От Лейтенант
К CANIS AUREUS
Дата 27.03.2007 12:57:38
Рубрики 11-19 век;

Re: Кто может...

>Между севером и югом?
>Обычно озвучивается, ИМХО, бредятина о идеалах свободы вообще и свободы негров в частности.
>Но какой дурак ради это начнет войну?

Южные штаты хотели отделится. Т.к. не хотели чтобы их сало ели москали (янки), т.е. хотели беспошлинно торговать с Европой (предплагалось что европейские товары без учета пошлин лучше и дешевле чем товары "с севера", да и хлопок в Англии купят не дешевле чем на севере).
Северные штаты хотели, чтобы и Юг и дальше в принудительном порядке продавал сырье дешево, а покупал продукцию дорого. Южные политики хотели быть "первыми в деревне". Северные политики не хотели чтобы их "Рим" превратился в деревню ( с преспективой потери власти и там за эдакий-то провал).
Спусковым крючком послужило то, что северяне пропихнули своего человека в президенты (до этого был южанин). Южане сказали "ну пусть он и будет _Вашим_ президентом". Положение осложнялось тем, что большая часть кадрового комсостава армии (но не солдат) была на стороне южан.
А негры - так, одна из многих пропагандистких тем, ставшая основной только в середине войны.


От Георгий
К Лейтенант (27.03.2007 12:57:38)
Дата 27.03.2007 13:15:54

Если кого-то интересует, могу выложить кусок из очень интересной книги.

У меня есть книга "Пути американской музыки", написанная Валентиной Джозефовной Конен - ее музыковедческие книги всегда воспринимались мной как одни из наиболее толковых.
Казалось бы, оффтопик. Но там (а также в книге "Рождение джаза") она, кстати, рисует быт и национальный характер американцев-южан, который порядком отличался от быта и характера северянина-янки.


От Добрыня
К Георгий (27.03.2007 13:15:54)
Дата 27.03.2007 20:02:32

Про южан - это ещё и к О'Генри. "Профессиональный южанин" :-) (-)


От (v.)Krebs
К Георгий (27.03.2007 13:15:54)
Дата 27.03.2007 18:36:12

было бы очень любопытно посмотреть

Si vis pacem, para bellum

предлагаемый ракурс весьма неожиданен, но достаточно информативен

>Казалось бы, оффтопик. Но там (а также в книге "Рождение джаза") она, кстати, рисует быт и национальный характер американцев-южан, который порядком отличался от быта и характера северянина-янки.
если не затруднит

== Решил жить счастливо. Удалось. == :)

От Георгий
К Георгий (27.03.2007 13:15:54)
Дата 27.03.2007 13:16:22

об авторе

http://www.fulbright.ru/newsletter/newslet_4/index.shtml?manulkina

Музыкальная американистика в России


Американская музыка стала предметом международного интереса и изучения в ХХ веке. Поэтому дореволюционный период в этой истории отсутствует. Большую же часть советских десятилетий американская музыка была запретным плодом. Она по определению не могла стать предметом исследования. И американский музыкальный авангард, который трудно приписать к музыке «академической» в силу его шокирующей не-академичности, находился на положении худшем, чем музыка популярная, поскольку был столь же «упадочническим», но еще менее известным.

Казалось бы, практика (не)исполнения и (не)изучения музыки США в СССР принципиально не отличалась от той, что существовала в отношении ведущих композиторов Западной Европы, к которым официальная советская идеология относилась с неизменным подозрением. Однако, во-первых, в силу особых отношений между двумя сверхдержавами в годы после Второй мировой войны, американская музыка находилась в СССР под самым жестким контролем. Во-вторых, в истории взаимоотношений с новой европейской музыкой, в отличие от американской, в СССР все же был исключительно насыщенный период второй половины 20-х годов. Тогда на несколько лет "окно в Европу" вновь и ненадолго оказалось открытым, в СССР регулярно поступала и публиковалась информация о музыкальной жизни Запада, возникли разнообразные сообщества и кружки новой музыки, на концертах и показах исполнялись европейские новинки. Таким образом, в СССР стали известны сочинения Онеггера, Мийо, Казеллы, Веберна, Шёнберга, Кшенека, Хиндемита, Шрекера, Бартока, Кодая, Стравинского, а многие из авторов посетили страну Советов.

