От Zorich
К AlbertY
Дата 31.08.2007 15:41:52
Рубрики WWI; Флот;

По поводу НУРС вопрос (почти риторический)

Приветствую Вас!

Известно ли хоть одно достоверно подтвержденное попадание реактивного снаряда, выпущенного с советского катера, по немецкой барже MFP или парому "Зибель" на Черноморском театре?

По-моему, нет.

С уважением,
Дмитрий

От AlbertY
К Zorich (31.08.2007 15:41:52)
Дата 31.08.2007 18:40:01

В ночь на 4 мая 1944 года два катера ...из реактивной установки потопил сухогруз

ну типа не мемуары а исследование
http://www.victory.mil.ru/lib/books/memo/pigarev/02.html
"В ночь на 4 мая 1944 года два катера под командованием старшего лейтенанта П. М. Смирнова вышли из Евпатории [31] на поиск противника у Севастополя. Одновременно из Ялты вышли четыре катера во главе с командиром дивизиона капитан-лейтенантом С. Н. Кетовым. К середине ночи группа Смирнова обнаружила конвой из нескольких транспортов в охранении сторожевых катеров. Командир ракетного катера лейтенант Котов завязал бой со сторожевыми катерами, а лейтенант Г. С. Юрченко прорвался на своем катере к транспорту и потопил его. Тем временем Котов залпами и повредил вражеский сторожевой катер. После этого конвой атаковала группа капитан-лейтенанта С. Н. Котова.
"

От Zorich
К AlbertY (31.08.2007 18:40:01)
Дата 31.08.2007 21:51:23

Хорошо. Своим - поверим :) (-)


От Владислав
К Zorich (31.08.2007 21:51:23)
Дата 03.09.2007 20:22:34

Не-а, не поверим :)

Доброе время суток!

В книжке Пигарева, увы, во многом носит сказочный характер -- взять хотя бы 4 транспорта, пот опленные 13.08.1941 в бухте Лыу...

Вот и 4 мая 1945 года немцы от действия наших надводных сил ничего возле Севастополя не теряли (хотя авиация потопила одну БДБ и несколько лихтеров). Зато если посмотреть чуть ниже по тексту, то мы увидим более достоверное сообщение:

----------

"Тактика совместных действий торпедных и ракетных катеров оправдала себя, и через несколько дней из Ялты и Скадовска вновь вышли в район Севастополя две группы торпедных катеров. Четыре катера из соединения Дьяченко под командованием лейтенанта К. Г. Кочиева атаковали вражеский конвой и уничтожили четыре самоходные десантные баржи. Не меньшего успеха добились и катера из соединения Проценко, вышедшие из Евпатории во главе с командиром дивизиона капитаном 3 ранга Туулем".

--------

В ночь на 8 мая у Севастополя нашими ТКА были потоплены лихтер "Эльбе-5" (1115 брт), сторожевой катер G3102 и "рыболовный катер" "Корнелис Анни". Первый -- торпедами, два последних -- похоже, действительно РС.


С уважением

Владислав

От Zorich
К Владислав (03.09.2007 20:22:34)
Дата 03.09.2007 21:43:44

Я "поверил" из патриотизма... ;)

...и еще - чтобы не раздувать флейм ;)

Я-то понимаю, что такие книжки, как Пигарев - это во многом "охотничьи рассказы" во славу советского оружия. С другой стороны - ну так советского же! Чего его жалеть, басурмана... то есть фрица.

>Вот и 4 мая 1945 года немцы от действия наших надводных сил ничего возле Севастополя не теряли (хотя авиация потопила одну БДБ и несколько лихтеров).

Вот именно этот факт я и не имел возможности проверить, посему спорить не стал.

>В ночь на 8 мая у Севастополя нашими ТКА были потоплены лихтер "Эльбе-5" (1115 брт), сторожевой катер G3102 и "рыболовный катер" "Корнелис Анни". Первый -- торпедами, два последних -- похоже, действительно РС.

О, ну видишь как хорошо! Что-то все-таки эрэсами утопили. Ура :)

