> Как ваше мнение, за что Сережка получил награду?
Примеров, когда летчики-штурмовики пришедшие в 43-44 на фронт получали ГСС хватает. Это ИМХО, а по факту:
Вот, скажем, песня "Про Сережку Фомина". Это история о профессорском сыне, "белой вороне" в компании дворовой шпаны. Рассказ ведется от имени явного Сережкиного недоброжелателя, отказавшегося от брони и отправившегося на фронт, - в то время, как Фомина "спасал от армии отец его, профессор". И что же?
.. Но наконец закончилась война -
С плеч сбросили мы словно тонны груза, -
Встречаю я Сережку Фомина -
А он Герой Советского Союза..
Услышав песню в начале шестидесятых годов, многие никак не могли взять в толк: какова же суть этого сюжета? Что, этот интеллигентский сынок получил по блату не только броню, но еще и высшую правительственную награду? А может быть, он в тылу занимался разработкой стратегически важного оружия и был заслуженно награжден? А может быть, Сережка убежал на фронт вопреки усилиям отца и звание Героя завоевал в бою? В общем ощущение озадаченности осталось от этой песни на двадцать с лишним лет. Некоторый свет пролили воспоминания Г. Яловича, где имеется, так сказать, реальный комментарий к этому произведению: "И постоянное внимание к миру... Идем по улице Горького, навстречу двое мужчин. Разговаривают. Один другому говорит: "Представляешь, встречаю я его, а он - тыловая крыса - Герой Советского Союза... " Мне это врезалось в память, Володя это тоже запомнил. И через некоторое время слышу в песне:
Встречаю я Сережку Фомина -
А он Герой Советского Союза.
Оказывается, и сам Высоцкий не знал, что там именно было с "тыловой крысой". Он подхватил колоритный факт, укрупнил его энергичным вымыслом - и ощущение загадочности, неоднозначности стало истинным смыслом песни-новеллы, оставляющей такое стойкое и длительное "послевкусие". Вот это, по точному выражению Г. Яловича, "постоянное внимание к миру" и есть то самое, чем Высоцкий хотел "заразить" своих слушателей и читателей. Таков смысл взаимодействия поэзии и прозы в его творчестве.
>Оказывается, и сам Высоцкий не знал, что там именно было с "тыловой крысой". Он подхватил колоритный факт, укрупнил его энергичным вымыслом - и ощущение загадочности, неоднозначности стало истинным смыслом песни-новеллы, оставляющей такое стойкое и длительное "послевкусие".
Высоцкий мог и не знать, но ВИФ2 знать должен :)
У меня еще такая версия есть.
Помните как в "Честь имею" В.Пикуля главного героя убрали из армии, чтобы отвлечь от него внимание враждебной разведки? Его превратили в разгильдяя и пьяницу, которого уволии из армии и после этого он стал готовится к нелегальной деятельности разведчика. А может быть и сведения о Фомине как о "тыловой крысе" распостранялись специально, а на самом деле Сергей Фомин, сын профессора и вполне вероятно, хорошо владеющий немецким языком, выполнял задание за линией фронта. Отсюда и звание Героя.
Итак, вдобавок к этой версии имеем -
Папа-профессор пытался отмазать, но сын сам ушел на фронт, несмотря на желание отца. И исполнитель песни зная о первоначальных попытках профессора уже мог и не знать о том , что Фомин на фронте, так как сам был уже далеко.
П.С. Кстати из исполнения песни у меня не сложилось впечатления о том, что герой сожалеет о своей нелюбви к Фомину, наоборот, "я был батальонный разведчик, а он писаришка штабной"... Может зависит от разных исполнений...