Теоретически, у американских композиторов были шансы попасть в этот ряд, поскольку именно в эти годы новая американская музыка совершает «прорыв» и впервые завоевывает европейскую известность. Это удается не «отцу-основателю» экспериментальной музыки США Чарлзу Айвзу, но следующему поколению, отразившему в музыке эпоху “ревущих 20-х” ("roaring 20s”): Аарону Копленду, Генри Кауэллу, Джорджу Антейлу, Джорджу Гершвину, неожиданно попавшему в стан “серьезных” композиторов, и старшему коллеге молодых американских модернистов Эдгару Варезу.

На деле же исполнения в СССР американской музыки единичны, а в советских музыкальных журналах 20-х годов прошлого века содержатся лишь первые наброски к картине музыкального творчества США. Америка (прежде всего, Нью-Йорк) представлена, в первую очередь, как страна, собирающая со всего мира выдающихся исполнителей. Несомненный лидер в весьма скромной советской музыкальной «американе» – джаз: от первых попыток описания джазового «саунда» и определения джазового феномена – к дискуссиям о его социальной и исторической роли. Имена американских композиторов в советской музыкальной печати малочисленны, а выбор их случаен и не представителен. Исключения редки.

К концу 20-х годов прошлого века намечались только предпосылки “открытия Америки”, и понадобилось бы еще несколько лет столь же благоприятного политического и культурного климата, чтобы США вошли в постоянную “обойму” западных связей и сфер интереса и изучения. Однако, по известным причинам, этого не произошло.

В 1929 году советским музыкантам и исследователям предоставился уникальный шанс открыть Америку с помощью композитора, являвшегося на тот момент символом новой музыки США, представителя самой сильной, свежей, “пионерской” струи в музыкальном искусстве Америки – Генри Кауэлла. Тем не менее, его визит не получил должного резонанса, а статьи Кауэлла, опубликованные в журналах “Музыка и революция” (1929) и «Советская музыка» (1934), призванные послужить исторической интродукцией к знакомству советского читателя с музыкой США, остались без продолжения. Не успев открыть, музыкальную Америку в СССР прочно и надолго «закрыли», точно следуя рецепту Маяковского («…я б Америку закрыл, слегка почистил…»).

В 30-е годы XX века, когда разноцветье музыкальных журналов в СССР сменилось строгой униформой «Советской музыки», вместо разнообразия путей, которые предлагала музыка США, советскими идеологами был выбран один путь, – к победе мирового пролетариата, и, пока связи между СССР и США еще были возможны, они налаживались именно в этом направлении. “Советская музыка” внимательно следит за событиями в области “рабоче-пролетарской” музыки США. Эти материалы оттеняются критикой капиталистического музыкального бизнеса. “Неприглядная картина музыкального быта в Голливуде», «угнетающая атмосфера музыкальной “купли-продажи”» становятся излюбленными темами советской музыкальной журналистики, подменяющей научные исследования. Отныне американскую тему на страницах “Советской музыки” и других изданий регулярно освещает Григорий Шнеерсон.

Возможность изменить положение и продолжить “открытие Америки”, как казалось, возникла к концу Второй мировой войны на волне союзнических отношений. Быстро организованная музыкальная кампания включила несколько знаменательных событий. В мае 1945 года в Москве, в Музыкальном театре имени Станиславского, была исполнена опера Гершвина “Порги и Бесс”. В июле того же года в качестве жеста доброй воли по отношению к США в Москве состоялся концерт американской музыки (в программу вошли сочинения Харриса, Риггера, Сигмейстера, Барбера – и «Rhapsody in Blue» Гершвина). Шнеерсон опубликовал краткий (30 страниц), но позитивный очерк об американской музыке.

