От ИгорьД
К Zorich
Дата 08.09.2007 22:17:45
Рубрики 11-19 век; WWII; Флот; Артиллерия;

Стапельный №

>К сказанному выше следует добавить, что, помимо номеров формата ДБ-[число] использовались бортномера ПВО-[число] (для ботов в варианте катера ПВО), также были ДМБ-[число] (ДМБ = десантные мотоботы) и, кажется, ПБ-[число] - для упомянутых Exeter'ом плавбатарей на сдвоенных корпусах ботов.

А где у такого судна может быть нанесен стапельный номер? Тогда можно было бы установить его название/номер.

С ув.
Игорь.

От Zorich
К ИгорьД (08.09.2007 22:17:45)
Дата 09.09.2007 01:44:08

Re: Стапельный №

>А где у такого судна может быть нанесен стапельный номер? Тогда можно было бы установить его название/номер.

Лично я, к сожалению, без понятия.
Могу сказать только, что список соответствия _некоторых_ заводских номеров тактическим для ботов проекта 165 можно посмотреть здесь:
http://sovnavy-ww2.narod.ru/amphibious/typ_db.htm

Там же указаны и судьбы большинства катеров (если погиб - то где и когда). Если считать приведенную информацию достоверной и исходить из того, что бот-памятник был действительно поднят со дна Керченского пролива (или с близко прилежащей к восточной оконечности полуострова акватории Азовского или Черного морей), то нашими "кандидатами" будут те боты, относительно гибели которых указан один из приведенных ниже вариантов:
- погиб/затонул в ходе Керченско-Эльтигенской операции;
- погиб/затонул у косы Тузла;
- погиб/затонул у косы Чушка;
- погиб/затонул у Эльтигена;
- погиб/затонул у мыса Тархан;
- погиб/затонул у Кордона Ильича.

Также на странице, на которую я ссылаюсь, можно прочесть, что бот ДБ-21, заводской номер 330, погибший во время шторма у Кордона Ильича, был "впоследствии поднят". При этом не сообщается о его дальнейшем использовании Черноморским флотом или Азовской флотилией (обычно же такие вещи оговариваются). При достаточной смелости воображения можно заподозрить, что это и есть тот самый бот, который ныне установлен в Эльтигене. Но это лишь догадка.

От badger
К Zorich (09.09.2007 01:44:08)
Дата 09.09.2007 12:49:36

Re: Стапельный №

>Также на странице, на которую я ссылаюсь, можно прочесть, что бот ДБ-21, заводской номер 330, погибший во время шторма у Кордона Ильича, был "впоследствии поднят". При этом не сообщается о его дальнейшем использовании Черноморским флотом или Азовской флотилией (обычно же такие вещи оговариваются). При достаточной смелости воображения можно заподозрить, что это и есть тот самый бот, который ныне установлен в Эльтигене. Но это лишь догадка.


На снимке в корневом сообщении ветки, судя по вашим ссылкам именно катер ПВО, а не десантный, так что скорее катер на постаменте - это один из упоминаемых вами ниже:

"Для полноты картины надо включить еще погибшие в ходе Керченско-Эльтигенской операции катера ПВО на базе ДБ из этого списка"

От Zorich
К badger (09.09.2007 12:49:36)
Дата 09.09.2007 13:58:06

Re: Стапельный №

Приветствую Вас!

>На снимке в корневом сообщении ветки, судя по вашим ссылкам именно катер ПВО, а не десантный, так что скорее катер на постаменте - это один из упоминаемых вами ниже:

Да, скорее всего так и есть.
Хотя кто его знает, какие фрагменты, поднятые со дна пролива, могли совместить в 70-е, когда создавали мемориал...

С уважением,
Дмитрий

От tramp
К Zorich (09.09.2007 13:58:06)
Дата 09.09.2007 14:50:09

Re: Стапельный №

>Приветствую Вас!

>>На снимке в корневом сообщении ветки, судя по вашим ссылкам именно катер ПВО, а не десантный, так что скорее катер на постаменте - это один из упоминаемых вами ниже:
>
>Да, скорее всего так и есть.
>Хотя кто его знает, какие фрагменты, поднятые со дна пролива, могли совместить в 70-е, когда создавали мемориал...
О подъеме ДБ в 78 или 79-м в журнале Судостроение был фоторепортаж, корпус был поврежден, но в целом был единым целым.

>С уважением,
>Дмитрий
с уважением

От Zorich
К tramp (09.09.2007 14:50:09)
Дата 09.09.2007 16:18:56

Re: Стапельный №

Приветствую Вас!

>О подъеме ДБ в 78 или 79-м в журнале Судостроение был фоторепортаж, корпус был поврежден, но в целом был единым целым.

