От Александр Стукалин
К All
Дата 18.06.2007 14:07:54
Рубрики Прочее; 11-19 век; Стрелковое оружие;

Хорошая тема выставки для Музея артиллерии: "Дуэль в России" (анонс)... :-)

"Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге приглашает на открытие выставки "Поединок чести. Дуэль в России XVII - начала XX века"
20 июня 2007 г. в 14 часов откроется выставка «Поединок чести. Дуэль в России XVII – начала XX века». Столь крупномасштабная выставка (более 350 экспонатов) проводится впервые. В 1937 г. в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи (в то время еще Артиллерийском историческом музее) была открыта выставка «Дуэль в пушкинское время». Тогда ее авторы были обвинены в пропаганде дворянской культуры и выставку очень быстро закрыли.
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи обладает богатейшим и уникальным собранием холодного и огнестрельного оружия, в том числе и дуэльного, формы одежды, живописи и графики, архивных материалов. Экспозиция выставки охватывает всю историю дуэлей в России, начиная от первого документально зафиксированного в Московском государстве поединка в июле 1637 г. и до начала XX века – так называемых «дуэлей серебряного века».
Приводятся исторические справки о дуэлянтах прошлых столетий, среди которых были генералы и царские фавориты, гвардейцы и армейские офицеры, литераторы и дворяне-помещики, и даже женщины, дают возможность представить и ту реальную дуэльную практику, С ней безуспешно боролись официальные власти вплоть до 1894 года, когда дуэль в России была легализована приказом по Военному ведомству «О разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде». Среди знаменитых дуэлянтов наставник Петра I генерал Патрик Гордон, президент двух академий Е.Р. Дашкова, декабристы М. Лунин, А. Бестужев, К. Рылеев, авантюристы Ф. Толстой (Американец) и граф Калиостро, поэты Н. Гумилев и М. Волошин, писатели И.Тургенев и Л.Толстой и многие, многие другие деятели русской истории и культуры.
Посетители выставки смогут познакомиться с биографиями и оружием знаменитых русских бретеров (бретерами называли тех, кто дрался ради самой дуэли, повод был вторичным и совершенно ничтожным).
Дуэли имели большое значение для российской истории и культуры. Многие из них стали хрестоматийными, другие прошли незамеченными. Выставка показывает также и трансформацию поединка в России - от банальной драки между дворянами петровской эпохи до формальной дуэли на основании четко регламентированных правил и ее окончательной легализации императором Александром Ш в 1894 году.
На выставке впервые из фондов музея представлены замечательные образцы дуэльного оружия - шпаги, палаши, сабли, рапиры и эспадроны, а также пистолетные пары и пистолеты известнейших европейских оружейников - Кухенройтеров, Лепажей, Г. Нока, Н.-Н. Бутэ, Ж.Л. Гастэн-Ренетта, русских мастеров - Г. Михайлова, П. Гольтякова, Е. Прохорова и других. Роскошный дуэльный гарнитур работы Лепажа напоминает посетителям о дуэли Онегина и Ленского («Лепажа стволы роковые»). Капсюльные дуэльные пистолеты работы Кухенройтера дают представление об оружии, из которого был сделан роковой выстрел Н. Мартынова на дуэли с М. Лермонтовым. Дуэльные пистолеты были достаточно дорогими. Так, например, пара пистолетов работы Буте стоила от 360 до 500 франков, в то время как цена обычных составляла 30 франков. В XIX в. пистолеты практически вытеснили из поединка холодное оружие.
Холодное оружие представлено от боевых, придворных и камзольных шпаг XVII-XVIII вв. до палашей и сабель начала XX в. На одной из русских шпаг елизаветинского времени надпись; «Сей меч острый врагов розсекает, а есть иной, хоть тупой, да девок уязвляет». Другую шпагу украшает надпись на французском языке: «Без повода меня не вынимай, без чести не вкладывай». Парные дуэльные рапиры скреплены цепочкой на замке - дуэльное оружие должно было быть одинаковой длины и веса.
Отдельный раздел выставки посвящен фехтовальному искусству. Здесь представлено не только холодное оружие, в том числе и призовое - за фехтование, но и различные пособия и издания по искусству владения клинком.
Уникальные экспонаты (дуэльные эспадроны, гарды которых окрашены в цвета студенческих корпораций, открытки и издания второй половины XIX начала XX) повествуют о гак называемых «мензурных дуэлях», которые проводилась между студентами. Эти дуэли, несмотря на обилие крови, редко приводили к гибели их участников.
Выставка рассказывает не только о дуэлях вообще, но и о конкретных поединках в частности. Они проиллюстрированы архивными делами военного ведомства".
http://www.mil.ru/info/1069/details/index.shtml?id=25785

От Ardan
К Александр Стукалин (18.06.2007 14:07:54)
Дата 18.06.2007 22:28:55

По правилам дуэлей вопрос

Кто-нибудь знает, правилами дуэли как-то оговаривалось, кто предоставляет оружие? Тот, кто вызвал, вызванный или секунданты? Из чьих пистолетов стрелялись? А то посмотришь, как поединщики беруг из футляра два красивых и одинаковых пистолета, так и задумаешься - а чья коллекция?

