От Dervish
К Хорёк
Дата 09.08.2007 19:36:53
Рубрики Современность; Спецслужбы; Флот; Искусство и творчество;

По крайней мере приведенный отрывок настраивает на развлекательный лад... (-)

-

От Хорёк
К Dervish (09.08.2007 19:36:53)
Дата 09.08.2007 19:50:09

Ну есть и печальные эпизоды

Вот из первой же части печальный эпизод, кусок из большого расследования, я опустил для краткости с чего началось и дальнейшую оперативную работу по вывлению истиных причин поломок:

Х Х Х
К информации Старшины о работе неизвестного
на рации МИГа прибавилась еще одна серьезная забота. В моем полку случилось ЧП - чрезвычайное происшествие, ставшее достоя¬нием гласности. В полете заклинило рули управления в одном из МИГов. Летчик с трудом посадил свою машину. При разборе происшествия выяснилось, что в механизм управления самолетом попала отвертка. Ее оставил в физюляже самолета обслуживающий техник.
Привыкнув подвергать сомнению любые простые версии, меня насто¬рожил тот факт, что механик был весьма добросовестным и не мог не следовать правилу: перед полетом нужно убедиться, что инструмент лежит на месте, а не в кабине летчика или вообще в самолете этом вопросе этот механик не вызывал сомнения.
Тщательное расследование показало, что за месяц
до происшествия у механика исчезла именно эта отвертка, о чем он немедленно доложил старшему по команде механиков, то есть офицеру полка. В авиации принято: все инструменты промаркированы - бесхозного инструмента на стоянке самолетов быть не должно.
Поэтому найти хозяина любого инструмента было легко.
Как попала отвертка в самолет, если она была
утеряна еще месяц назад? Выход напрашивался один: подброси¬ли. Но зачем и кто? Недоброжелатель? Но чей? Лётчика или механика? Итак – версия.
На заданные вопросы нужно было найти ответы. И я их начал искать, собирая по крохам сведения от своих помощ¬ников. Сведения оказались любопытными. Отпала версия с недоб¬рожелателями у летчика. Остался механик, который, как выяснилось, был очень задирист, языкаст и слыл жестоким насмешником. Он умел наживать себе "врагов". "Врагов" у него оказалось двое. Теперь - кто их них?
И снова выручил помощник, который разузнал о ссоре между "моим" механиком и механиком соседнего полка. Эти ребята были земляками и из одного авиационного училища. Когда-то хорошо дружили, но между ними пробежала черная кошка… Ко всему прочему, оба имели виды на девушку из родной деревни. Девушка отдала предпочтение более спокойному жениху - парню из соседнего полка. "Мой" механик оговорил своего земляка, написав письмо девушке с сообщением, что ее жених отказался от нее и женится на другой, местной северянке.
Обман раскрылся, и отвертка была выбрана орудием мести. Мы предполагали, что механик-обиженный рассчитывал не на аварию в воздухе, а на отказ рулей при движении по земле. Взяв эту версию за основу, мы решили дать парню-мстителю возможность облегчить свою судьбу - было принято решение побеседо¬вать с ним в открытую.
Душу Мститель облегчать не захотел. Категорически отказался взять на себя вину за появление отвертки в МИГе. Когда он защищался от этого тяжкого обвинения, выставлявшего его организатором возможной гибели летчика, все его спокойствие улетучивалось.
- Делайте со мной, что хотите, но я эту диверсию не делал… Что мой земляк подло поступил со мной, все так. Но это наше дело и я собирался набить ему морду…, - яростно протестовал Мститель. - Только не отвертка… Нет и нет…
Любопытно, что и сам "мой" механик, на чьем "МИГе" случилось ЧП, не хотел верить в версию, что его земляк - диверсант.
- Я знаю его с детства… Он обещал избить меня и
избил бы. Он против меня, а не против летчика…,
- категори¬чески настаивал бывший друг Мстителя.
- Ищите в другом месте… Ищите…
Однако машина поиска уже вошла в привычную колею и взяла за основу действий Мстителя ссору двух земляков. Его объявили причастным к созданию аварийной ситуации и неиск¬ренности. И вот: трибунал, штрафной батальон, разжалование в рядовые.
Х Х Х
Профессионализм - это как умение плавать или ездить на велосипеде. Или он есть, или его нет. Но то, что мой профессионализм инженера артиллериста может быть здесь востребован, в особом отделе морской авиации флота?! Вот уж чего не ожидал.
К сожалению этот профессионализм пригодился в бо¬лее, чем трагической ситуации. Но уж такова судьба военного конт¬рразведчика: в обычной жизни быть незаметным, а в критической ситуации - собранным и максимально полезным своими разносторон¬ними знаниями профессионального сотрудника госбезопасности.