В Ленинграде, в сентябре того же 1945 года, в программе научной сессии на филологическом факультете университета, посвященной американской культуре, значатся доклады профессоров Семена Гинзбурга «Американская песня» и Александра Оссовского «Американская музыка». Ленинградская консерватория готовит к сессии цикл концертов американской музыки.

Именно в этот момент, в 1946 году, Валентина Джозефовна Конен защитила в Москве свою докторскую диссертацию “Очерки по истории музыкальной культуры США”. Книга «Пути американской музыки», основанная на диссертации, была подготовлена к печати в 1949 году, однако в тот момент не была издана. “Потепление” 1945-46 годов мгновенно сменилось еще более жесткой политикой в отношении США.

Новый этап отношений с американской музыкой начался в 1948 году. Во 2-м номере “Советской музыки” за 1948 год, прошедшем (как и №1), под флагом исторического Постановления ЦК ВКПб от 10 февраля того же года об опере “Великая дружба”, среди мгновенно затвердевающих штампов, –“формалистические извращения”, “грязные инсинуации”, “загнивающее общество”, “идейное убожество”, – впервые проявилось новое “лицо врага”: США. Рядом с европейскими буржуазными декадентами теперь всякий раз упоминаются американские. В статьях 1948 года заявлена новая концепция музыкальной жизни США, в русле которой будут публиковаться материалы в течение следующих десятилетий. Постановлением ясно очерчены две мишени, в которые теперь постоянно метит советская критика: музыка «высоколобая, индивидуалистическая, элитарная, модернистская, экспериментальная, формалистическая» – и «низкопробная, вульгарная, потребительская, конвейерная, эпилептическая, физиологическая». И та, и другая – упадочнические. Первую представляют модернисты, вторую – джаз.

Выход из печати книги В.Д. Конен «Пути американской музыки» стал возможен только в 1961 году, на той волне «оттепели», когда некоторые запреты были сняты, пусть в относительной мере и ненадолго. Америка, американское – одна из главных тем 60-х годов прошлого века: «60-е Америки не знали, но в нее верили. Огромная, еще не открытая страна целиком помещалась в радостном подтексте советского сознания», – писали Вайль и Генис в книге «60-е. Мир советского человека». Сам факт выхода в свет в Советском Союзе книги об американской музыке, причем книги объемной, солидной, фундаментальной, был колоссальным прорывом, огромной прорехой в железном занавесе, разрушением стены наподобие Берлинской.

Конен была Колумбом советского музыкознания. Она могла бы по праву носить имя Колумба, каким до нее был награжден ее соотечественник, чей жизненный путь пролег в противоположном направлении, из России в Америку, – Николас Слонимский. Колумбом назвали Слонимского во французской прессе после исторических концертов 1931 года в Париже, в которых он представил европейцам новую музыку США: «Мы только что (вы не поверите!) открыли Америку благодаря Христофору Колумбу из Бостона. Этого Христофора Колумба зовут Слонимский».

Все в книге Конен контрастировало с содержанием и тоном обсуждения американской тематики, принятым в течение десятилетий. За тусклой и аляповатой декорацией, разрисованной шаржами на упадочных модернистов и голливудский конвейер, открылся огромный, невероятно разный и своеобразный музыкальный материк. Кроме известного, но запретного (джаз, экспериментальная музыка) здесь обнаружились музыкальные и исторические сюжеты, доселе незнакомые стране Советов. О многом в этой книге говорилось впервые на русском языке, во всяком случае впервые сколько-нибудь подробно (хоровой гимн Новой Англии, менестрельный театр). О многом – впервые столь обстоятельно (спиричуэл, блюз). О многом – после долгого перерыва впервые столь позитивно (джаз, композиторское творчество). Книга «Пути американской музыки» мгновенно стала библиографической редкостью: купить ее было невозможно, и в 1965 году она вышла вторым изданием, а в 1977 – третьим, переработанным, с приложением очерка Леонида Переверзева «От джаза к рок-музыке».

