>Самые крупные трансатлантики - американские гафельные многомачтовые шхуны. Читал интересное объяснение их развитию именно в США: высокая стоимость рабочей силы во 2-й половины 19 в делала экономически нецелесообразным в Новом свете использование коммерческих судов с прямым парусным вооружением - на шхунах с пом. лебедок управлялись сравн. небольшие экипажи.
Без стальных тросов не очень-то лебедки помогут.
Так что дело и в техническом прогрессе.
По технологиям начала XIX века и ранее (деревянный рангоут при отсутствии водостойких клеев, растительные тросы) большой корабль можно было сделать только с прямым парусным вооружением.
>По технологиям начала XIX века и ранее (деревянный рангоут при отсутствии водостойких клеев, растительные тросы) большой корабль можно было сделать только с прямым парусным вооружением.
Это согласен, потому-то эти монстры и появились под занавес парусной эпохи.