От БорисК
К Старик
Дата 09.03.2007 07:22:01
Рубрики WWII; Танки;

Re: [2БорисК] А

>Вообще в 1943-м меьода обучения была радикально изменена. Нсли хотите, это было сродни обучению экстремальному вождению, что парктикуется нынче интитутом физкультуры для военных водителей.
>Именно наиболее опытные танкисты, орденоносцы и имевшие налучшие показатели, были оиозваны с фронта именно для обучения личного состава.

Интересный факт, спасибо. Но для осознания важности обучения понадобился опыт 2 лет войны. И на фронте в конце войны в КА средний уровень умения воевать и владения техникой был несравнимо Выше, чем в 1941. То же относится и к тактике боя и к умению взаимодействовать и т.д. и т.п.

Читаю, скажем, воспоминания Лозы и могу только восхищаться, как грамотно они воевали, как умели использовать достоинства своей техники и недостатки вражеской. А в 1941 храбрости хватало, а умения воевать - нет.

>>Это уже не столь важно. Танки и ПТ-е средства у немцев в конце войны тоже были совсем не те, что в начале.

>Как раз важно!
>До 1943-го учили на устаревшем барахле. Например, в Омской школе в 1942-м преподавали вождение на Т-37А. В 1943-м получили Т-34, в января 1944-го - Т-34-85, в июле - Т-44.

Я имел в виду танки на фронте. Если сравнивать по чистым ТТХ, то, скажем, лучшие советские танки 1941 г. сильно превосходят лучшие немецкие, а в 1945 г. этого нет. А результаты в 1945 были достигнуты совсем другие, чем в 1941. Я считаю, что прежде всего, за счет людей, а не железа.

От Евграфов Юрий
К БорисК (09.03.2007 07:22:01)
Дата 09.03.2007 16:17:56

Re: [2БорисК] А

С уважением!
>>Вообще в 1943-м меьода обучения была радикально изменена. Нсли хотите, это было сродни обучению экстремальному вождению, что парктикуется нынче интитутом физкультуры для военных водителей.
>>Именно наиболее опытные танкисты, орденоносцы и имевшие налучшие показатели, были оиозваны с фронта именно для обучения личного состава.
>
>Интересный факт, спасибо. Но для осознания важности обучения понадобился опыт 2 лет войны. И на фронте в конце войны в КА средний уровень умения воевать и владения техникой был несравнимо Выше, чем в 1941. То же относится и к тактике боя и к умению взаимодействовать и т.д. и т.п.

Одно из неперечисленных Вами умений - это научиться скрыть в своей части мастеров вождения и не отдать их "какому-то дяде".
Хотя бы для того, чтоб было кому быстро разгрузиться с эшелонов.
Большая группа фронтовиков как-то объясняла мне, недоумку, как на самом деле разгружали технику "умные люди":
Перво на перво - отбор механиков-водителей с жестокой дефектовкой. В группу разгрузчиков включали и рядовых, и офицеров. Даже комбриги не гнушались. Почему? Очень опасная операция по своим возможным последствиям. И дело тут не только в обученности мехвода. Если, например, техника россыпью, то неизвестно, что от неё ждать в самый неподходящий момент. Да и "родную" могло так растрясти ... Тут 10 часов вождения не помогут. Надо чувствовать машину.

>Читаю, скажем, воспоминания Лозы и могу только восхищаться, как грамотно они воевали, как умели использовать достоинства своей техники и недостатки вражеской. А в 1941 храбрости хватало, а умения воевать - нет.

>>>Это уже не столь важно. Танки и ПТ-е средства у немцев в конце войны тоже были совсем не те, что в начале.
>
>>Как раз важно!
>>До 1943-го учили на устаревшем барахле. Например, в Омской школе в 1942-м преподавали вождение на Т-37А. В 1943-м получили Т-34, в января 1944-го - Т-34-85, в июле - Т-44.
>
>Я имел в виду танки на фронте. Если сравнивать по чистым ТТХ, то, скажем, лучшие советские танки 1941 г. сильно превосходят лучшие немецкие, а в 1945 г. этого нет. А результаты в 1945 были достигнуты совсем другие, чем в 1941. Я считаю, что прежде всего, за счет людей, а не железа.

Неверно это. Среди показателей качества танка есть не только калибр пушки и т.д., но и параметры надёжности. Вряд ли кто здесь будет спорить, что по этой части у немцев в 41 году был существенный отрыв.

Здоровья Вам и успехов!

От БорисК
К Евграфов Юрий (09.03.2007 16:17:56)
Дата 10.03.2007 08:20:52

Re: [2БорисК] А

>Неверно это. Среди показателей качества танка есть не только калибр пушки и т.д., но и параметры надёжности. Вряд ли кто здесь будет спорить, что по этой части у немцев в 41 году был существенный отрыв.

Важность параметров надежности имеет существенную разницу для мирного времени и войны. Во время войны, как правило, танки не успевали выходить даже тот небольшой ресурс, который у них был. Так что это преимущество у немцев было не столь важным. Важнее было их преимущество в обзоре и средствах связи. А самое главное - качестве в людей и командования.

В журнале "Военно-исторический архив", начиная с №4, будет большая статья на эту тему с продолжением.

С уважением, БорисК.

От Старик
К БорисК (10.03.2007 08:20:52)
Дата 10.03.2007 14:05:43

Вы забыли один весьма важный параметр немецктх танкистов.

>Важность параметров надежности имеет существенную разницу для мирного времени и войны. Во время войны, как правило, танки не успевали выходить даже тот небольшой ресурс, который у них был. Так что это преимущество у немцев было не столь важным. Важнее было их преимущество в обзоре и средствах связи. А самое главное - качестве в людей и командования.

По замечанию бывших наших танкистов (буквально неделю назад на эту тему беседовал с генерал-лейтенантом Орловым Н.Г.), самое важное преимущество немецких танковых войск была СЛАЖЕННОСТЬ экипажей в подразделениях, подразделений в частях и частей в соединениях. Если у нас к концу войны слаженность экипажей подразделениях уже была очень неплохой, то выше все было далеко не так хорошо.

От БорисК
К Старик (10.03.2007 14:05:43)
Дата 11.03.2007 10:47:17

Re: Вы забыли...

>По замечанию бывших наших танкистов (буквально неделю назад на эту тему беседовал с генерал-лейтенантом Орловым Н.Г.), самое важное преимущество немецких танковых войск была СЛАЖЕННОСТЬ экипажей в подразделениях, подразделений в частях и частей в соединениях. Если у нас к концу войны слаженность экипажей подразделениях уже была очень неплохой, то выше все было далеко не так хорошо.

Совершенно с Вами согласен. Могу только добавить, что слаженность у немцев была отработана не только у танкистов между собой, но и у танкистов с пехотой, артиллерией и саперами. И с авиацией тоже. И спецтехника арт. наблюдателям и авианаводчикам предоставлялась, чтобы они имели возможность находиться в боевых порядках танков и обеспечивать их продвижение.