Пока я служил в авиадивизии, пришлось пережить несколько авиакатастроф. Меня, как человека с инженерным обра¬зованием и молодого чекиста-контрразведчика, направляли в комиссию по расследованию происшествий в качестве представителя особого отдела.
Однажды я сидел в помещении отдела и писал очеред¬ной отчет о встрече с одним из моих помощников. Гул самолетов идущих над нашим домиком на посадку не смущал меня - привык. Работу прервал начальник, бросив короткое "Зайди…".
- Разбился штурман полка. Беги на КП и забери магнитофонную пленку с записями переговоров по радио руководителя полетов и штурмана… Торопись…
С тревогой на сердце я пулей вылетел на дорогу, ведущую к аэродрому. Бегом примчался на КП - командный пункт, где руководил полетами командир полка, соратник Бориса Сафонова по войне на Севере. Полковник был бледен и глубоко затягивался сигаретой. Я знал, что со штурманом они были друзьями. За год до войны прибыли они сюда, в морскую авиацию, и всю войну сражались летчиками-истребителями в небе Заполярья над Баренцевым морем. Но дело есть дело, и я изложил просьбу моего начальника.
- Что, слетается воронье…, - грубо проговорил полковник и добавил с горечью,- теперь мне крышка – уволят. Это уже, лейтенант, четвертого за два года я провожаю на тот свет. Бери плёнку… И докладывай…
Когда я шел, уже не так быстро, в отдел, навстречу мне неслась толпа женщин. Их рыдания и крики были слышны издалека. Были среди них и полуодетые и одетые кое-как. На ветру полоскались цветные фартуки домохозяек. Лица жен летчиков были искажены горем. Как так, удивился я? Ведь прошло всего несколько минут с момента происшествия? Позднее я узнал, что самолет упал на виду поселка, не дотянув до посадочной полосы метров двести. Упал в болото и перевернулся. Через двадцать минут трактор поставил пятитонный истребитель в нормальное положение. Но штурман уже был мертв. После опрокидывания самолета, он потерял сознание, ударившись лбом о прицел, а затем завис на ремнях сидения и перекрыл ими артерию на шее.
Женщины не знали, кто погиб и потому бежали за страшной вестью сами. Бежали инстинктивно - горе объединяло их. Они пробежали мимо меня, кажется, даже не замечая. Видимо, мой спокойный вид и медленная походка могли говорить о том, что я не был в курсе дела.
Созданная комиссия включала в себя специалистов из: разных областей профессиональных знаний, но в целом ей предстояло ответить на три основных вопроса, естественно, аргументирова¬но: не была ли катастрофа результатом ошибок летчика при пило¬тировании самолета? Не случилась ли катастрофа из-за поломки двигателя или приборов навигации, управления? И, наконец, не было ли злого умысла, приведшего к гибели самолета? Последнее было по моей части.
На первый вопрос акт готовило командование авиадивизии, на второй - авиаспециалисты, а диверсионный вариант - мы, чекисты особого отдела, в данном случае в моем лице.
Пока создавалась комиссия, я, уже через час после трагедии, сидел и изучал магнитофонную запись. Особенно того участка ее, который касался аварийной ситуации - обстановки впло¬ть до гибели летчика.
Прослушав несколько раз пленку, я сделал первую за¬пись на листе бумаги: "Из вахтенного журнала радиорубки команд¬ного пункта…" Я выбрал всего шесть минут. Триста шестьдесят секунд трагического полета. Итак, КП - командный пункт управления полетами, руководитель - номер 32; 754 - штурман полка. Дальше шла расшифровка переговоров.
Время: 14.14.
КП: 754, вам зона 20. 754, вам разрешаю взлет с левым разворотом…
Время: 14.32.
754: Я - 754. Трясет двигатель.
КП: 754, проверьте температуру?
754: Температура - ноль, я - 754.
КП: 754, пламя есть? 754' Да нет, не пламя» с мотором что-то...
КП: 754, задание окончил?
754: Задание окончил. Сильно трясет двигатель... Я - 754.
КП: 754, повнимательней, повнимательней... Смотри за удалением от аэродрома. Иди к точке, иди к точке... Высоту не терять...
754: 32, я над точкой. Высота - 2000. КП: Смотреть внимательней - всем, всем...
754, что у вас там? 754, вам посадка с ходу. Внимание, внимание, всем разлетаться...
754: Я - 754, прохожу над вами. Я над точкой.
КП: Кто прошел над стартом, точкой?
754: Я - 754.
КП: 754, заходите на посадку. Как вы? 754: Нормально, нормально... Трясет немного..., Я-754.
КП: 754, не растягивайте коробочку"… Заходите
