От А.Никольский
К kashalot
Дата 18.09.2007 15:37:34
Рубрики WWII; ВВС; 1941;

уже было. Создали даже штрафной "СМЕРШ" (-)


От kashalot
К А.Никольский (18.09.2007 15:37:34)
Дата 18.09.2007 16:04:19

Re: уже было....

А нельзя ли поподробнее именно об авиации?

От А.Погорилый
К kashalot (18.09.2007 16:04:19)
Дата 18.09.2007 16:20:11

Re: уже было....

>А нельзя ли поподробнее именно об авиации?

Решение такое, насколько знаю, принято было, но практически не реализовано (или реализовано очень ограниченно - совсем недолго и всего 1-2 эскадрильи).
Практически авиаторы (а равно танкисты, артиллеристы, связисты, тыловики и т.д.) отбывали наказание в обычных штрафных пехотных ротах и батальонах.
Иногда (по ходатайству и с разрешения начальства) пилоты отбывали "штрафную повинность" как стрелки штурмовиков.
Иногда (тоже по ходатайству начальства и с разрешения большого начальства) пилоты-штрафники летали в обычных авиачастях. Такой случай описан, например, здесь
Голубев В. Ф. Во имя Ленинграда. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
Книга на сайте:
http://militera.lib.ru/memo/russian/golubev_vf/index.html
Там описано, как Героя Советского Союза капитана Костылева направили в штрафбат, затем по решению командующего авиацией КБФ превели в авиаполк (4-й гвардейский). Где он и летал как обычный летчик, но в звании рядового, пока не восстановили в звании с возвращением всех наград (как, кстати, и полагается после отбытия наказания в штрафбате или штрафроте).

От Литвинов
К А.Погорилый (18.09.2007 16:20:11)
Дата 18.09.2007 22:47:47

Re: уже было....

>Иногда (тоже по ходатайству начальства и с разрешения большого начальства) пилоты-штрафники летали в обычных авиачастях. Такой случай описан, например, здесь
>Голубев В. Ф. Во имя Ленинграда. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

Похожий эпизод описан у Преснякова ("Над волнами Балтики").
http://militera.lib.ru/memo/russian/presnyakov_av/index.html
В октябре 41го он, будучи пилотом 41й отд. эскадрильи КБФ, разбил свой МБР и получил 8 лет лишения свободы.
Остался летать в своей же части, для снятия судимости было достаточно сделать 30 боевых вылетов..

От А.Погорилый
К Литвинов (18.09.2007 22:47:47)
Дата 18.09.2007 22:58:28

Re: уже было....

>Похожий эпизод описан у Преснякова ("Над волнами Балтики").
http://militera.lib.ru/memo/russian/presnyakov_av/index.html
>В октябре 41го он, будучи пилотом 41й отд. эскадрильи КБФ, разбил свой МБР и получил 8 лет лишения свободы.
>Остался летать в своей же части, для снятия судимости было достаточно сделать 30 боевых вылетов..

Еще был сходный случай с Федоровым. Описан практически одинаково в мемуарах самого Федорова и мемуарах Савицкого.
Савицкий Е.Я. Полвека с небом. — М.: Воениздат, 1988. .
Книга на сайте: http://militera.lib.ru/memo/russian/savitsky1/index.html
Федорову трибунал дал 10 лет, но по ходатайству Савицкого его оставили в части (по решению командующего воздушной армией). Причем Федоров пишет, что за один сбитый снимался год срока. Правда, судимость сняли раньше, при меньшем количестве сбитых.

От Дмитрий Козырев
К А.Погорилый (18.09.2007 22:58:28)
Дата 19.09.2007 10:00:56

Re: уже было....

>Еще был сходный случай с Федоровым.

