>Показательный, но пример чего? Германия и Япония и без авиапрома успешно развиваются как передовые именно в технической культуре страны. Иногда как самые передовые. Это важнее судеб их авиапромов. Многие даже не умеют вспомнить, что Япония и до Войны была передовой страной. Великий авиапром Британии тоже прекратил существовать в прежнем виде, хоть ничего не изменилось для него, _кроме внутреннего рынка_.
Он не прекратил существование. Он бесславно сдох :( и это очень жаль...
>Но забавно, что как только хоть что-то появляется в авиастроении Германии, Японии или Британии, так сразу становится видна «школа».
Да ничего там не появляется. Кроме дурацких компьютерных моделей и пиара.
>И советская школа к счастью, и сожалению иногда, никуда не денется.
В авиастроении ? Еще как денется. Ломать - не строить.
>На вопрос, а за какой школа восстанавливается? Ответить, как ни странно, просто: довольно быстро. Например, после гражданской войны. Носителями «школы», культуры, науки являются публикации и даже память населения как целого, а не 60-летние люди, которые вполне часто не являются светочами знаний, а иногда препятствие развитию, а не помощь.
Кактегорически НЕ СОГЛАСЕН. Никакие публикации и прочие книги никаким носителем "школы" не являются. Это - мертвые знания. Живыми их делают только люди - носители реального, зачастую неформализованного и неописанного опыта. И только люди могут его ПЕРЕДАТЬ - из рук в руки. Причем возраст - не имеет значения. Имеет значение только наличие ЖИВОГО актуального опыта. Я постоянно наблюдаю 35-летних стариков-тормозов прогресса и 55-60 летних активных реально работающих людей.
>Он не прекратил существование. Он бесславно сдох :( и это очень жаль...
Брутальность делу на помогла. Ну и что, что Вы не желаете искать точные слова? Вы оборот нынешнего британского авиапрома знаете? Куда он высокие технологии поставляет?
>>Но забавно, что как только хоть что-то появляется в авиастроении Германии, Японии или Британии, так сразу становится видна «школа».
>Да ничего там не появляется. Кроме дурацких компьютерных моделей и пиара.
Я Вам не о моделях и пиаре, а о проектах, некоторые из которых развились довольно, чтобы их заметили даже Вы.
>>И советская школа к счастью, и сожалению иногда, никуда не денется.
>В авиастроении ? Еще как денется. Ломать - не строить.
Детство. А я напишу, что не денется, так как никогда ничего подобного не девается так вот быстро. Примеры из истории приведите, обсудим.
>Кактегорически НЕ СОГЛАСЕН. Никакие публикации и прочие книги никаким носителем "школы" не являются. Это - мертвые знания. Живыми их делают только люди - носители реального, зачастую неформализованного и неописанного опыта. И только люди могут его ПЕРЕДАТЬ - из рук в руки. Причем возраст - не имеет значения. Имеет значение только наличие ЖИВОГО актуального опыта. Я постоянно наблюдаю 35-летних стариков-тормозов прогресса и 55-60 летних активных реально работающих людей.
Я описал своё мнение. Живых носителей культуры всегда очень мало, а всю культуру не несёт ни один человек. Изустно мало кого можно образовать, а таланты часто и не хотят, не те у них заботы.
С последним наблюдением Вашим совершенно согласен, я не его оспаривал. Не согласен я будто опыт каждого уходящего надо изучать тем, кто приходит на их место. Работать надо молодым инженерам, работать и ещё историю своего дела изучать, а не в сложных людях копаться.
И отличие молодого тормоза от пожилого в том, что молодой ещё может измениться или его можно пристроить по таланту. О пожилых слишком уж много мифов, мало понимания их действительных способностей важных для дела. Вы слишком многого требуете от пожилых -- умения передать ценное из своего опыта -- и от молодых -- понимания того, что на самом деле ценно и умение воспринять это.
Потому культура и наука основываются на итогах труда таланта, а не изустном влиянии. Там, в произведениях виднее кто чего стоил.
на образование вообще и передачу опыта в частности - для успешного обучения нужны 3 вещи (или стороны, или действующих начала - кому как удобнее назвать):
1. Ученик
2. Учитель
3. Учебный материал (книги и публикации в частности)
Возмоно ли обойтись без чего - нибудь в данном процессе ? Очевидно, что если присутствует только один компонент (любой) без двух остальных - нельзя. Иссчезает сам процесс передачи. Без любого из трех - да, можно ! Но если нет учителя - то надо быть очень талантливым учеником, чтобы суметь поднять горы материала и понять самостоятельно, что нужно, что нет, что важно, что нет - тем более это не догмы а зависит от самого ученика, его склонностей и т.д. Можно, но трудно. Если нет ученика - это писАние в стол, вообще на будущее, может кто когда-нибудь придет и разберется. Самый грустный и печальный случай :(. Когда нет материала - ну, не знаю, как это даже назвать. Подготовка пловцов-теоретиков :(.
Поэтому для массового случая - пусть будут все 3 компонента образовательного процесса. И роль людей, передающих опыт - это роль учителей.