Хорошо. В таком случае, если принять, что мы имеем дело именно с катером ПВО, то круг поиска сужается где-то до 7-10 единиц. Если же быть уверенным, что поднимали именно со дна _Керченского_ пролива - и того меньше.

А вообще, интересно было бы почитать этот репортаж - и, думаю, не одному только мне.

С уважением,
Дмитрий

От tramp
К Zorich (09.09.2007 16:18:56)
Дата 09.09.2007 17:02:48

Re: Стапельный №

>Приветствую Вас!

>>О подъеме ДБ в 78 или 79-м в журнале Судостроение был фоторепортаж, корпус был поврежден, но в целом был единым целым.
>
>Хорошо. В таком случае, если принять, что мы имеем дело именно с катером ПВО, то круг поиска сужается где-то до 7-10 единиц. Если же быть уверенным, что поднимали именно со дна _Керченского_ пролива - и того меньше.
А откуда еще?
>А вообще, интересно было бы почитать этот репортаж - и, думаю, не одному только мне.
Это-то понятно. Попробуем поискать.

>С уважением,
>Дмитрий
с уважением

От Zorich
К tramp (09.09.2007 17:02:48)
Дата 09.09.2007 17:13:22

Re: Стапельный №

>А откуда еще?

А я там выше писал - например, из окрестностей мыса Тархан (северное, Азовское побережье Керченского п-ова). Там 10 января 1944 по инициативе Ворошилова уже после Эльтигенской операции высаживали десант, который должен был способствовать вскрытию нашего плацдарма к северо-востоку от Керчи. Десант не задался, был потерян ряд ботов ДБ, в том числе и катер ПВО-21.

От tramp
К Zorich (09.09.2007 17:13:22)
Дата 09.09.2007 17:24:42

Re: Стапельный №

>>А откуда еще?
>
>А я там выше писал - например, из окрестностей мыса Тархан (северное, Азовское побережье Керченского п-ова). Там 10 января 1944 по инициативе Ворошилова уже после Эльтигенской операции высаживали десант, который должен был способствовать вскрытию нашего плацдарма к северо-востоку от Керчи. Десант не задался, был потерян ряд ботов ДБ, в том числе и катер ПВО-21.
В репортаже речь щла о проливе.

с уважением

От ИгорьД
К tramp (09.09.2007 17:24:42)
Дата 09.09.2007 21:18:01

Re: Стапельный №

>В репортаже речь щла о проливе.

ИМХО, круг поиска можно значительно сузить. Так, исключить из возможных вариантов ДБ, переделанные после Эльтигена в тральщики, т.к. представленный борт все-таки в конфигурации катера ПВО (ПВО-15). Также исключить выбросившиеся на берег ПВО-20 и ПВО-26. Не рассматривать ПВО-21, погибший за пределами Керченского пролива, и ПВО-22, до сих пор лежащий у Тузлы. Также, наверное, можно исключить подорвавшийся на мине ПВО-10, т.к. вряд ли после взрыва его корпус составлял бы единое целое.

В результате остаются три претендента:
ПВО-12, погибший 21.11.43 у Эльтигена (береговая артиллерия);
ПВО-24, погибший 26.11.43 в Керченском проливе (протаранен противником);
ПВО-27, погибший 26.11.43 в Керченском проливе (корабельная артиллерия).

Будем надеяться, что в упомянутой статье из «Судостроения» есть какие-то зацепки. И, кстати, рассказ местных, что бот был потоплен авиацией, явно не подтверждается.

С ув.
Игорь.

От Zorich
К ИгорьД (09.09.2007 21:18:01)
Дата 09.09.2007 23:12:40

Re: Стапельный №

Приветствую Вас!

Согласен с Вашими заключениями.

Что же касается точных причин гибели того или иного бота - это, конечно, дело темное. В частности, рассказ местных про потопление авиацией может быть и произвольной фантазией, может быть и ошибкой, но может быть и отчасти верным. Положим, бот был сперва атакован авиацией, потерял, скажем, ход и добит артиллерией. Или наоборот: сперва обстрелян артиллерией, потом - атакован авиацией. И кто его разберет от каких именно пробоин он в конечном итоге утонул...

Когда речь идет о таких мелких единицах неточное или упрощенное изложение причин гибели встречается сплошь и рядом. Чай не лидер "Ташкент" ;)

С уважением, Дмитрий

От Zorich
К Zorich (09.09.2007 01:44:08)
Дата 09.09.2007 02:01:36

И небольшое добавление

Для полноты картины надо включить еще погибшие в ходе Керченско-Эльтигенской операции катера ПВО на базе ДБ из этого списка:
http://sovnavy-ww2.narod.ru/smallaaw/typ_db.htm