Среди джентельменов не принято ссылаться на Федорова
http://vif2ne.ru/nvk/forum/2/archive/985/985923.htm

От А.Погорилый
К Дмитрий Козырев (19.09.2007 10:00:56)
Дата 19.09.2007 15:43:49

Это другой Федоров

>>Еще был сходный случай с Федоровым.
>
>Среди джентельменов не принято ссылаться на Федорова
>
http://vif2ne.ru/nvk/forum/2/archive/985/985923.htm

Служил в 3 иак Савицкого, участник боя "7 против 25".
Однофамилец, не более того.

От gull
К Дмитрий Козырев (19.09.2007 10:00:56)
Дата 19.09.2007 11:38:08

Это совсем другой Федоров

Добрый день,

Ув. А. Погорилый написал не о Иване Евграовиче, а о Иване Васильевиче Федорове

http://www.allaces.ru/p/people.php?id=00000002950

С уважением,

gull

От Дмитрий Козырев
К gull (19.09.2007 11:38:08)
Дата 19.09.2007 13:03:07

Тогда прошу пардону. (-)


От Ктонибудь
К Дмитрий Козырев (19.09.2007 10:00:56)
Дата 19.09.2007 11:07:26

Re: уже было....

>>Еще был сходный случай с Федоровым.
>
>Среди джентельменов не принято ссылаться на Федорова
>
http://vif2ne.ru/nvk/forum/2/archive/985/985923.htm

Перешел по вашей ссылке и прочитал вот это:

Письмо командующего 3 ВА ген-лейтенанта авиации Н.Ф.Папивина генерал-лейтенанту авиации С.И.Руденко 25.03.1944 (в ответ на его запрос, почему И.Е.Фёдорову не было присвоено звание Героя Советского Союза за 12 сбитых самолётов):
Бывший инспектор по технике пилотирования 3 Воздушной армии и командир группы штрафников подполковник, ныне полковник ФЁДОРОВ Иван Евграфович, за всё время пребывания на Калининском фронте по данным боевых донесений и учётным данным сбил 8 самолётов противника, о чём ему Штабом Армии 5 марта 1943 года и была выдана справка. Подтверждая достоверность этой справки, сообщаю, что все остальные справки лётного состава 157 и 163 истребительных полков и телеграмма ГРОМОВА подтверждают те же самолёты, которые указаны в итоговой справке от 5.3.1943 г. о боевой работе ФЁДОРОВА на Калининском фронте.
Оснований к представлению тов. ФЁДОРОВА к званию 'Герой Советского Союза' не было.

Каких штрафников?


От sashas
К Дмитрий Козырев (19.09.2007 10:00:56)
Дата 19.09.2007 10:09:17

Re: уже было....

>>Еще был сходный случай с Федоровым.
>
>Среди джентельменов не принято ссылаться на Федорова
>
http://vif2ne.ru/nvk/forum/2/archive/985/985923.htm
спасибо за ссылку. Вопрос соответственно: к Феоктистову особых претензий у джентльменов нет? Который вот этот : http://militera.lib.ru/h/feoktistov_si/02.html. А то я наковыряю себе источников - фиг отмоешься...

От Константин Чиркин
К А.Погорилый (18.09.2007 16:20:11)
Дата 18.09.2007 22:17:17

А я от ветеранов 4го ГИАП слышал несколько другое

Приветствую.Всё написал Голубев-надо фильтровать.Ветераны рассказывали,что Костылев после штрафбата(пехотного)востановленый был при отделе кадров ВВС КБФ.Его просто никто не хотел брать в часть-зная его характер.И в 4 ГИАП его взял не Голубев,а предыдущий комполка.Кстати всё это можно проверить.1)Ну кто отпустит штрафника не искупившего вину?2)Сравнить время прихода в полк Костылева и кто командовал полком в это время.На мемуары Голубева ссылаться не надо.

От А.Погорилый
К Константин Чиркин (18.09.2007 22:17:17)
Дата 18.09.2007 22:42:59

Re: А я...