Книга Конен была первым научным трудом по американской музыке, опубликованным в Советском Союзе. Десятилетия ей суждено было оставаться единственным: немногочисленные диссертации оставались неопубликованными, книги можно пересчитать по пальцам. Разительно отличался словарь книги Конен. «Терминологии» конца 40-х годов XX века здесь был противопоставлен язык исторического повествования, аналитически точный и литературно выразительный.

Конен взяла на себя роль защитника на необъявленном суде над джазом. Как опытный адвокат, она не отметала обвинения, но подрывала их обстоятельным анализом. То была подлинная апология джаза. А значит, американского искусства, американского музыкального мышления, американской художественной эстетики. Что опасно граничило (так всегда и считали советские идеологи) с американским образом жизни, американскими свободами, американской демократией.

Для автора книги это не прошло даром. Биография В.Д. Конен – пример того, насколько рискован был серьезный и непредвзятый научный подход к американской теме. В письме к другу Конен рассказывала: «На основе книги по американской музыке я была провозглашена космополитом и врагом советских людей, была изгнана из консерватории, Института имени Гнесиных и Института истории искусств. Три заседания были посвящены моим порокам, был поставлен вопрос о снятии с меня ученой степени доктора искусствоведения, о том, чтобы никогда более я не была допущена к педагогической работе и, разумеется, о том, чтобы в издательстве был рассыпан набор моей вредительской книги». Диссертация об американской музыке рассматривалась как один из «смертных грехов» ученого – наравне с гражданством США (до 1934 года она жила в Америке), выходом из партии, арестом отца – и, конечно, тем, что Конен была еврейкой.

Книга Конен была посвящена фундаментальным проблемам американской музыкальной культуры, создавала основу и предлагала перспективу для будущих исследований. Однако путями американской музыки в ближайшие десятилетия рискнули ходить немногие. До перестройки вышла в свет только монография Софьи Павлишин, посвященная Чарлзу Айвзу (1979). В 90-е годы были организованы фестивали, появились диссертации, дипломы, статьи (назову среди авторов Левона Акопяна, Светлану Сигиду, Петра Поспелова, Дмитрия Ухова, Елену Дубинец), но не книги – за единственным исключением монографии Александра Ивашкина об Айвзе (1991).

В последние годы с музыкальной американистикой были связаны несколько проектов программы Фулбрайт: Светланы Сигиды, Зинаиды Карташевой, Левона Акопяна (ученый занят созданием монументального труда – истории музыки ХХ века, где американская музыка займет должное место). Автор данной статьи, участница программы Фулбрайт 2002 года, в данный момент работает над учебником по музыке США ХХ века.

Многолетнее молчание прервано, но российскому музыкознанию предстоит еще много трудов по открытию музыкальной Америки.


Ольга Манулкина
Старший преподаватель Санкт-Петербургской государственной консерватории, кафедра зарубежной музыки



=====================
http://www.krugosvet.ru/articles/91/1009133/1009133a1.htm

КОНЕН, ВАЛЕНТИНА ДЖОЗЕФОВНА (1909–1991), русский музыковед, специалист по западной музыке.
Родилась в Баку 29 июля (11 августа) 1909 в семье революционера-подпольщика, который был вынужден в 1921 эмигрировать в США. Окончила Джульярдскую школу в Нью-Йорке по классу фортепиано, начала выступать в американской периодике как музыкальный критик. В 1931, после возвращения семьи в СССР, поступила в Нефтяной институт, но затем вновь обратилась к искусству, в 1938 окончила теоретико-композиторский факультет Московской консерватории. В 1940, в связи с арестом отца, была уволена из консерватории, в 1944 вернулась к работе, в том же году приступила к преподаванию в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, в 1949–1951 выезжала с лекциями также в Уральскую консерваторию (Свердловск). С 1960 до последних лет жизни работала в Институте истории искусств (ныне Государственный институт искусствознания). Супруга известного физика академика Е.Л.Фейнберга.