на посадку… 754: 32, прогони 775 на второй круг. Я поменьше
"коробочку" сделаю... 32, 32, прогони его... КП: Кого прогнать?
754: 32, прогони того, кто после третьего разворота. Я меньше "коробочку" буду делать. Я -754.
КП: Кто сделал третий разворот? На связь? 775: Я - 775. Я успею еще... КП: 775, срочно уйдите..., уйдите... На третьем развороте уйдите. Сейчас 754 идет на вынужденную посадку...
754: Я сразу на третий разворот... Я - 754. КП: Сразу на третий? Правильно...
754: 775, смотри, буду проходить мимо тебя...
Спокойненько... КП: Кто на третьем, повнимательней...
775: Я - 775. Вижу его... КП: 775, заходи на посадку следом за 754. Он подходит к четвертому развороту.
754, как у тебя? Шасси и щитки выпустил?
Двигатель работает? 754: 32, работает, трясет сильно...
КП? 754, не вздумай только сектором газа шуровать. Шасси выпусти... шасси выпустил? 754: Шасси выпустил... Щитки полностью... Воздух есть. Я - 754.
Время: 14.37.
754: Остановился двигатель. Я - 754.
КП: 754, как расчет на посадку? 754: С подтягиванием - будет нормально...
КП: Подтянуть! Под... Под... 754: Не на чем! Не на чем!
КП: убрать шасси... убрать шасси...
Подтянуть, подтя... 754: Ой..., ма-ма...
Прослушав запись в первый раз, потрясенный, я долго сидел молча. Голоса, их интонация, отдельные фразы роились в голове. Перед глазами стояло лицо штурмана полка, всегда привет¬ливого и жизнерадостного человека. Наконец, стал осмысливать и записывать услышанное. Так родилась эта запись - стенограмма, которую нужно было приложить к акту.
Здесь необходимо небольшое пояснение. Дело в том, что прежде чем садиться на аэродром, самолет строит "коробочку" то есть делает вокруг посадочной полосы расчет, облетая ее с четырьмя разворотами.
Штурман - отличный фронтовой летчик. Он сделал сотни вылетов, боевых вылетов над Баренцевым морем в годы войны - остался жив. Несколько лет назад, спасая МИГ с остановившим¬ся двигателем, то же остался жив. За этот подвиг тогда его наградили золотыми часами, которые он с гордостью показывал мне. А нынче? Не получилось, не дотянул. Но почему? Не хватило нескольких секунд? Да, была проволочка с посадкой и, что греха таить, растерянность руководителя полетов, точнее его нечеткость в руководстве ситуацией. Именно об этом рассказала магнитофонная запись.
И еще. Ели бы у него были убраны шасси, то самолет, попав в болото, не перевернулся бы... Ох, уж это "бы"! Но история "бы" не признает. Шасси убрать - это несколько секунд. Их-то у штурмана и не было.
Спокойный голос штурмана. Чёткие, уверенные сообщения о состоянии двигателя и условий полета вокруг аэродрома... И временами срывающийся на крик, голос руководителя полетов, полковника - фронтового друга штурмана.
Прослушав пленку, до меня дошел смысл фразы полковника: "... теперь мне крышка, уволят..." Даже мне, непрофессионалу в лет ном деле, было ясно, что руководитель полетов в этой ситуации оказался не на высоте.
Расследование показало следующее. Реактивный двигатель вышел из строя, остановился в воздухе - это было основное зло в эксплуатации "МИГов". Фабричный брак в лопатке турбины. Уже работая в разведке, мне приходилось ставить источникам задание на технологию изготовления надежных лопаток для турбин реактивного двигателя. Причем такие задания были и через пять и через десять и даже двадцать лет.
Когда лопатка турбины отрывалась, то она попадала между вращающимися частями двигателя, начиная разрушать его. Так и случилось и в этот очередной трагический раз. Двигатель встал - до посадочной полосы не хватило 2-3 секунд.
Хоронили штурмана тяжело. Поселок притих. Короткий путь от Дома офицеров, приземистого одноэтажного здания еще времен войны, до кладбища погибших летчиков сопровождало все насе¬ление поселка - скорбная традиция, заложенная еще до войны, продолженная в годы войны и теперь, в послевоенное время.
Красивый и мужественный человек, классный летчик до последней секунды не потерявший самообладания, уходил от близких и товарищей навсегда. Уходил в землю, которая была столь желанной в его последнем полете и столь опасной при встрече с ней.
Последний путь: рвущие душу звуки оркестра, приспущ¬енное знамя с боевыми орденами на его полотнище, прощание родных и друзей, залп из винтовок, горсть земли от каждого из присутствующих. И вот - всё. Глухой рокот комьев о крышку гроба, темные пятна на алой обивке его... Скупые слезы у мужчин и рыдания жен¬щин, как бы говорили: сегодня мы хороним твоего, а завтра...