С уважением,
Дмитрий

От AlbertY
К Zorich (31.08.2007 15:41:52)
Дата 31.08.2007 16:04:37

зато обращали в бегство

>Известно ли хоть одно достоверно подтвержденное попадание реактивного снаряда, выпущенного с советского катера, по немецкой барже MFP или парому "Зибель" на Черноморском театре?
http://zhurnal.lib.ru/k/kolesnikow_a_m/ozem.shtml
"
Базируясь в порту Тамань, вместе с катерами - ''морскими охотниками'' каждую ночь выходили торпедные катера нашей бригады из пролива, и поджидали немецкие баржи. Попытки торпедировать их не имели успеха. Во-первых, потому что торпеды ставились на глубину два метра, а баржа, оказалось, сидит в воде всего на полметра. Во-вторых, торпедировать суда нужно с расстояния 2-х кабельтов. Это 360 метров. Иначе торпеда не станет боеопасной. Проще говоря, при попадании в борт судна - не взорвётся. В-третьих, бой ведётся ночью, и обычно в штормовую погоду. Командиру торпедного катера необходимо в полной темноте определить расстояние до врага, его скорость, в уме рассчитать - под каким углом выстрелить торпеду. И все эти задачи решает командир катера, не выпуская из рук штурвала, под непрерывно стегающими струями брызг, которые поднимают волны при предельной скорости торпедного катера, необходимой в момент атаки.
Вместе с тем, команда немецких барж располагалась на высоте 5-6 метров над уровнем моря в ходовой рубке, закрытой даже от ветра, и имела полную возможность в комфортабельных условиях вести круговой обзор в бинокли ночного видения. Они обычно первыми обнаруживали наши катера. Открывали плотный заградительный огонь и, меняя скорость и, маневрируя курсом, уклонялись от наших торпед. Но, вступив в бой с торпедными катерами, они отвлекались от своей основной задачи - топить мотоботы. А мотоботы, пользуясь этим, безнаказанно доставляли пополнение и груз на ''Огненную землю''.
В этих ночных боях неоценимую помощь оказывали нам ''катюши'', стоящие на некоторых катерах. По разноцветным трассам, идущим от немецких пушек, легко можно было определить местонахождение вражеских барж, а, определив, сделать один-два залпа по скоплению барж. Этого всегда было достаточно, чтобы немцы ретировались с поля боя, при этом неся потери от снарядов ''катюши''... На рассвете мы получали приказ возвращаться на базу.
"

От AlbertY
К AlbertY (31.08.2007 16:04:37)
Дата 31.08.2007 16:35:18

группироваться теснее, и он становился более уязвимым для «эрэсов»

http://mkmagazin.almanacwhf.ru/mor_col/mc_bo/mc_bo_46.htm
"
Хорошо показали себя созданные на базе торпедных Г-5 артиллерийские катера с установкой М-8-М. В боях на Черном море они удачно взаимодействовали с торпедными. Когда появлялся отряд вражеских кораблей, на них устремлялись торпедоносцы. Это заставляло противника группироваться теснее, и он становился более уязвимым для «эрэсов». Дав залп по такой цели, артиллерийский катер отходил на перезарядку «катюши», а в это время его торпедные собратья связывали противника огнем пулеметов и пушек.
"

От Zorich
К AlbertY (31.08.2007 16:04:37)
Дата 31.08.2007 16:30:52

Уже хлеб (-)


От Белаш
К Zorich (31.08.2007 15:41:52)
Дата 31.08.2007 15:59:57

А кому подтверждать? :) "В нас попал РС-82, серия номер..." (-)


От Константин Чиркин
К Белаш (31.08.2007 15:59:57)
Дата 31.08.2007 16:31:25

А Вы,лично представляете себе БДБ?

Приветствую.Она ведь выдерживала попадание 100кг бомбы.А сколько кг у РС-82?

От badger
К Константин Чиркин (31.08.2007 16:31:25)
Дата 02.09.2007 06:20:44

Re: А Вы,лично...

>Приветствую.Она ведь выдерживала попадание 100кг бомбы.А сколько кг у РС-82?

РС-82 ввесит 6,8 кг из которых 1,1 кг - вес пороховой шашки, которая, естественно выгорает при выстреле.

Итого при залпе 24-мя РС суммарный вес залпа - (6,8-1,1) * 24 = 5,7 * 24 = 136,8 кг


Кстати, БДБ выдерживала 100 кг всегда ? :) Есть испытания НИИ АВ ВВС на этот счёт ? :) Или просто известны отдельные случаи ?

От Константин Чиркин
К badger (02.09.2007 06:20:44)
Дата 02.09.2007 12:53:04

Я почему зацепился за БДБ

Приветствую.Эта посудина была с массой отсеков и оставалась на плаву при затоплении двухтретей отсеков.БДБ вплоть до 70х использовали в речном флоте.Если бомба не попадала в середину корпуса,то в большинстве посудина не тонула.Естественно,если она не была гружёной или её успевали облегчить.

От AlbertY
К Константин Чиркин (31.08.2007 16:31:25)
Дата 31.08.2007 16:42:18

Ну так несколько РС-82 могло поразить

>Приветствую.Она ведь выдерживала попадание 100кг бомбы.А сколько кг у РС-82?
http://www.german-navy.de/kriegsmarine/ships/landingcrafts/mfp/index.html
http://users.bigpond.net.au/black-veil/MFP.jpg


http://users.bigpond.net.au/black-veil/volltreffer1.jpg


потом опять же какой груз возили БДБ? Возили в т.ч. и топливо

От Zorich
К AlbertY (31.08.2007 16:42:18)
Дата 31.08.2007 16:54:30

Re: Ну так...

