москвы. Для Эстонии это означало утраты и страдания. Вначале - убийства, аресты и депортации, позже - преследования, русификация, запугивания и духовное насилие.
История может быть разного цвета. Для России и для многих русскоязычных людей Эстонии Вторая мировая война - это Великая Отечественная война, 1941-1945 годы, когда нацисты напали на Советский Союз и потерпели поражение.
Для Эстонии, как и для Латвии, Литвы и Польши, Вторая мировая война началась двумя годами раньше, 23 августа 1939 года, когда Сталин и Гитлер, будучи союзниками, поделили Европу на сферы влияния. Далее последовал договор о базах, свержение правительства, утрата собственной государственности и различные оккупации.
Все это продолжалось до августа 1991 года. И только 1 сентября 1994 года, после ухода последнего русского солдата, мы вновь смогли почувствовать себя хозяевами на собственной земле. Как справиться с таким сложным прошлым? Рецепт может быть простым - все имеют право праздновать свои победы и вспоминать о своих утратах.
По Освальду Шпенглеру, историю нужно творить. Сейчас мы видим, как история, вернее, понимание прошлого, подобно противотанковым рвам и заграждениям, разделяет людей, живущих в Эстонии.
Эстонский народ, потерявший в войнах и репрессиях XX века сотни тысяч сыновей и дочерей, понимает что значит Великая Отечественная война для русского, украинского и белорусского народов. Когда же 9 мая вместо поминовения павших начинают превозносить оккупацию и, вместе с этим, отрицать выпавшие на долю эстонского народа страдания, этого мы стерпеть не можем.
Исторический взгляд Эстонии натренирован видеть скорее страдания, чем достижения, скорее утраты, чем победы. Страха и предубеждений в нашем взоре больше, чем гордости и открытости. Мысленно мы как бы продолжаем сражения Второй мировой войны, продолжаем бороться с оккупацией. Подобно тому, как другое государство, расположенное не так уж далеко отсюда, ведет свои сражения в оправдание содеянного в XX столетии.
К сожалению, Россия не хочет принять слова своего первого президента Бориса Ельцина, произнесенных им в Венгрии в ноябре 1992 года, что после разгрома фашизма в Восточную Европу пришла другая идеология насилия. Извинившись за причиненное Советским Союзом насилие, президент Ельцин сказал, что надо знать свою историю, ибо без полной правды нельзя восстановить справедливость, и без полной правды нет ни покаяния, ни прощения.
Что касается покаяния, то оно либо есть, либо его нет. Точно так же нельзя ни от кого требовать извинений, ибо приношение извинений - дело совести, воспитания и цивилизованности.
Эстония покаялась и принесла извинения за тех своих соотечественников, которые в период германской оккупации связали себя с преступлениями против человечности. Суды Эстонии осуществляли правосудие в отношении тех, кто во время советской оккупации убивал и депортировал гражданских лиц или стрелял в спину укрывавшимся в лесах борцам сопротивления.
Оскорбительно, когда теперь Россия обвиняет Эстонию в переписывании истории в пользу нацистов. Это обвинение ложно и несправедливо по отношению к тем, кто взялся за оружие, чтобы защищать завоеванную в сражениях Освободительной войны свободу. Это оскорбляет всех тех, кто потерял в развязанной Германией и Советским Союзом войне свой дом, родину, близких, здоровье и жизнь.
Эстония не переписывает свою историю. Ею, собственно, уже написано то, о чем в годы оккупации здесь не разрешалось говорить и о чем весь западный мир знал все это время.
Проблема скорее в том, что историография самой России по-прежнему мучается фантазиями советского толка, которые никто в свободном мире всерьез не воспринимает. Зато их принимают те, у кого нет возможности читать что-то другое.
Поэтому у нас нет необходимости, как советуют некоторые, 'разъяснить миру историю Эстонии'. Цивилизованному миру давно было все известно, и на этом знании, начиная с 1940 года, основывалась его политика непризнания.
Мы также не должны придавать чрезмерного значения направленным против Эстонии демонстрациям и угрозам, которые исходят из соседнего государства. Вместо этого давайте обеспокоимся тем, что спустя более чем 15 лет после восстановления независимости у нас недостает научных данных о том, кто точно и какие деяния совершал в оккупированной Эстонии в 1945-1991 годах.