От А.Погорилый
К Хорёк (09.08.2007 19:50:09)
Дата 09.08.2007 20:41:28

Re: Ну есть...

>Расследование показало следующее. Реактивный двигатель вышел из строя, остановился в воздухе - это было основное зло в эксплуатации "МИГов". Фабричный брак в лопатке турбины. Уже работая в разведке, мне приходилось ставить источникам задание на технологию изготовления надежных лопаток для турбин реактивного двигателя. Причем такие задания были и через пять и через десять и даже двадцать лет.

Я не так давно читал Шершер Э. А. "Тайна гибели Гагарина. Почему падают самолеты."
Там этому самому отрыву лопатки не так мало посвящено. И из того что я там прочел очевидно, что вышенаписанное - крайняя примитивизация.
Если кратко - почти всегда отрыв лопатки следствие предшествующих событий, а именно помпажа двигателя, из-за которого лопатки турбины испытывают сверхнормативные температурные нагрузки. Менять движок надо после помпажа.
А если подробнее ... Ну там целый комплекс производственных, технологических и эксплуатационных факторов.

От ZaReznik
К А.Погорилый (09.08.2007 20:41:28)
Дата 10.08.2007 20:40:28

Re: Ну есть...

>Я не так давно читал Шершер Э. А. "Тайна гибели Гагарина. Почему падают самолеты."
>Там этому самому отрыву лопатки не так мало посвящено. И из того что я там прочел очевидно, что вышенаписанное - крайняя примитивизация.
Хм...а там тема центробежного и осевого компрессора раскрыта? А то без этого все эти изыки на тему лопаток могут быть просто "водой в песок"

От Хорёк
К А.Погорилый (09.08.2007 20:41:28)
Дата 10.08.2007 11:08:14

Re: Ну есть...

>Там этому самому отрыву лопатки не так мало посвящено. И из того что я там прочел очевидно, что вышенаписанное - крайняя примитивизация.
>Если кратко - почти всегда отрыв лопатки следствие предшествующих событий, а именно помпажа двигателя, из-за которого лопатки турбины испытывают сверхнормативные температурные нагрузки. Менять движок надо после помпажа.
>А если подробнее ... Ну там целый комплекс производственных, технологических и эксплуатационных факторов.


Написанно действительно не вдаваясь в технические подробности, но дело в том что, это взгляд военной контразведки, вот ещё цитата из дальнейшего расследования:

К этому времени в деле Радиста появились просветы список подозреваемых сокращался. Уже одни и те же фамилии мелькали в разных чрезвычайных ситуациях.
Я составил таблицу, в которой фигурировали лица из числа техников и летчиков, попавших в поле зрения. Их было одиннадцать человек: девять техников /четверо механиков, три оружей¬ника, два радиста/ и два летчика. Это по вертикали, а по горизонтали в таблице были ситуации, условно обозначенные:
Эфир- перехват цифрового кода Старшиной,
Диверсия - отвертка в системе управления МИГом,
Штурман - гибель штурмана полка,
Угон - только-что начатая разработка Летуна
и Оружейника по окраске "угон самолета за рубеж"

Автор описывает как собрались разнородные случайности и события в одно дело и чем оно закончилось, это скорее детектив, правда из реальных фактов собранный, чем техническое описание процесса поломки самолёта.

От Одессит
К Хорёк (10.08.2007 11:08:14)
Дата 10.08.2007 14:44:51

Re: Ну есть...

Добрый день

>К этому времени в деле Радиста появились просветы список подозреваемых сокращался. Уже одни и те же фамилии мелькали в разных чрезвычайных ситуациях.
>Я составил таблицу, в которой фигурировали лица из числа техников и летчиков, попавших в поле зрения. Их было одиннадцать человек: девять техников /четверо механиков, три оружей¬ника, два радиста/ и два летчика. Это по вертикали, а по горизонтали в таблице были ситуации, условно обозначенные:
>Эфир- перехват цифрового кода Старшиной,
>Диверсия - отвертка в системе управления МИГом,
>Штурман - гибель штурмана полка,
>Угон - только-что начатая разработка Летуна
>и Оружейника по окраске "угон самолета за рубеж"

Ну да. Матрица. Нормальный инструмент КР.

С уважением

От Dervish
К Хорёк (09.08.2007 19:50:09)
Дата 09.08.2007 20:29:38

Имел в виду "развлекательный" не в смыслу "веселый", а как "белетристика" (-)

-

От Хорёк
К Dervish (09.08.2007 20:29:38)
Дата 09.08.2007 23:06:46

Re: Имел в...

да скорее художественное чтиво, чем документальное, вообще то да же с претензией на шпионский детектив,
сперва излагается цепь происходящих событий, потихонечку всё форируется в единое дело и описывается его последющая раскрутка, иногда успешная, иногда цепляющая следующие проблемы ну и т.д.