>Приветствую.Всё написал Голубев-надо фильтровать.Ветераны рассказывали,что Костылев после штрафбата(пехотного)востановленый был при отделе кадров ВВС КБФ.Его просто никто не хотел брать в часть-зная его характер.И в 4 ГИАП его взял не Голубев,а предыдущий комполка.Кстати всё это можно проверить.1)Ну кто отпустит штрафника не искупившего вину?2)Сравнить время прихода в полк Костылева и кто командовал полком в это время.На мемуары Голубева ссылаться не надо.

Ну да, фильтровать надо как любые другие мемуары.
Но проверяется это не по воспоминаниям других ветеранов (память человеческая на такие искажения способна, что диву даешься), а по документам.
Насчет "кто отпустит?" Тот, кому подчиняется штрафбат. Штрафбат фронтовой - значит, командующий фронтом. Который вполне может пойти навстречу командующему авиацией того флота, с которым флот тесно взаимодействует. А может, конечно, и не пойти. Уровень высокий, но на Сталина выходить не надо.

От Константин Чиркин
К А.Погорилый (18.09.2007 22:42:59)
Дата 18.09.2007 23:25:41

Теперь Вы ударились в домыслы

Приветствую.Отпустит-не отпустит.Вот начальнику какому-нибудь надо заморачиваться,искать себе приключений.Есть в Армии субординация.Кем тогда был Костылев?Да какой-то там ЕМНИП капитан,каких у командующего ну очень много.Понятно было бы-если бы Костылева оставили в части.Но на момент отправки в штрафбат ЕМНИП Костылев был командиром 12 эскадрильи.

От ZaReznik
К Константин Чиркин (18.09.2007 23:25:41)
Дата 20.09.2007 21:15:05

Re: Теперь Вы...

>Кем тогда был Костылев?Да какой-то там ЕМНИП капитан,каких у командующего ну очень много.
Нифига себе какой-то!
ГСС с очень приличным асовским счетом. Готовый комэск, а то и замкомполка.

Тем более, что это флот, а не армия.

От А.Погорилый
К Константин Чиркин (18.09.2007 23:25:41)
Дата 19.09.2007 15:49:47

Почему домыслы?

Положения о штрафбате и штрафроте опубликованы и достаточно известны.
По отбытии наказания что в штрафбате, что в штрафроте возвращалось звание и награды. В том числе, кстати, и в связи с гибелью (посмертно).

Так что если он отбыл - был бы опять капитан с о звездой Героя.
А что там было в действительности - повторяю, в архивах надо рыться.

От Константин Чиркин
К А.Погорилый (19.09.2007 15:49:47)
Дата 19.09.2007 18:42:33

Всё верно,НО

Приветствую.Вы забыли что,для того чтобы вернуть звание и награды требуется рассмотрение суда или трибунала.Соответсвенно проходит какое-то время.Я для консультации только что позвонил бывшему лётчику ВВС КБФ Тихомирову В.А. и он мне объяснил порядок востановления.Тихомиров говорил,что забавно было иногда слышать-эскадрилью ведёт краснофлотец Костылев.

От Андрей Диков
К А.Погорилый (18.09.2007 16:20:11)
Дата 18.09.2007 16:44:53

Краснофлотца. Не рядового. (-)


От А.Погорилый
К Андрей Диков (18.09.2007 16:44:53)
Дата 18.09.2007 21:36:27

Краснофлотец - это и есть рядовой на флоте

Он был в морской авиации, поэтому звания морские. И если для офицеров морской авиации они соответсвуют сухопутным, то для рядовых и младших командиров - такие же как корабельные.

От wolfschanze
К А.Погорилый (18.09.2007 21:36:27)
Дата 18.09.2007 23:58:05

Re: Краснофлотец -...

>Он был в морской авиации, поэтому звания морские. И если для офицеров морской авиации они соответсвуют сухопутным, то для рядовых и младших командиров - такие же как корабельные.
--Не совсем так. Морским званиям соответсвует толко краснофлотец и старший краснофлотец. Дальше идут армейске.
Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие

От Лейтенант
К kashalot (18.09.2007 16:04:19)
Дата 18.09.2007 16:14:52

Можно-можно

>А нельзя ли поподробнее именно об авиации?