>потом опять же какой груз возили БДБ? Возили в т.ч. и топливо

Возили они, конечно, разное. Но основная масса боестолкновений между нашими катерами с М-8 и немецкими БДБ пришлась на ноябрь-декабрь 1943, то есть на Эльтигенскую эпопею. А там БДБ выступали в роли боевых, а не транспортных средств, поскольку осуществляли они блокаду нашего десанта на плацдарме, их целью было топить наши катера и мотоботы, доставляющие в Эльтиген подкрепления и предметы снабжения.

Но дело даже не в этом. Просто реальная эффективность применения РС с катеров Г-5 по целям типа БДБ у меня всегда вызывала (и продолжает вызывать) серьезные сомнения. Просто очень трудно попасть в цель, как мне кажется.

От badger
К Zorich (31.08.2007 16:54:30)
Дата 02.09.2007 10:59:19

торпедой попасть ещё сложнее...

>Но дело даже не в этом. Просто реальная эффективность применения РС с катеров Г-5 по целям типа БДБ у меня всегда вызывала (и продолжает вызывать) серьезные сомнения. Просто очень трудно попасть в цель, как мне кажется.

А вы посмотрите на свою же цитату:

http://vif2ne.ru/nvk/forum/6/co/1501980.htm

Дистанция стрельбы судя по ней - 3 кабельтовых, 555 метров, с такой дистанции с самолётов стреляли по отдельным танкам и попадали, залпом в 4-8 РС, а здесь в залпе 24 РС и цель несравнимо большей площади. Проблема скорее попасть всеми ракетами в залпе, нежели попасть вообще с такой дистанции.

От Scharnhorst
К badger (02.09.2007 10:59:19)
Дата 02.09.2007 16:15:45

Re: торпедой попасть

>Дистанция стрельбы судя по ней - 3 кабельтовых, 555 метров, с такой дистанции с самолётов стреляли по отдельным танкам и попадали, залпом в 4-8 РС, а здесь в залпе 24 РС и цель несравнимо большей площади. Проблема скорее попасть всеми ракетами в залпе, нежели попасть вообще с такой дистанции.
Вот только самолету легче производить прицеливание, чем катеру с никакой мореходностью и установленной на рубке бандурой для РС. ИМХО, при малейшем волнении попасть ими по такой малоразмерной цели, как БДБ, было просто нереально. Торпеда в этом отношении выигрывает в том плане, что ей достаточно задать направление, а глубину она сама держит.

С уважением, Scharnhorst

От badger
К Scharnhorst (02.09.2007 16:15:45)
Дата 02.09.2007 16:40:59

Re: торпедой попасть

>Вот только самолету легче производить прицеливание, чем катеру с никакой мореходностью и установленной на рубке бандурой для РС.

Самолёт тоже мотает, он не по рельсам ездит.


>ИМХО, при малейшем волнении попасть ими
по такой малоразмерной цели, как БДБ,

C дистанции 500 метров она малоразмерной не выглядит и никто не мешает подойти ближе, если уж очень хочется.


>было просто нереально.

В ветке есть прямые свидетельства того что попадали, но удержаться от демагогии вы не в состоянии :D


>Торпеда в этом отношении выигрывает в том плане, что ей достаточно задать направление, а глубину она сама держит.

Ага, а пулемёты на катера ставили что бы противника шумом пугать "при малейшем волнении". Задача попасть из пулемёта принципиально не отличается от попадания из РС.

От Zorich
К badger (02.09.2007 16:40:59)
Дата 02.09.2007 17:16:59

Re: торпедой попасть

Приветствую Вас!

>>было просто нереально.
>
>В ветке есть прямые свидетельства того что попадали, но удержаться от демагогии вы не в состоянии :D

Справедливости ради, в ветке нет ни одного прямого свидетельства о том, что наши попадали эрэсом с катера Г-5 именно в БДБ ;)

Приведены, правда, свидетельства попадания эрэсом в немецкий сторожевой катер. Учитывая, что под сторожевым катером на Черном море почти наверняка понимается либо раумбот, либо KFK, готов признать, что это сделать еще сложнее, чем попасть в БДБ. И если только свидетельства верны, то наши катерники - большие молодцы.

Однако же, полностью разделяю ту точку зрения, что по-настоящему эффективным оружием катеров против БДБ могла быть только торпеда с неконтактным взрывателем. При этом желательно применять ее не с Г-5, а с борта более совершенного торпедного катера, ибо вероятность попасть в цель будет выше.