От Alex Medvedev
К Ardan (18.06.2007 22:28:55)
Дата 18.06.2007 22:45:12

Re: По правилам...

Выбор пистолетов

389. При дуэли на пистолетах существуют две системы для выбора пистолетов:
1) противники пользуются своим личным оружием;
2) противники личным оружием не пользуются.

390. В первом случае каждый противник привозит свою пару пистолетов и ею пользуется.

391. Во втором случае секунданты противных сторон привозят по паре пистолетов, неизвестных противникам, и выбор пары пистолетов решается по жребию.

392. Право пользования личным оружием принадлежит оскорбленному действием, с условием разрешить противнику пользоваться тем же правом.

393. При оскорблениях первой или второй степени секунданты определяют способ выбора пистолетов; они, с обоюдного согласия, имеют право решить выбор пистолетов по жребию или предоставить противникам право пользоваться личным оружием.

394. Если каждый из противников пользуется своим личным оружием, то обе пары пистолетов могут не быть совершенно одинаковыми, но их калибр должен быть одинаков, пистолеты обеих пар должны быть нарезные или гладкоствольные, и обе пары должны быть с прицелом или без него.

395. Если противники не пользуются личным оружием и выбор пары пистолетов решается по жребию, то пистолеты каждой пары должны быть совершенно одинаковыми.

396. Противник, на оружие которого не пал жребий, выбирает любой пистолет из пары, предназначенной по жребию для дуэли.

397. Право выбора пистолета принадлежит также тому, кто не привез своих пистолетов на поле поединка и должен пользоваться оружием противника.
-------------------

Правда это самый поздний дуэльный кодекс -- 1912 года, а что там было задолго до него сложно сказать.

От Evgeniy01
К Александр Стукалин (18.06.2007 14:07:54)
Дата 18.06.2007 14:34:55

Не к теме, просто по ходу

>из которого был сделан роковой выстрел Н. Мартынова на дуэли с М. Лермонтовым.

От одного душелюба и людоведа литературно-поэтической направленности услышал версию, что Лермонтов так достал бедного Мартынова, что тому ничего не оставалось делать. Или это не открытие?

С уважением, Поломошнов Евгений

От СанитарЖеня
К Evgeniy01 (18.06.2007 14:34:55)
Дата 18.06.2007 14:52:51

Есть версия ещё сенсационнее...

>>из которого был сделан роковой выстрел Н. Мартынова на дуэли с М. Лермонтовым.
>
>От одного душелюба и людоведа литературно-поэтической направленности услышал версию, что Лермонтов так достал бедного Мартынова, что тому ничего не оставалось делать. Или это не открытие?

Что никакого конфликта у Лермонова с Мартыновым не было, они были друзья, и Лермонтов, утомясь службой на Кавказе, попросил организовать дуэль, дабы получить в ней ранение и быть уволенным в отставку по ранению. Но у Мартынова, блестящего стрелка, рука дрогнула.
(обоснованность данной версии примерно как у вышеизложенной).

От ДмМохов
К СанитарЖеня (18.06.2007 14:52:51)
Дата 18.06.2007 15:05:31

Ну это Вы сгоряча...

>(обоснованность данной версии примерно как у вышеизложенной).

Что Лермонтов действительно "достал" Мартынова, никто из специалистов не сомневается.

От Alexus
К Evgeniy01 (18.06.2007 14:34:55)
Дата 18.06.2007 14:46:18

Re: Не к...


>От одного душелюба и людоведа литературно-поэтической направленности услышал версию, что Лермонтов так достал бедного Мартынова, что тому ничего не оставалось делать. Или это не открытие?

Можно сказать, что Лермонтов спровоцировал Мартынова. Вопрос чести в 19 в.стоял остро. На этот счет неплоха статья Александр КОШЕЛЕВ "Поэт без имени" в №10 за 2001 ж. "Родина"
"Начать с того, что Лермонтов и Мартынов, оба родившиеся в октябре (только Лермонтов годом старше), были знакомы еще с юности - вместе заканчивали Школу юнкеров, оба выпущены в Конную гвардию (Мартынову, кстати, довелось служить в одном полку с Дантесом), у обоих военная карьера не задалась, и на Кавказ они отправились одновременно.
В тяжелой кампании 1840 года им выпало сражаться бок о бок, вместе участвуя в экспедициях и многочисленных стычках с горцами. В этих жарких делах ротмистр Мартынов командовал гребенскими казаками, а поручик Лермонтов получил под свое начало "отборную команду охотников" (сейчас, наверное, сказали бы "спецназ"). В сущности, оба они - и Мартынов, и Лермонтов - были заняты в Чечне одной и той же работой: разведка, боевое охранение, рейды по вражеским тылам, набеги и наезды на немирные аулы, засады, секреты. И, судя по всему, делали они эту кровавую, порой грязную, но совершенно необходимую на войне работу на совесть.
И оба писали об этой войне стихи..."
к сожалению, здесь только кусочек статьи
http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=339&n=17

Алексус