Были штрафные истребительные эскадрильи. Летали на И-15 (который не бис). В бой их гнали заградотряды на на Ла-5ФН и "Королевских Кобрах". Патроны к пулеметам штарафникам выдавались как-правило холостые, т.к. их задачей было вызвать у немецких истребителей преждевременный расход боеприпасов и горючего. Также штрафникам разрешалось таранить самолеты противника. Совершивший пять успешных таранов считался искупившим свою вину.

Еще были штрафные бомбардировочные эскадрильи. Они на ПО-2 летали. В задней кабине у каждого летчика сидел особист с пулеметом. Из этого пулемета он должен был растрелять летчика в затылок если он струсит.

Но если Вам поподробнее надо - Вы у Ивана Кошкина спросите, он вопрос глубоко исследовал.



От Artem Drabkin
К Лейтенант (18.09.2007 16:14:52)
Дата 20.09.2007 23:00:56

Доля истины таки есть

Добрый день,

из воспоминаний летчика По-2, побывавшего в штрафной роте

Первый боевой вылет как я уже говорил я совершил на Брянском фронте. Мы бомбили какую-то станцию. Мне дали штурмана, который не только уже имел порядка 400 вылетов, но и мог пилотировать самолет. Как потом выяснилось, ему было приказано, в случае если я поведу самолет в тыл к немцам, меня пристрелить, а самолет привести на свой аэродром. Вот так! Поначалу не доверяли.


Под шумящие колеса песня девки горяча

От vetrabotnik
К Лейтенант (18.09.2007 16:14:52)
Дата 19.09.2007 03:50:10

Re: Можно-можно

Не слишком ли фантастично, особенно про пулемёт у затылка? Особист, что камикадзе ?


От Мертник С.
К vetrabotnik (19.09.2007 03:50:10)
Дата 19.09.2007 08:06:59

особисты тоже были штрафные.

САС!!!
>Не слишком ли фантастично, особенно про пулемёт у затылка? Особист, что камикадзе ?

Если они не выполняли приказ, то их ставили к стенке и растреливали из шестидюймовок.

Мы вернемся

От Лейтенант
К Мертник С. (19.09.2007 08:06:59)
Дата 19.09.2007 10:51:20

Re: особисты тоже...

>САС!!!
>>Не слишком ли фантастично, особенно про пулемёт у затылка? Особист, что камикадзе ?
>
>Если они не выполняли приказ, то их ставили к стенке и растреливали из шестидюймовок.

Но в ходе войны для экономии шестидюймовых снарядов, которые были в дефиците, на основе изучения опыта боевых действий швецарской средневековой пехоты был разработан тактический прием "круг" или "карусель". Когда самолеты эскадрили летали по кругу один за другим, то стрелки-особисты легко могли держать на прицеле не только своего пилота, но и летящий сзади самолет. Таким образом каждый самолет оказывался на прицеле у соседнего. Этот факт потом стало основой для появления в русском языке выражения "круговая порука".

От Казанский
К vetrabotnik (19.09.2007 03:50:10)
Дата 19.09.2007 05:37:59

Re: Можно-можно

Приветствую!
>Не слишком ли фантастично, особенно про пулемёт у затылка? Особист, что камикадзе ?
Камикадзе не камикадзе но такое было,сажали особистов которые проштрафились.
С Уважением.

От Эдуард Головашкин
К Лейтенант (18.09.2007 16:14:52)
Дата 18.09.2007 16:29:25

Ну вот и сюжетец есть...

Надо показать "свОлочным" авторам,думаю заинтересуются))).

С уважением Эдуард.

От Лейтенант
К А.Никольский (18.09.2007 15:37:34)
Дата 18.09.2007 15:49:40

А руководил всем этим штрафной ГКО :-) (-)


От Нумер
К Лейтенант (18.09.2007 15:49:40)
Дата 20.09.2007 01:29:02

А им - штрафной Сталин

фотка не то в шубе, не то в фуфайке и в шапке-ушанке прилагается. :)