Конен – автор множества книг и статей по истории западноевропейской и американской музыки, от 18 в. до современности, и учебников для музыкальных училищ и консерваторий по этому же периоду. Ввела в российский научный обиход ряд тем, ранее в нем отсутствовавших или представленных слабо. В частности, большое влияние на целые поколения музыковедов оказали ее монографии о К.Монтеверди (1971) и Г.Пёрселле (Пёрселл и опера, 1978), такие книги, как Театр и симфония (о роли оперы в формировании классического симфонического цикла – 1968), Пути американской музыки (1961; здесь в академическое музыковедение впервые была введена проблематика джаза), Рождение джаза (1984), Этюды о зарубежной музыке (1968).

Умерла Конен в Москве 8 декабря 1991.



От Георгий
К Георгий (27.03.2007 13:16:22)
Дата 28.03.2007 12:52:45

(офф-топик: исключительно рекомендую книгу Конен "Театр и симфония" (-)


От CANIS AUREUS
К Лейтенант (27.03.2007 12:57:38)
Дата 27.03.2007 13:15:52

ну, вот и слава богу

В Вашем обяснении есть все три компонента - власть, деньги и земля. За другое не воюют, ИМХО.

С уважением
Владимир

От Сергей ЫЫ
К CANIS AUREUS (27.03.2007 13:15:52)
Дата 27.03.2007 14:58:13

Re: ну, вот...

День добрый.

Еще можно вспомнить "право на отделение (сецессию)", которое не прописано в конституции США, но которое считалось личным делом каждого штата. Собственно это был аргумент южан и некоторые историки полагают, что отказом на отделение была нарушена конституция. Тем не менее присутствует вопрос сохранения страны.

А так, конечно, деньги, власть, земля - это первопричины.

С уважением,
Сергей.


От Паршев
К Сергей ЫЫ (27.03.2007 14:58:13)
Дата 27.03.2007 15:02:51

Но там же не было никакой "страны"

были не слившиеся, а добровольно вступившие в союз "states". Т.е. это государства-союзники, а не провинции одного государства.

От Сергей ЫЫ
К Паршев (27.03.2007 15:02:51)
Дата 27.03.2007 15:21:13

Re: Но там...

>были не слившиеся, а добровольно вступившие в союз "states". Т.е. это государства-союзники, а не провинции одного государства.

Простите, я не совсем Вас понимаю. Если говорить официально, то был союз штатов (собственно, как и сейчас), каждый из которых соглашался иметь единую для всех валюту, центральный орган власти, единое представительство за рубежом, армию, ну и т.д.

Южане решили, что они смогут отделиться и создать свою армию, правительство, МИД, валюту и т.д. Тем более, что закон этого не запрещал. Северяне по ряду причин (власть, деньги, земля) решили не дать южанам такой возможности.

Собственно в этом и проблема для исследователей. Перед гражданской войной была большая дискуссия о праве на отделение штатов. И сейчас можно говорить о том, что северяне отбросили закон и решили все силой, а можно говорить, что у южан не было никаких законных прав требовать выхода из состава союза.

Собственно вот, что я хотел сказать :(( Извините за косноязычие.

С уважением,
Сергей.

PS Попробую найти американский школьный учебник истории, что они там пишут по этому поводу.