С уважением, Дмитрий

От badger
К Zorich (02.09.2007 17:16:59)
Дата 02.09.2007 20:28:07

Re: торпедой попасть

>Однако же, полностью разделяю ту точку зрения, что по-настоящему эффективным оружием катеров против БДБ могла быть только торпеда с неконтактным взрывателем.

Тут вопрос стоит так - если нужно именно уничтожить БДБ, то торпеда вне конкуренции как более эффективное оружие, однако попасть в БДБ проще всё же из установки с 24хРС-82.


>При этом желательно применять ее не с Г-5, а с борта более совершенного торпедного катера, ибо вероятность попасть в цель будет выше.

Можно просветить, чем более совершенный катер мог облегчить попадание торпедой ?

От tramp
К badger (02.09.2007 20:28:07)
Дата 02.09.2007 21:46:02

Re: торпедой попасть

>>Однако же, полностью разделяю ту точку зрения, что по-настоящему эффективным оружием катеров против БДБ могла быть только торпеда с неконтактным взрывателем.
>
>Тут вопрос стоит так - если нужно именно уничтожить БДБ, то торпеда вне конкуренции как более эффективное оружие, однако попасть в БДБ проще всё же из установки с 24хРС-82.
А на каком Г-5 были установлены ПE с 24 направляющими?

>>При этом желательно применять ее не с Г-5, а с борта более совершенного торпедного катера, ибо вероятность попасть в цель будет выше.
>
>Можно просветить, чем более совершенный катер мог облегчить попадание торпедой ?
Устойчивостью на курсе, качеством прицела и защитой торпеды от внешних воздействий.
Это если не касаться принципов запуска торпед на шнелльботах и Г-5.

с уважением

От Zorich
К badger (02.09.2007 20:28:07)
Дата 02.09.2007 20:59:58

Re: торпедой попасть

Приветствую Вас!

>Тут вопрос стоит так - если нужно именно уничтожить БДБ, то торпеда вне конкуренции как более эффективное оружие, однако попасть в БДБ проще всё же из установки с 24хРС-82.

Ну хорошо. Попасть, допустим, одним РС проще, чем одной торпедой. Консенсус? ;)

>>При этом желательно применять ее не с Г-5, а с борта более совершенного торпедного катера, ибо вероятность попасть в цель будет выше.
>
>Можно просветить, чем более совершенный катер мог облегчить попадание торпедой ?

Возьмите немецкие шнелльботы (хоть серии S-26, хоть серии S-100) и сравните их с нашим Г-5. Как Вы думаете, кто попадал торпедой в цель чаще и почему? ;)

С уважением, Дмитрий

От Подлый Электрик
К Zorich (02.09.2007 20:59:58)
Дата 02.09.2007 21:59:10

Re: торпедой попасть

Извиняюсь,что влез.Если не ошибаюсь,шнелльботы были мореходнее,чем Г-5,плюс торпедные аппараты их обеспечивали стрельбу прямо по курсу,а на Г-5 стояли бугельные аппараты,торпеды сталкивались задом,попадали в кильватерную струю катеру и надо было тут же отворачивать,чтоб эту же торпеду не получить самому.

От Владислав
К Подлый Электрик (02.09.2007 21:59:10)
Дата 03.09.2007 20:05:16

Re: торпедой попасть

Доброе время суток!

> Извиняюсь,что влез.Если не ошибаюсь,шнелльботы были мореходнее,чем Г-5,

В разы

> плюс торпедные аппараты их обеспечивали стрельбу прямо по курсу,а на Г-5 стояли бугельные аппараты,

Если бы бугельные! ;-( (это когда торпеда сбрасывается вбок) А на Г-5 стояли желобные, по аглицкому образцу ПМВ...

> торпеды сталкивались задом,попадали в кильватерную струю катеру и надо было тут же отворачивать,чтоб эту же торпеду не получить самому.

Вот-вот...

С уважением

Владислав

От Zorich
К Подлый Электрик (02.09.2007 21:59:10)
Дата 03.09.2007 17:12:47

Все верно

А из сказанного Вами, в частности, следует, что диапазон скоростей, на которых шнелльботы могли применять торпедное оружие, был заметно шире, чем у катеров Г-5. Сие же весьма важно.

От Zorich
К Белаш (31.08.2007 15:59:57)
Дата 31.08.2007 16:29:55

Re: А кому...

Приветствую Вас!

Ну необязательно так жестко.
Мне хватило бы архивного листа, в котором написано что-то вроде "В ночь с 6.11 на 7.11 вели поиск в Керченском проливе силами трех Г-5, один из которых имел на вооружении М-8-24. Встретили 2 БДБ, атаковали с трех кабельтовых. Торпеды прошли мимо, но залп РС точно накрыл одну из БДБ. Судно противника окуталось дымом и накренилось."

То есть я готов удовольствоваться советскими, но не мемуарными, а архивными данными.

С уважением, Дмитрий