От Паршев
К Сергей ЫЫ (27.03.2007 15:21:13)
Дата 27.03.2007 16:22:46

Ещё разочек - "штат" - это строго говоря "страна". Есть полномочия переданные

"наднациональной" администрации - но толльько для удобства, а не по священному праву центрального правительства править и управлять. Но нового "стэйт" при этом не образовалось, это так, группа начальников штабов НАТО.
С валютой ещё проще - есть страны, нге имеющие своей валюты, и ничего. Или золотом пользующиеся были в прошлом - это вообще ничья валюта.
Нет выгоды - "стэйт" выходит из договора, денонсируя его. "Нема лавэ - нема кохання".
То есть юридически позиция южных штатов была менее уязвима. Союз был создан свободным решением штатов, а не как Рим какой-нибудь, присоединением окраин.

От Palmach
К Паршев (27.03.2007 16:22:46)
Дата 27.03.2007 19:02:20

То, что вы пишите

относится к конфедеративной структуре США, которая была отменена вместе с Articles of Confederation. После перехода на федеративную основу ети доводы теряют силу - федеральный закон перевешивает закон шата + Alien and Sedition Acts (1798).

От Паршев
К Palmach (27.03.2007 19:02:20)
Дата 27.03.2007 19:07:50

А что, был какой-нибудь федеральный закон о запрете выхода из Союза?(-)


От Palmach
К Паршев (27.03.2007 19:07:50)
Дата 27.03.2007 20:18:45

Да, а то как же.

В Texas v. White (74 U.S. 700) Верховный Суд интерпретирует федеральный закон именно как лишающий штаты права на выход из Союза.

"The Constitution, in all its provisions, looks to an indestructible Union, composed of indestructible States. ... Considered, therefore, as transactions under the Constitution, the Ordinance of Secession, adopted by the convention and ratified by a majority of the citizens of Texas, and all the Acts of her Legislature intended to give effect to that ordinance, were absolutely null. They were utterly without operation in law. ... Our conclusion, therefore, is, that Texas continued to be a State, and a State of the Union, notwithstanding the transactions to which we have referred."

http://supct.law.cornell.edu/supct/cases/historic.htm

От Паршев
К Palmach (27.03.2007 20:18:45)
Дата 28.03.2007 09:19:36

А это какой год? (-)


От Palmach
К Паршев (28.03.2007 09:19:36)
Дата 28.03.2007 17:46:12

1969. Но что важно

1. Режение суда опиралось на , Контитуцию, т.е. установил что выход из Союза был изночально невозможен.

2. Мнение меньшенства опиралось только на потерю Техасом представительства в федеральном органе власти, что делало его "conquered province", а не штатом, но не выводило его из Союза.

Т.е. если бы южные штаты дали возможность Верховному Суду рассмотреть из решения о отделении в 1961 то было бы то их бы признали не законными.

От Palmach
К Palmach (28.03.2007 17:46:12)
Дата 28.03.2007 18:12:57

1869, блин. (-)


От Сергей ЫЫ
К Паршев (27.03.2007 16:22:46)
Дата 27.03.2007 16:36:04

Re: Ещё разочек - "штат" - это строго говоря "страна". Есть полномочия переданны

>То есть юридически позиция южных штатов была менее уязвима. Союз был создан свободным решением штатов, а не как Рим какой-нибудь, присоединением окраин.

Я не оцениваю позицию Севера и Юга в плане законности. Современники не могли разобраться и понять кто из них прав, кто виноват. В данной ситуации вопрос законности совпадает с вопросом политики. Из серии, могли ли Ельцин, Кучма и Шушкевич распустить СССР?

По поводу страны, это понятие тоже явно эмпирическое. Вот Швейцария - конфедерация с правом выхода, но ведь страна. Или Грузия с точки зрения международного права тоже страна с Абхазией и Осетией, хотя никого из них не контролирует.

Если Вас не устраивает слово "страна", то можно сказать так. Северяне были не заинтересованы в утере контроля над южными территориями, которые хотели образовать альтернативный союз, возможно враждебный Северу. В результате мы имеем Соединенные Штаты Америки, а не Северные США и Южные США (или как-нибудь еще вплоть до Испанской Конфедерации Америки) :)))

С уважением,
Сергей.